Введение 5
1 Маркетинговые исследования рынка 8
1.1 Анализ рынка 8
1.2 Оценка конкурентов и их конкурентных преимуществ 15
1.3 Анализ потребителей и сегментирование рынка 22
2 Технико-технологическое обоснование проекта 28
2.1 Характеристика производимой продукции 28
2.2 Технология производства продукции 40
2.3 Логистика производственных процессов 49
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 56
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия
и управление персоналом 56
3.2 Формирование стратегий организации 65
3.3 Управление качеством в организации 76
3.4 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 79
Заключение 91
Список использованной литературы 93
Приложения
Комплексное использование древесины имеет своей целью повышение экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности путем сокращения лесозаготовок и одновременно полного использования древесных отходов и низкосортной древесины в качестве технологического сырья. Эта проблема продолжает оставаться актуальной, несмотря на то, что бережное отношение к природным ресурсам и охрана окружающей среды стали естественным требованием, предъявляемым к деятельности людей.
В связи с растущей из года в год потребностью в деловой древесине целесообразно использование древесных отходов на те виды продукции, которые способны ее заменить. Таким материалом являются древесностружечные плиты, необходимость интенсивного развития производства которых диктовалась высокой эффективностью их использования: в Советском Союзе: 1 м3 древесностружечных плит был эквивалентен 2,4 м3 высококачественных пиломатериалов или 3,8 м3 деловой древесины.
Производство древесностружечных плит в Советском Союзе увеличилось с 0,16 млн. м3 в 1960 г. до 5,45 млн. м3 в 1980 г., но отставало от потребности в них. В настоящее время древесностружечные плиты являются не заменителем древесины, фанеры, столярной плиты, а признанным и необходимым конструкционным материалом больших размеров, изготовление которого возможно с различными заданными характеристиками.
Древесностружечные плиты нашли широкое применение в мебельной промышленности. Их использование оправдано с экономической, технологической и потребительской точки зрения, поскольку делают производство мебели экономичным, практичным и удобным. В то же время следует, отметить, что в современном мебельном производстве наиболее ДСП используется с различными видами покрытий. Широкое распространение в мебельном производстве получили шпонированные ДСП. Шпонированная плита - это ДСП, покрытая тонкими листами древесины, чаще всего, из хвойных или лиственных пород. Плита покрытая шпоном отличается высоким качеством, служит хорошей альтернативой изделиям из натурального дерева, а также хорошо и легко обрабатывается.
Особенность производства шпонированных ДСП — использование в качестве связующих карбамидоформальдегидных олигомеров, имеющих значительную сырьевую базу и относительно низкую стоимость по сравнению с другими конденсационными смолами.
Карбамидоформальдегидные олигомеры обладают высокой адгезионной способностью и наибольшей скоростью отверждения, имеют низкую вязкость при высокой концентрации, бесцветны.
Шпонированные древесностружечные плиты на основе карбамидоформальдегидного связующего широко используются в производстве мебели и для внутренней обшивки домов. Поэтому основное внимание уделяется карбамидоформальдегидным смолам — наиболее распространенному связующему для древесно-стружечных плит.
Все вышесказанное определило возможность организации предприятия по производству шпонированной мебельного ДСП на территории Пензенской области.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономических мероприятий по созданию предприятия по производству и реализации шпонированной мебельного щита.
Для достижения цели были определены и решены следующие задачи:
• проанализировано состояние и тенденции развития рынка шпонированной мебельного щита;
• изучена технология производства шпонированной мебельного ДСП;
• разработана система управления основными процессами функционирования и развития вновь организуемого предприятия;
• составлен комплекс мероприятий по организации продвижению и предложению производимого продукта;
• дано экономическое обоснование предлагаемого бизнес-плана.
Объектом исследования является система производства и реализации шпонированной мебельного ДСП.
Предметом исследования - совокупность теоретических, методологических и практических вопросов организации предприятия по производству и реализации шпонированной мебельного ДСП.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам бизнес-планирования в современных экономических условиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области. Методология исследования основана на системно-функциональном подходе к изучаемой проблеме. В рамках этого подхода в работе использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований: абстрактно - логический, монографический, статистико-экономический, экономико-математический и др.
Благодаря значительным объемам запасов леса, Россия занимает выгодные позиции на мировом рынке лесных товаров.
Прогнозы свидетельствуют, что к 2020 г. мировая потребность в деловой древесине вырастет примерно на 300 млн. м3 в год (до 60%), и существует только один реальный источник покрытия этой потребности - леса России.
Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины около 22% от мировых.
В настоящий момент большое внимание лесопромышленному комплексу уделено со стороны Президента и Правительства РФ.
Согласно концепции Федеральной целевой программы «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоения новых лесных массивов на период до 2025 года», основные программные мероприятия направлены на обеспечение развития лесозаготовок и освоение новых лесосырьевых баз; развития мощностей по глубокой переработке древесины; развития внутреннего рынка потребления лесобумажной продукции, увеличение платежеспособного спроса на традиционные российские товары из древесины, и прежде всего деревянные дома; повышения эффективности лесного экспорта.
