Введение 4
Глава 1. Теоретические основы интерактивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах 7
1.1 Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся 7
1.2 Интерактивные методы и приемы взаимодействия при обучении
иностранному языку в младших классах 12
1.3 Применение интерактивных методов обучения при взаимодействии на
уроках иностранного языка в младших классах 22
Глава 2. Практическое использование интерактивных методов обучения для взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка младших классов 29
2.1. Практическое использование интерактивных методов и приемов для взаимодействия учителя и ученика на разных этапах обучения в младших классах 29
2.2 Методические рекомендации по интерактивному взаимодействию учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах 36
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 1 52
В XXI веке образование очень часто рассматривается не просто как процесс восприятия и получения знаний, но и как сферу, которая способствует развитию и становлению личности. Современные психологи и педагоги осознают необходимость реализации подхода к ученику как к личности, что связано с одним из ключевых принципов организации учебно¬воспитательной работы, основанной на федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Его главной целью является воспитание всесторонней развитой личности . Обучение, ориентированное на личностный подход, предполагает такую организацию учебного процесса, которая основана на глубоком уважении к личности воспитанника, необходимости учитывать особенности индивидуального развития и относиться к ученику как к сознательному субъекту, способному нести ответственность за свои решения и действия в ходе учебно-воспитательного взаимодействия.
Изучение такого предмета, как иностранный язык, начинается ещё в младшем школьном возрасте. Нельзя сказать, что его целью является исключительно развитие личности ребёнка. Он помогает развить речь, коммуникативные навыки между учащимися, то есть, способствует реализации компетентностного подхода. Из этого можно сделать вывод, что групповая форма работы учащихся является одним из ключевых компонентов, способствующих формированию и становлению полноценной личности.
Известно, что подобный вид учебной деятельности занимает важное место в психолого-педагогической литературе. Это связано с тем, что она помогает детям открыть для себя возможность сотрудничества, выстраивание отношений, понимание и исследование окружающей среды, реализации общения как вида коммуникативной деятельности.
Необходимо прибегать к поиску таких новых форм и приемов обучения, которые в рамках обеспечения успеха современного образования будут способствовать формированию развитой во всех аспектах личности. Именно такая личность сможет нормально функционировать в условиях постоянно меняющегося мира.
В современном мире основой методических нововведений является применение интерактивных методов обучения иностранному языку как тенденция перехода от коммуникативного подхода к интерактивному, которое было разработано изначально западными методистами.
Актуальность изучения темы «Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах» обусловлена поиском эффективных методов обучения иностранному языку младших школьников. Часто учителя проводят уроки по традиционной методике, где главным действующим лицом является сам учитель, а учащиеся - пассивные участники учебного процесса. Такие методы слабо мотивируют детей на работу на уроке, также можно наблюдать потерю интереса к языку в целом.
Объектом изучения являются интерактивное взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах, а предметом выступает процесс обучения иностранному языку с применением интерактивных методов.
Целью данной работы является исследование интерактивного взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интерактивное взаимодействие учителя и учащихся.
2. Исследовать интерактивные технологии взаимодействия при обучении иностранному языку в младших классах.
3. Раскрыть применение интерактивных методов обучения при взаимодействии на уроках иностранного языка в младших классах.
4. Проанализировать методы и приемы интерактивного взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах.
5. Рассмотреть практическое использование интерактивных технологий для взаимодействия учителя и ученика на разных этапах обучения в младших классах.
6. Разработать методические рекомендации по интерактивному взаимодействию учителя и учащихся на уроке иностранного языка в младших классах.
Теоретической основой исследования являются труды таких психологов как Е. А. Должич, С. В. Дмитриченкова, П. Й. Санчес; методистов - Д. В. Итяксов, И. М. Хижняк, а также педагогов- исследователей - Т. Н. Копышева, Т. В. Митрофанова, Л. А. Дмитриева, лингвистов - Р. Х. Кочкаров, Ю. С. Шмидт и многих других ученых.
В работе использованы следующие методы: теоретический анализ методик обучения иностранному языку школьников, педагогическое наблюдение за учебным процессом в младших классах, анализ школьной документации.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что сформулированные в работе теоретические положения и методические методы интерактивного взаимодействия могут способствовать повышению эффективности процесса обучения иноязычному общению, а также могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий.
Апробация результата:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Базовые принципы интерактивного взаимодействия между педагогами и обучающимися на уроках иностранных языков в младшей школе являются ключевыми для формирования эффективной образовательной среды. Взаимодействие между учителем и учениками в процессе обучения помогает стимулировать активное участие детей, развивает их коммуникативные навыки, способствует эффективной передаче знаний и создает увлекательную атмосферу для изучения иностранного языка.
