Изучение профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений
|
Введение 3
Глава 1. Анализ данных исследований по проблеме профессионального самосознания студентов
1.1. Психологическая характеристика студенчества 7
1.2. Понятие профессионального самосознания. Особенности его
формирования в период обучения в вузе 10
1.3. Анализ исследований профессионального самосознания студентов
педагогического направления 17
1.4. Профессиональная идентичность и профессиональное
самосознание 24
1.5. Проблема диагностики и развития профессионального
самосознания студентов педагогического направления 31
Глава 2. Изучение профессионального самосознания студентов
педагогического и не педагогического направлений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Описание результатов исследования, их анализ и
интерпретация 48
Выводы 59
Заключение 61
Список используемых источников 62
Приложение 1 67
Приложение 2
Глава 1. Анализ данных исследований по проблеме профессионального самосознания студентов
1.1. Психологическая характеристика студенчества 7
1.2. Понятие профессионального самосознания. Особенности его
формирования в период обучения в вузе 10
1.3. Анализ исследований профессионального самосознания студентов
педагогического направления 17
1.4. Профессиональная идентичность и профессиональное
самосознание 24
1.5. Проблема диагностики и развития профессионального
самосознания студентов педагогического направления 31
Глава 2. Изучение профессионального самосознания студентов
педагогического и не педагогического направлений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Описание результатов исследования, их анализ и
интерпретация 48
Выводы 59
Заключение 61
Список используемых источников 62
Приложение 1 67
Приложение 2
В психологии известно множество подходов к исследованию самосознания, однако прикладной аспект этого психологического направления разработан недостаточно. К одному из прикладных аспектов изучения самосознания относится исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития, в том числе профессионального самосознания на этапе подготовки в вузе.
Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Центральной категорией психологии высшего образования является профессиональное сознание, а вузовскую подготовку можно определить, как процесс системного формирования профессионального сознания [2].
На этапе профессионального становления в ходе обучения в вузе происходят существенные изменения в структуре образа-Я студента, как субъекта обучения и субъекта будущей профессиональной деятельности. Этим обусловлена значимость исследований проблемы профессионального самосознания студентов.
Анализ теоретических и эмпирических данных показывает, что само понятие профессионального самосознания недостаточно проработано . Ощущается дефицит исследований по изучению стадий и механизмов формирования профессионального самосознания; мало рассмотрены изменения данного психического конструкта в период профессионального обучения в вузе. На стадии профессионального обучения студенты уже обладают профессиональным самосознанием, которое проявляется в осознании своих профессиональных способностей, профессиональной пригодности, прогнозировании своих профессиональных перспектив.
В период реформирования образования особую актуальность представляют исследования профессионального самосознания студентов, обучающихся по педагогическим направлениям - тех, кто по роду своей будущей профессиональной деятельности будут включены в активное взаимодействие с другими субъектами образовательного и воспитательного процессов. Педагогическая профессия предполагает воздействие на сознание и самосознание других людей - учеников и воспитанников.
На наш взгляд, самосознание студента должно изучаться как ресурсный источник профессионального формирования и развития.
Профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности. Профессиональное самосознание можно рассматривать как профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности и осознание соответствия своих качеств требованиям профессии.
Формирование профессионального самосознания студентов является одной из главных задач высшего профессионального образования. Показателем его высокого уровня развития является наличие целостного образа-Я будущего профессионала в структуре общего самосознания личности. Большинству студентов присущ невысокий уровень развития профессионального самосознания, который проявляется в недостаточно полных и сильно противоречивых представлениях о собственных профессиональных качествах [52].
На этапе обучения в вузе одним из показателей профессионального самосознания является отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития. К показателям профессионального самосознания относятся также ценностные ориентации и смысловые установки субъекта учебной деятельности. В данной работе анализу этих компонентов профессионального самосознания уделено особое внимание.
Анализируя проблему формирования и динамики профессионального самосознания, разные авторы выдвигают следующие общие положения:
- в процессе профессионализации профессиональное самосознание существенно изменяется по своей структуре;
- динамика профессионального самосознания представляет собой качественное и количественное усложнение когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов;
- существуют специфические условия и движущие силы развития профессионального самосознания [15].
Но, на наш взгляд, нет ответа на такой существенный вопрос: как особенности профессиональной подготовки, организации и реализации учебного процесса на разных специальностях и направлениях отражаются на формировании профессионального самосознания студентов.
Для решения этого вопроса нами было предпринято исследование, целью которого стало изучение профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений. Полученные диагностические данные могут быть использованы в учебной работе со студентами, в процессе организации учебной и производственной практик, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала студенческой молодежи.
Объект исследования - профессиональное самосознание студентов.
Предмет исследования - различия в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений.