В связи с вышесказанным принято решение об организации производства шпонированного ДСП на территории Пензенской области.
Шпонированная ДСП - древесно-стружечная плита, это пиломатериал изготовленный методом горячего прессования высушенных древесных опилок (стружек) и веществ которые скрепляют опилки между собой, в качестве таких веществ используются синтетические смолы (формальдегидные, фенол-формальдегидные, 6-18 % от массы опилок).
Именно благодаря добавкам смол, плита ДСП приобретает особую прочность и долговечность. Плиты ДСП лишены таких природных пороков древесины, как сучки, внутренние пустоты. Основными достоинствами шпонированного ДСП является его: низкая стоимость; простота обработки; экологичность; прочность.
По оценкам экспертов ВНИИДРЕВ, объем российского рынка продукции деревообработки составляет примерно $2-2,5 млрд., из них на долю продаж древесных плит и фанеры приходится около 50%. При этом следует отметить, что наиболее активными темпами в последние годы растет производство древесностружечных плит, в том числе шпонированных. Потребления шпонированных древесностружечных плит растет со средним темпом в 10-15% в год. При этом, не смотря на кризис, свыше 80% потребления шпонированного ДСП удовлетворяется за счет отечественных производителей.
На рынке шпонированного ДСП имеется достаточно высокая конкуренция, однако как показали исследования у ООО «Древплит» имеет возможности обеспечить себе достойное место на рынке за счет высокого качества и невысокой стоимости продукции. ООО «Древплит» предполагает занять около 7% регионального рынка шпонированного ДСП.
В результате проведенного исследования потребителей было выявлено, что основными потенциальными покупателями продукции предприятия будут являться малые и средние предприятия мебельной промышленности региона.
В целях эффективного функционирования и развития предприятия была разработана миссия предприятия, которая отражает совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.
Для диагностики состояния ООО «Древплит» используется SWOT- анализ, в котором определяются сильные и слабые стороны предприятия, позволяющие наиболее успешно ориентироваться во внешней среде, а так же возможности и угрозы, которые могут возникнуть при реализации поставленных перед организацией целей. Анализ показал, что у предприятия имеются достаточно широкие возможности развития.
Для осуществления технологического процесса на предприятии будет закуплено оборудование у ОАО «Великорус» г. Серпухов на сумму 15 млн. руб.
Для обеспечения эффективной реализации поставленных целей в ООО «Древплит» была разработана организационная структура управления. В основу построения структуры управления был положен линейно¬функциональный принцип. Количество работников на предприятии должно быть таким, чтобы обеспечивалась плановая месячная программа производства и продаж и в тоже время, простои были бы минимальны. В данном случае необходим штат из 33 сотрудников.
Наше предприятие, занимающимся производством и реализацией шпонированного ДСП, в качестве марочного названия выбрало полное название ООО «Древплит». В качестве логотипа используется стилизованное изображение названия предприятия и сосны, что отражает характер деятельности предприятия.
Предприятие ООО «Древплит» стремится максимизировать объём сбыта, поэтому предполагается одновременно использовать несколько каналов товародвижения, для того чтобы обслуживать сегменты с разными покупательскими привычками.
В результате экономической оценки проекта было установлено, что при ставке дисконтирования, равной 12%, период окупаемости проекта равен 44 месяцам.
Средняя норма рентабельности проекта равна 37,61 %, это говорит о том, что начальные инвестиции окупаются более чем в 1,7 раза, то есть реализация данного проекта является выгодной.
Чистый приведенный доход от реализации проекта за пять лет равен 9 504 375 рубль, что также свидетельствует о выгодности проекта.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрист, 2015. - 318 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 и 3. // Проспект, 2014. - 472 с.
3. Абрамова И.В. Методика сравнительной эффективности управления / И.В. Абрамова, А.Г. Клюев //Бизнес-информация. Харьков, 2016, № 13. 51-56 с.
4. Адаптивное управление фирмой / Кудин В.С., Лычагин М.В. и др. / Новосибирская Государственная академия экономики и управления. Новосибирск, 2014. 149 с.
5. Актуальные проблемы становления рыночной экономики: Межвуз. сб. науч. стат. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2014. 152 с.
6. Актуальные проблемы переходной экономики России: теория и практика: Сборник науч. стат. Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. ун-та, 2013.¬170 с.
7. Архангельский В.Д. Аппараты для сушки сыпучей древесины. М.: Лесн. пром., 2014. - 328 с.
8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как
управлять капиталом / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. 383 с.
9. Балашов В.В. Тезаурус рыночной экономики и управления / В.В. Балашов, В.В. Годин, А.В Райченко. - М.: ГАУ, 2015. 80 с.
10. Беляев В.К. Новое в управлении экономикой предприятия: Справочно-методическое пособие / В.К. Беляев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2015. - 219 с.