Первым ключевым аспектом интерактивного взаимодействия является создание доверительной атмосферы между учителем и учениками. Учитель должен быть готов выслушать каждого ученика, поощрять их инициативу и содействовать формированию самостоятельного мышления и креативности. В свою очередь, ученики становятся активными участниками урока, проявляют большую заинтересованность и готовность к работе.
Вторым важным аспектом является использование различных методов и техник интерактивного обучения. Взаимодействие должно быть не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Групповые задания, дискуссии, игры и ролевые игры, использование интерактивных технологий - все это помогает создавать пространство для обмена информацией и активное взаимодействие между участниками.
Наконец, третий аспект - это постоянная обратная связь. Учитель должен активно обсуждать достижения и проблемы каждого ученика, а также помогать им самостоятельно оценивать свои успехи. Обратная связь способствует формированию положительной мотивации у детей, помогает им понять свои сильные и слабые стороны, а также находить оптимальные стратегии изучения иностранного языка.
Все эти аспекты в совокупности способствуют созданию эффективной образовательной среды на уроке иностранного языка в младших классах.
Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся помогает формировать и развивать навыки коммуникации, активного участия и творческого мышления у детей. Таким образом, иностранный язык становится не только предметом изучения, но и инструментом для взаимодействия и саморазвития учеников.
Методы и приемы интерактивного взаимодействия между учителем и учащимися на уроках иностранного языка в младших классах играют ключевую роль в обучении иностранному языку. Эти методы и приемы основаны на взаимодействии и активном участии всех участников учебного процесса.
Один из наиболее эффективных методов - это игровые приемы, которые позволяют учащимся находиться в комфортной и непринужденной обстановке. В игровой форме становится проще учиться новым словам, фразам и грамматическим структурам, поскольку дети не ощущают барьеры и страх перед ошибками. Игровые методы также способствуют формированию коммуникативных навыков и дружеских отношений между учащимися.
Другой метод - это использование интерактивных технологий и образовательных игровых программ. Сегодняшние дети весьма знакомы с использованием смартфонов, планшетов и компьютеров. Поэтому использование таких средств на уроках иностранного языка помогает привлечь внимание учащихся и сделать урок более интересным. Они могут играть в образовательные игры, решать задания на компьютере или планшете, просматривать видеоролики на иностранном языке, что способствует более глубокому погружению в изучаемый язык.
Также взаимодействие учителя и учащихся может осуществляться посредством парных и групповых заданий. Работа в парах или малых группах позволяет учащимся активно общаться на иностранном языке, вырабатывать навыки аудирования и говорения, а также развивать критическое мышление и способность к сотрудничеству. В таких групповых заданиях каждый учащийся имеет возможность не только выразить свое мнение, но и выслушать мнения других, что развивает их эмоциональную и интеллектуальную сферу.
В заключение, методы и приемы интерактивного взаимодействия учителя и учащихся на уроках иностранного языка в младших классах играют огромную роль в создании активной и эффективной образовательной среды. Они помогают развивать навыки общения, критического мышления и сотрудничества учащихся, а также привлекают их внимание к процессу обучения. Использование игровых приемов, интерактивных технологий и групповых заданий делает уроки языка интересными, занимательными и эффективными для каждого учащегося.
1. Агеева, И. А. Интерактивные методы, формы и средства обучения / И. А. Агеева, И. А. Лысенкова, Е. С. Борченко. - Бишкек : КРСУ, 2017. - 84 с.
2. Акмурадова Г., Албертова Л. Методы обучения иностранному языку в современном времени: тенденции и инновации //Вестник науки. - 2024. - №. 1. - С. 255—258.
3. Вильковская Е. В., Гуд В. Г. Обучение межкультурной коммуникации посредством интерактивного обучения //Евразийский научный. - 2024.- №. 1. - С. 61.
4. Волкова, Е. А. Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей / Е. А. Волкова // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 3. - С. 502—510.
5. Воробьева, М. В. Особенности и обучение I—поколения (поколения Z) / М. В. Воробьева // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 5. - С. 108—112.
6. Галяутдинова Д. М. Интерактивные методы обучения иностранному языку //Молодой исследователь: от идеи к проекту. - 2023. - №. 2. - С. 606—607.
7. Голованова, И. И. Практики интерактивного обучения : метод. пособие / И. И. Голованова [и др.]. - Казань : Казан. ун—т, 2014. - 288 с.
8. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2011. - № 4. - С. 13.
9. Демищенко, Е. 100 терминов, которые должен знать каждый онлайн—учитель. Профессиональный словарь по технологиям E—Learning / Е. Демищенко. - Текст: электронный // РАКУРС. - URL:https://ra—kurs.spb.ru/info/articles/?id=92.
