Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование опыта самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования

Работа №157794

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы165
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 7
1.1 Проблема изучения самоорганизации в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Личностные особенности обучающихся учреждений среднего
профессионального образования 12
1.3 Виды самоорганизации. Методы эффективной самоорганизации
обучающихся 25
Глава 2 Эмпирическое изучение самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 37
2.1 Организация и проведение исследования. Анализ и
интерпретация результатов первичной диагностики 37
2.2 Тренинговая программа, направленная на формирование опыта
самоорганизации 57
2.3 Анализ и интерпретация результатов повторной диагностики 61
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложения

Актуальность исследования состоит в том, что люди на сегодняшний день должны уметь организовывать себя, свою жизнедеятельность для достижения определенной цели, чтобы оказаться лучше других в век высокой конкуренции. А это значит, что у них должен быть развит на высоком уровне процесс самоорганизации. Ведь самоорганизация - это одно из составляющих личного успеха человека.
Во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам. Он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.
Самоорганизация требует от человека соблюдения самодисциплины, т.е. умения держать себя в руках, управлять своим поведением, умения подчинять свои действия определенным требованиям, принципам.
Цель самоорганизации личности - наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.
Высокий уровень самоорганизации дает личности следующие преимущества: лучшую организацию личного труда, выполнение работы с меньшими затратами, меньшую загруженность работой, меньше спешки и стресса, меньше ошибок при выполнении своих функций, лучшие результаты труда, высокую мотивацию труда, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на исследования многих авторов, посвященные самоорганизации, до сих пор
остается нерешенным вопрос о формировании опыта самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Цель исследования: изучение самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования для разработки тренинговой программы.
Объект исследования: самоорганизация обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс формирования самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Гипотеза: формирование опыта самоорганизации у студентов в учреждениях среднего профессионального образования возможно в рамках тренинговой программы.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу,
посвященную изучению проблемы исследования;
2) подобрать методологический инструментарий, адекватный поставленной цели;
3) провести эмпирическое исследование самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования;
4) обработать и интерпретировать полученные результаты;
5) сформулировать выводы по теме исследования;
6) разработать тренинговую программу.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы ученых, в которых условно можно выделить четыре подхода к определению сущности понятия «самоорганизация»: личностный подход (Т.А Губайдулина, М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина и др.), где самоорганизация трактуется как личностное образование; деятельностный подход (В.Н. Донцов, С.Б. Елканов, В.К. Елманова, Н.В. Кузьмина, Н.И. Мурачковский, А.Г. Сороковой, Я.О. Устинова и др.), представляющий самоорганизацию как процесс, который состоит из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков); интегральный подход (С.С. Амировой, В.Б. Арюткина, Г. Домбровецкой, Н.А. Заенутдиновой, П.М. Керженцева, Л.Т. Охитиной, Н.П. Поповой, О.Н. Птицыной, И.А. Трофимовой и др.), при котором личностные качества субъекта могут повлиять на результат деятельности; технический подход, который изучает и разрабатывает приемы и техники, позволяющие повышать эффективность организации собственной деятельности человека.
Методы и методики исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, качественный и количественный анализ, тестирование и метод математической статистики и интерпретации данных.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой и Е.М. Коноз;
- опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова;
- опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандрикова;
- опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» А.Д. Ишкова;
- методы математической статистики: t-критерий Стьюдента.
Процесс проведения исследования охватывал период с сентября 2018 г. по март 2020 г. И включал в себя следующие этапы.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь - август 2018-2019г.) был осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить актуальность проблемы, поставить цель, конкретизировать ее в исследовательских задачах, сформулировать гипотезу.
На втором этапе (сентябрь - март 2019-2020 г) осуществлялся подбор методов и методик, соответствующих целям и задачам исследования, проводилась диагностика испытуемых для выявления уровня самоорганизации и стилей саморегуляции поведения.
На третьем (январь - март 2020 г), заключительном, этапе был проведен анализ полученных данных.
Организационная база исследования: исследование было проведено на базе Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж). Испытуемыми были студенты 1 курса (15-17 лет) в количестве 60 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное в работе исследование позволяет расширить представления об опыте формирования самоорганизации студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке тренинговой программы по формированию опыта самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования . Также полученные результаты могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, социологов.
Структура магистерской диссертации соответствует логике, содержанию и результатам исследования и состоит из введения, двух глав, тренинговой программы, заключения и списка использованной литературы.
