Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку 5
1.1. История появления Интернет-технологий в обучении
иностранному языку 5
1.2. Использование Интернет-ресурсов и цифровых инструментов в
дистанционном обучении иностранному языку 9
Глава 2. Google-аккаунт в преподавании иностранного языка 18
2.1. Ресурсы Google Docs и Google YouTube в учебной деятельности 18
2.2. Платформа Google Classroom в процессе обучения иностранному языку 23
Заключение 43
Список литературы 45
Актуальность исследования. Сегодня сложно представить современный мир без информационных технологий. Прогресс в развитии информационных ресурсов огромен. Информатизация общества требует эффективной информатизации образования, которое основывается на информационно-коммуникационных технологиях или интернет-технологиях.
Всё чаще изучение школьных учебных предметов сопровождается использованием различных приложений. Нередко целые учебные модули сопровождаются информационными элементами обучения на постоянной основе. Иностранный язык, имеющий высокую социальную привлекательность, становится ещё более желаемым для изучения благодаря подобному роду технологиям. Электронные ресурсы стоят на службе образованию и становятся эффективным средством освоения иностранного языка, помогают сформировать коммуникативную компетентность обучающихся. Для полноценного внедрения обучающих платформ учителю иностранного языка необходимо уметь ориентироваться в огромном спектре предлагаемых информационным рынком программ, уметь выбрать наиболее подходящий вариант для конкретного возраста обучающихся, темы изучения, степени освоения материала, уровня подготовки школьников. Многочисленные информационные образовательные ресурсы требуют от учителя высокого уровня владения технологиями работы с ними. Сегодня разработано много специальных образовательных платформ, которые считаются наиболее конструктивными и эффективными в преподавании иностранных языков [9, с. 28].
Вышеперечисленные основания доказывают, что наиболее актуальной задачей в организации иноязычного обучения по-прежнему остаётся совершенствование информационных технологий обучения иностранному языку, дидактическое описание данного процесса.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку учащихся с применением Интернет-технологий.
Предмет исследования - эффективность применения Интернет- технологий на уроках иностранного языка.
Цель исследования - обосновать эффективность Интернет-технологий в обучении иностранному языку.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить историю внедрения Интернет-технологий в процесс изучения иностранному языку. Проанализировать научные исследования в области компьютеризации обучения иностранным языкам.
2. рассмотреть и описать виды учебных Интернет-ресурсов.
Методы исследования:
Анализ, сопоставление, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта использования современных интернет-технологий и интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезными для учителей иностранного языка, практикующих активное обучение с применением Интернет-технологий.
Теоретической базой исследования являются труды учёных, психологов, педагогов-практиков, занимающихся вопросами роли информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Материалом исследования стали многочисленные учебные Интернет- сайты и платформы, помогающие в изучении иностранного языка.
Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы.
Проведённое исследование подтвердило актуальность избранной темы и позволило сделать некоторые выводы.
Исследование помогло обосновать необходимость применения Интернет-технологий в обучении иностранному языку.
В результате сделан вывод о том, что Интернет-технологии способствуют эффективному решению целого ряда дидактических задач:
- повышается интерес к изучаемой теме занятия,
- повышается концентрация внимания,
- улучшается работа памяти,
- активизируются мыслительные способности учащихся,
- в процесс занятия вовлекаются даже самые слабые и пассивные ученики,
- обеспечивается реальное общение с носителями языка, а также со своими сверстниками, со студентами факультета иностранных языков, что в конечном итоге безоговорочно повышает мотивацию, потребность в общении, а значит и потребность в изучении иностранного языка, осознание его роли как языка-посредника при контактах с носителями языка.
Однако, анализ материалов педагогов-практиков показал, что на сегодняшний день самая большая ошибка преподавателей - попытка перенести аудиторную модель обучения в дистанционную среду. Это не одно и то же. Выстраивать аналог традиционного занятия в электронной среде самонадеянно и бессмысленно. Сама технология дистанционного обучения не нова: односторонняя видеоконференцсвязь используется более двадцати лет в различных контекстах. Существуют множество онлайновых курсов обучения, платных и бесплатных, которые учат преподаванию онлайн: La Global Online Academy, EdTech Leaders Online de 1’EDC, UNESCO: Building peace in the minds ofmen and women и другие.
Проведённый анализ также показал, что важным для педагогического сообщества является описание приёмов, эффективных для повышения качества обучения учащихся в дистанционном образовании (онлайн- обучении) иностранным языкам.