11. Беренс В Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований / В. Беренс, П.М. Хавранек / Пер. с англ. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 2015. - 342 с.
12. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практич. пособие./ Под ред. И.А. Иванниковой. - М.: Эксперт-бюро, М, 2015.- 111 с.
13. Бизнес-план. /Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х., Попов В.М. - Изд. 2-е. Ч. 1. Зарубежный и отечественный опыт. М.: Финансы и статистика, 2015. - 175 с.
14. Быкова Е.В. Финансовое искусство коммерции. / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2014. - 153 с.
15. Васильчук Е.С. Бизнес-планирование и оценка рисков предпринимательской деятельности / Е.С. Васильчук Н.А. Рухманова. - Иваново: Иван. гос. ун-т., 2014 - 123 с.
16. Вельков А.В. Механизм корпоративных стратегий управления инновационной деятельностью / А.В. Вельков СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финансов, 2014. - 19 с.
17. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы / Х. Виссема. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 282 с.
18. Вэриан Х.Р. Микроэкономика: промежуточный уровень.
Современный подход / Х.Р. Вэриан / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 986 с.
19. Вютрих Х.А. Конкурентоспособность глобальных предприятий / Х.А. Вютрих, В.Б. Винтер // Проблемы теории и практики управления. М., 2016, - № 3. 96-101 с.
20. Голик В. Организация и ее среда / В. Голик // Бизнес + Информ. Харьков, 2016, - № 10. 51-53 с.
21. Голубков Е.Н. Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика / Е.Н. Голубков. - М.: Изд-во «Финпресс», 2014.¬416с
22. Горемыкин В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод пособие / В.А. Горемыкин А.Ю. Богомолов. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 333 с.
23. Гренбэк Г.В. Бизнес-диагностика на промышленном предприятии / Г.В. Гренбэк, Е.А. Соломенникова // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 2015, № 12. - 38-52 с.
24. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика / Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 367 с.
25. Демин А.А. Фирма: испытание рынком. / А.А. Демин, В.Б. Акулов. - СПб.: Петрополис, 2015. - 134 с.
26. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение / Т.Г. Долгопятова. - М.: Акад. нар. хоз. при Правительстве РФ: Дело, 2016. 285 с.
27. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом» / Дэвид Г. Бэнгз. - М.: Изд-во «Финпресс», 2016. - 256 с.
28. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Учеб. Пособие. / В.С. Ефремов. - М.: «ДИС», 2015. - 288 с.
29. Заседателев О.В. Некоторые вопросы управления инвестициями / О.В. Заседателев // Вопросы экономики и конверсии. М., 2015, Вып. 2. 68-74 с.
30. Ивановский В.С. Рынок капитала, самофинансирование и инвестиционная деятельность фирмы / В.С. Ивановский. - М.: Рос. экон. журнал, 2014. - 80 с.
31. Калашников В.А. Словарь рыночной экономики / В.А. Калашников М.: ИВЦ «Маркетинг», 2015. - 56 с.
32. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений / Н.Л. Карданская М.: Рус. делов. лит., 2015. - 288 с.
33. Каретникова Т.М. Конкурентоспособность фирм / Т.М. Каретникова, М.В. Каретников / Челяб. гос. техн. ун-т. Челябинск, 2015. - 192 с.
34. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 512 с.
35. Корякин Д.Ю. Современное предпринимательство и его отражение в реальной политике / Д.Ю. Корякин. - М.: Луч, 2014. 41 с.
36. Конаш Г.И., Отлев И.А. и др. Производство многослойных древесно-стружечных плит. - М.: Лесн. пром., 2014. - 95 с.
37. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер, Г. Армстронг, Дж.. Сондерс В. Вонг. Пер с англ. - М.: СПб., К.: Издат. дом «Вильямс», 2015.-105 с.
38. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М.Н. Крейнина. - М.: «ДИС», 2015. - 224 с.
39. Кузнецов В.Н. Согласование и оптимизация в иерархических
системах с активными элементами / В.Н. Кузнецов. - М.: Ин-т управления
РАН, 2014. - 130 с.
40. Куксов А. Планирование деятельности предприятия / А. Куксов // Экономист. М., 2016, № 6. 61-67 с.
41. Маркетинг. //Под ред. А.Н.Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.-560 с.
42. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпрома России. — М., Информэлектро, 2004.
43. Оборудование для производства шпонирорванного ДСП http://tddial.ru
44. Отлев И.А. Технологические расчеты в производстве древесностружечных плит. - М.: Лесн. пром., 2015. - 240с.
45. Проблемы и перспективы рынка мебельных щитов в России http: //www.newchemi stry .ru
46. Развитие рынка шпонированного ДСП http: //marketing .rbc.ru
47. Российский рынок ДСП -http://www.actinfo.ru
48. Технологии производства шпонированного щита
http: //www.smolensk- spravka.ru