Положения на защиту.
1. Процесс формирования опыта самоорганизации предписывает следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.
2. Формирование опыта самоорганизации осуществляется посредством моделирования различных ситуаций в ходе тренинга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самоорганизация - это возможности человека, которые связаны со способностью организовать себя, проявляющиеся в умении следовать намеченной цели, активном взаимодействии с окружающей действительностью, осознаваемых мотивах, проектировании собственной деятельности, умении действовать самостоятельно, решительности, ответственности, чувстве долга и умении оценивать результаты своих действий.
Это лишь одно из определений данного понятия. А их существует достаточно большое количество, как у зарубежных, так и у отечественных авторов.
Проявление самоорганизации у личности возможно благодаря наличию следующих качеств: активность, смелость, упорство, умение принимать ответственные решения и реализовывать их, умение анализировать собственные поступки и переживания, умение управлять своими эмоциями и поведением, умение владеть собой, предусмотрительность, умение подчинять свои действия определенным требованиям, выдержка, умение предвидеть, решительность, предприимчивость.
Изучение данного явления проводилось с различных сторон. Психологи пытались отыскать и описать признаки самоорганизации, разработать классификации видов самоорганизации, выявить и описать функциональные компоненты процесса самоорганизации и так далее.
В данном исследовании изучалась самоорганизация у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, а именно студентов 1 курса Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж) в возрасте 15-17 лет.
Следует обратить внимание на следующие особенности студентов: формирование самосознания, возрастание волевой регуляции, появление умения самостоятельно разбираться в сложных вопросах, формирование собственного мировоззрения, стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, подростковый негативизм.
В ходе написания данного исследования была достигнута поставленная цель, а именно: была изучена самоорганизация у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования для разработки тренинговой программы.
Методологически наше исследование было выстроено в соответствии с работами отечественных ученых, таких как Т.А Губайдулина, М.И Дьяченко, Л.А. Кандыбович., Т.А. Егорова, Н.С. Копеина В.Н. Донцов, С.Б. Елканов, В.К. Елманова, Н.В. Кузьмина, Н.И. Мурачковский, А.Г. Сороковой, Я.О. Устинова, С.С. Амировой, В.Б. Арюткина, Г. Домбровецкой, Н.А. Заенутдиновой, П.М. Керженцева и др.
Строгая логика проведения исследования в соответствии с целями, задачи данной работы, количественный и качественный анализ полученных данных, математическая обработка результатов обеспечили достоверность и обоснованность результатов данного исследования.
В ходе проведенного эмпирического исследования была доказана выдвинутая гипотеза о том, что что формирование опыта самоорганизации у студентов в учреждениях среднего профессионального образования возможно в рамках тренинговой программы.
Для формирования опыта самоорганизации нами разработана тренинговая программа, включающая в себя групповые упражнения, направленные на развитие личностных качеств.
Данная программа была реализована в Пензенском колледже информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж). После прохождения тренинговой программы студентами экспериментальной группы, мы видим, что по некоторым шкалам результаты испытуемых из экспериментальной группы приблизились к результатам испытуемых из контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать об эффективности проведенной тренинговой работы.
Были выявлены значимые различия у студентов контрольной и экспериментальной групп по некоторым компонентам самоорганизации, а именно: «Планирование» (Омп = 5; при p<0,01, «Моделирование» (Омп = 3.6; при p<0,01), по шкале «Гибкость» (Омп = 4.5; при p<0,01), «Общий уровень саморегуляции» (Омп = 2.4; при p<0,05), «Целеполагание» (Оми = 2.9; при p<0,01), «Планирование» (Омп = 3.1; при p<0,01), «Самоконтроль» (Омп = 2.8; при p<0,01), «Общая способность самоуправления» (Омп = 3.7; при p<0,01), «Планомерность» (Омп = 4.4; при p<0,01), «Целеустремленность» (Омп = 4.8; при p<0,01), «Самоорганизация» (Омп = 4.5; при p<0,01), «Общий показатель» (Омп = 4.8; при p<0,01), «Целеполагание» (Омп = 5.8; при p<0,01), «Планирование» (Омп = 4.1; при p<0,01), «Самоконтроль» (Омп = 4.3; при p<0,01), «Уровень самоорганизации» (Омп = 4.9; при p<0,01).