10. Добрынина, Д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д. В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2010. - № 5. - С. 172—176.
11. Закирова У. И., Лутфуллаева С. К. Эффективные методы обучения иностранным языкам //Педагогическое образование и наука. - 2024. - №. 3. - С. 544—547.
12. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках. - Текст : электронный // Фоксфорд. - URL:https://externat.foxford.ru/polezno—znat/interaktivnye—formy—i—metody—obucheniya.
13. Интерактивные технологии обучения. - Текст : электронный // Современный урок. - URL:http s: //auj c.ru/interaktivnye—texnologii—obucheniya.
14. Кадырова Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников средствами интерактивных методов обучения //Преимущества и проблемы использования достижений отечественной и мировой науки и технологии в сфере иноязычного образования. - 2024. - №. 1. - С. 220—224.
15. Карпова, И. Е. Характеристика интерактивных методов обучения / И. Е. Карпова // Вестник Курганского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 89—90.
16. Клыбин, А. Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологии» / А. Ю. Клыбин. - Нижний Новгород : ВГИПА, 2003. - 67 с.
17. Коротаева, Е. В. Когда «интерактивные технологии» интерактивны? О содержании и практической реализации профессионального стандарта педагога / Е. В. Коротаева // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 115— 121.
18. Котовщикова, К. В. Теория поколений: специфика поколения Z / К.
B. Котовщикова // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры. -
2019. - С. 192—195.
19. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 3—е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 355 с.
20. Кувшинова Е. Е. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранному языку //Гуманитарий Юга России. - 2024. - №. 2. -
C. 75—84.
21. Куликова, Л. Г. Научно—исследовательская деятельность
студентов в вузе на основе интерактивного подхода / Л. Г. Куликова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 9. - С. 50—53.
22. Ломаско, П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн—обучения в современном университете / П. С. Ломаско // Современное образование. - 2017. - № 4. - С. 143—151.
23. Марасулова Д. Н. Иностранный язык в обучении школьников //Лучшие интеллектуальные исследования. - 2024. - №. 2. - С. 204—208.
24. Миханова, О. П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций / О. П. Миханова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 427—432.
25. Морозова Л. А. Опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка в современной школе //Проблемы и перспективы осуществления междисциплинарных. - 2024. №. 8. - С. 148.
26. Морозова, Е. В. Об особенностях подхода к обучению поколений Z и Альфа / Е. В. Морозова // Мир культуры: искусство, наука, образование. -
2020. - С. 261—263.
27. Ноздрякова, Е. В. Интерактивное обучение - реальность или вымысел современного образовательного процесса? / Е. В. Ноздрякова // Интерактивное образование. - 2017. - С. 5—10.
28. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим— Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
29. Рахимова М. А., Хасанова Д. Ш. Использование коммуникативных технологий в изучении английского языка //Лучшие интеллектуальные исследования. - 2024. - №. 4. - С. 91—94.
30. Ситдикова Г. Р., Дульмухаметова Г. Ф., Крепкогорская Е. В. Интерактивная методика преподавания грамматики на занятиях иностранного языка //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2024. - №. 1. - С. 88—92.
31. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений : монография / под ред. М. А. Эскандерова. - М. : Проспект, 2021. - 496 с.
32. Тулина Е. В., Тулина Е. Д. Особенности внедрения интерактивных методов обучения иностранному языку // Мир культуры: искусство, наука, образование. - 2024. - С. 25.
33. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений : учебное пособие / Е. В. Ширшов. - М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 138 с.
34. Шурина И. Ю., Груздева М. А. Интерактивные методы в обучении английскому языку //Развитие навыков 21—го века в современном языковом образовании. - 2023.- №. 1. - С. 274—278.
35. Якубов Ф. У. Индивидуальный подход к обучению иностранным языкам //Экономика и социум. - 2024. - №. 2. - С. 1582—1586.
36. Anderson С. Technology in American Educations, 1650-1900 /C.Anderson. -Washington D.C. U.S.: Government Printing office, 1962. 320 p.
37. Arnold J. Towards more humanistic English teaching /J.Arnold //ELT Journal. -1998.-P. 235-242.
38. Bollnov O.F. Existensphilosophie und Pedagogic /O.F.Bolnov. Stuttgard, 1959.- 130 p.
39. Brown H.D. Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy /H.D.Brown. Phoenix. ELT (Prentice Hall). 1994.
40. Clark L.H. Cooperative Learning /L.H.Clark, I.S.Starr //Educational leadership. -1990.-Ks4.-Vol. 47.