Google-сервисы - это целостная экосистема, доступ к которой получает любой владелец Google аккаунта. Соответственно владелец может предоставлять доступ к любому файлу пользователям, а также программным продуктам. Таким образом, Google-сервисы помогают организовать работу большого круга заинтересованных лиц в режиме онлайн, т.е. формируется новая образовательная среда вне стен образовательного учреждения.
Google-сервисы представляются в виде отдельных веб-приложений, связанных между собой одним аккаунтом и хранилищем всей информации, где от пользователя требуется наличие интернет-подключения и браузера для работы. Благодаря экосистеме можно использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что обучение иностранному языку с помощью ресурсов Интернет является широко дискутируемым, вызывает множество вопросов, которые влияют на обучение: проводится ли курс в режиме реального времени или нет, какая технология используется и каковы результаты обучения в формате онлайн. Однако, роль учителя в условиях Интернет-образования (онлайн- образования) остаётся похожей на типичную для любого обучения: руководство, информирование, содействие, наставничество, консультирование учащегося. Принципиальная трудность состоит в том, чтобы сделать это обучение более технологичным и с меньшей затратой времени для подготовки.
1. Белая А. Л. О роли средств интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку. Женщина. Общество. Образование: материалы 13-ой междунар. науч.-практ. конф., 17 дек. 2010 г./ Женский институт Энвила. - Минск, 2011. - С. 284-286.
2. Власов Е. А., Юдина Т. Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. - М., 1990. - 241 с.
3. Воронина Т. П., Каницын В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты. - М., 1995. - 220 с.
4. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ. - 2019.
5. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - СПб: Союз, 2011. - 192 с.
6. Костина, Е. В. Использование электронного учебника по английскому языку в период педагогической практики студентов факультета иностранных языков / Е. В. Костина // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - № 2 (18). - С. 33-34.
7. Костюченко М.В., Трутнев А.Ю. Интернет-ресурсы при изучении английского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 1. - С. 181-185.
8. Лазутова Л. А. Интерактивные формы обучения студентов иностранному языку с использованием видеофильмов // Высшее образование сегодня. - № 10. - 2014. - С. 101-104.
9. Лазутова Л. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной речевой компетенции // Теория и практика общественного развития. - - № 1. - 2015. - С. 158-161.
10. Омарова С. К. Применение интернет-технологий в обучении иностранному языку // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 15. - с. 102¬110.
11. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учебник- практика. руководство. - М.: Гном, - 2018. - 304 с.
12. Полат Е. С. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие. - М.: Наука, 2001. - 272 с.
13. Рогушина Ю. В. Внедрение современных интернет-технологий в образовательный процесс // Образовательные технологии и общество. - 2019. - № 5. - С. 70-76.
14. Руденко-Моргун О. И. Мультимедиа учебник // Вопросы
Интернет образования. - №2. - 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //vio .fio .ru/vio_02/cd_site/Articles/Art_1_16 .asp?F orumID=11
(дата обращения: 12.02.2022).
15. Руденко-Моргун О. И. Тенденции современной методики преподавания языка и новые информационные технологии // Общеобразовательные дисциплины и язык специальности в профессиональной подготовке национальных кадров на начальном этапе обучения в вузе: Тез. докл. Межд. науч.-практ. конф. 23-24 ноября 2000 г. - М.: РУДН, 2010. - С. 239.
16. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя / Е. В. Сидорова и др. / СПб.: 2013-288 с.
17. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных
Интернет-материалов в обучение иностранному языку // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm(дата обращения: 12.02.2022).
18. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2015. - 456 с.
19. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. - 2008. - №2. - С. 100-110.
20. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. - М.: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. - 180 с.
21. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2016. - №3. - С. 26-31.
22. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании
иностранных языков. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. - 267 с.
23. Титова С. В. Службы и ресурсы Интернета в преподавании
иностранных языков. - М.: МГУ, 2013. - 128 с.
24. Чебан О. О. Интернет-технологии в школе // Вопросы Интернет - образования. 2005, № 30. - С. 44-49.
25. Щетинина М. Г. Критерии поиска и отбора Интернет-ресурсов для учебных целей (на примере обучения иностранному языку) // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2012. - С. 129-132.
26. Якуба С. Сервисы Google для образования. Часть 1. М.:
Издательские решения, 2017. - 188 с.
27. Google Classroom - онлайн класс для эффективного обучения. - URL: http://www.web2me.ru/google/classroom/(дата обращения: 14.02.2022).