Таким образом, в результате проведенной работы наблюдаются существенные изменения соответствующих показателей. Следовательно, разработанную и апробированную на практике тренинговую программу можно считать эффективной.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, социологов. Кроме того, разработанная тренинговая программа по формированию опыта самоорганизации у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования может быть использована в работе классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. - 3-е изд. - Москва : Альма-Матер, 2009. - 698 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: ЦИТ, 2012. - 608 с.
3. Афанасьева, Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности [Текст] / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008. - №2. - С. 60-61.
4. Ведмедев, М.М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации [Текст] / М.М. Ведмедев // Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов научной конференции. - Л., 2011. - 243 с.
5. Воробьёва, М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов [Текст] / М.А. Воробьева // Педагогическое образование в России. - 2012. - №6 - С. 184-188.
6. Гребенюк, А. А. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст]: учебное пособие / А. А. Гребенюк. - 2-е изд. - Симферополь, 2001. - 512 с.
7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для
высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - 4-е изд. - Москва:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 264 с.
8. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь [Текст]: Самоорганизация / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Хэлтон, 1998. - 399 с.
9. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические
факторы успешности [Текст] : Монография. / А. Д. Ишков. - 3-е изд.
- М.: Издательство АСВ, 2013. - 224 с.
10. Карелова, Р.А. Учет возрастных особенностей студентов колледжа при формировании готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт [Текст] / Р.А. Карелова // Наука. Мысль. - 2016. - № 4 - С.55¬59.
11. Кириллова, А.В. Совершенствование самоорганизации будущего педагога в процессе внеучебной деятельности [Текст] : автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кириллова Анна Викторовна. - Москва, 2013. - 25 с.
12. Кирина, Н. П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов [Текст] : Автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Кирина Надежда Петровна. - Москва, 2009. - 142 с.
13. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) [Текст] / В.Е. Клочко. - 2-е изд. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 174 с.
14. Князькова, О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» [Текст] / О. Н. Князькова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 11 (46). - С. 428-432.
15. Козлов, Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Текст] / Н.И. Козлов. - 3-е изд. - Москва: ООО «Издательство «Эксмо», 2015. - 752 с.
16. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе свойств
индивидуальности [Текст] / Н.С. Копеина // Личность в системе общественных отношений. - М.: АН СССР - 2013. - № 5 - С. 214-215.
17. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе психодиагностики. Типы самоорганизации [Текст] / Н.С.Копеина // Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе.
- Ленинград: ЛГУ, 1984. - № 3 - С.144-150.
18. Котова, С. С. Основы эффективной самоорганизации [Текст] : учеб. пособие / С. С. Котова, О. Н. Шахматова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. - 145 с.
19. Крылов, А. А. Психология [Текст] / А. А. Крылов. - 3-е изд.
- Москва: Проспект, 2005. - 475 с.
20. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / Н.В. Кузьмина и др. - 2-е изд. - М.: Нар. образование, 2002. - 207 с.
21. Куликова, Л. Н. Саморазвитие личности: психолого¬
педагогические основы [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Куликова. - 3-е изд. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.
22. Логвинова, О.Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности [Текст] / О.Н. Логвинова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №14 - С.35-41.
23. Маккаллок, У. Принципы самоорганизации [Текст] / Уоррен Маккаллок, Уильям Эшби; пер. с англ., под ред. и с предисл. д-ра техн. наук А. Я. Лернера. - Москва: Мир, 2013. - 621 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития
[Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 11-е изд. - М.:
Издательский дом «Академия», 2007. - 640 с.
25. Михневич, С.Н. Самоорганизация студентов-первокурсников в период адаптации к обучению в вузе [Текст] / С.Н. Михневич // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2014.
- С. 36-39.
26. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. - 5-е изд. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.
27. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - 6-е изд. - М.: КноРус, 2016. - 496 с.
28. Пастюк, О.В. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / О.В. Пастюк. - 4-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
29. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий [Текст] / Л.В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 266-274.
30. Цагарелли, Ю. А. Системная диагностика человека и развитие
психических функций [Текст] / Ю.А. Цагарелли. - 2-е изд. - Казань:
Акцептор, 2009. - 412 с.
31. Цой, Л. Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности [Текст] / Л.Н. Цой // Мир психологии. - 2011. - № 2. - С. 96 - 108.
32. Чеховских, М.И. Основы психологии [Текст] : учеб пособие / М.И. Чеховских. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2015. - 218 с.
33. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и
возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - 5-е изд.
- М.: Гардарики, 2009. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