Гипотеза исследования заключается в предположении о различиях в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений, которые проявляются
- в уровне (статусе) профессиональной идентичности;
- в таких показателях профессиональной готовности, как информированность, планирование и эмоциональное отношение к профессии;
- в уровне самоактуализации личности (поведенческом компоненте самосознания).
- в мотивации достижения.
В ходе проведения исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить данные научных исследований по вопросам профессионального самосознания и особенностей его формирования в период обучения в вузе. Проанализировать понятие профессиональной идентичности и его связи с профессиональным самосознанием. Рассмотреть данные имеющихся исследований профессионального самосознания студентов педагогического направления.
2. Подобрать диагностические методики по изучению профессионального самосознания студентов.
3. Сформировать выборку исследования и провести диагностические процедуры по изучению профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений.
4. Проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы.
Для изучения различий в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений в ходе исследования были использованы:
- методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской;
- методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель;
- модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности «САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;
- методика «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова.
В исследовании приняли участие 32 студента 2-3 курсов очной формы обучения Пензенского государственного университета.
Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Центральной категорией психологии высшего образования является профессиональное сознание, а вузовскую подготовку можно определить, как процесс системного формирования профессионального сознания [2].
На этапе профессионального становления в ходе обучения в вузе происходят существенные изменения в структуре образа-Я студента, как субъекта обучения и субъекта будущей профессиональной деятельности. Этим обусловлена значимость исследований проблемы профессионального самосознания студентов.
Анализ теоретических и эмпирических данных показывает, что само понятие профессионального самосознания недостаточно проработано . Ощущается дефицит исследований по изучению стадий и механизмов формирования профессионального самосознания; мало рассмотрены изменения данного психического конструкта в период профессионального обучения в вузе. На стадии профессионального обучения студенты уже обладают профессиональным самосознанием, которое проявляется в осознании своих профессиональных способностей, профессиональной пригодности, прогнозировании своих профессиональных перспектив.
В период реформирования образования особую актуальность представляют исследования профессионального самосознания студентов, обучающихся по педагогическим направлениям - тех, кто по роду своей будущей профессиональной деятельности будут включены в активное взаимодействие с другими субъектами образовательного и воспитательного процессов. Педагогическая профессия предполагает воздействие на сознание и самосознание других людей - учеников и воспитанников.
На наш взгляд, самосознание студента должно изучаться как ресурсный источник профессионального формирования и развития.
Профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности. Профессиональное самосознание можно рассматривать как профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности и осознание соответствия своих качеств требованиям профессии.
Формирование профессионального самосознания студентов является одной из главных задач высшего профессионального образования. Показателем его высокого уровня развития является наличие целостного образа-Я будущего профессионала в структуре общего самосознания личности. Большинству студентов присущ невысокий уровень развития профессионального самосознания, который проявляется в недостаточно полных и сильно противоречивых представлениях о собственных профессиональных качествах [52].
На этапе обучения в вузе одним из показателей профессионального самосознания является отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития. К показателям профессионального самосознания относятся также ценностные ориентации и смысловые установки субъекта учебной деятельности. В данной работе анализу этих компонентов профессионального самосознания уделено особое внимание.
Анализируя проблему формирования и динамики профессионального самосознания, разные авторы выдвигают следующие общие положения:
- в процессе профессионализации профессиональное самосознание существенно изменяется по своей структуре;
- динамика профессионального самосознания представляет собой качественное и количественное усложнение когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов;
- существуют специфические условия и движущие силы развития профессионального самосознания [15].
Но, на наш взгляд, нет ответа на такой существенный вопрос: как особенности профессиональной подготовки, организации и реализации учебного процесса на разных специальностях и направлениях отражаются на формировании профессионального самосознания студентов.
Для решения этого вопроса нами было предпринято исследование, целью которого стало изучение профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений. Полученные диагностические данные могут быть использованы в учебной работе со студентами, в процессе организации учебной и производственной практик, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала студенческой молодежи.
Объект исследования - профессиональное самосознание студентов.
Предмет исследования - различия в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений.
Гипотеза исследования заключается в предположении о различиях в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений, которые проявляются
- в уровне (статусе) профессиональной идентичности;
- в таких показателях профессиональной готовности, как информированность, планирование и эмоциональное отношение к профессии;
- в уровне самоактуализации личности (поведенческом компоненте самосознания).
- в мотивации достижения.
В ходе проведения исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить данные научных исследований по вопросам профессионального самосознания и особенностей его формирования в период обучения в вузе. Проанализировать понятие профессиональной идентичности и его связи с профессиональным самосознанием. Рассмотреть данные имеющихся исследований профессионального самосознания студентов педагогического направления.
2. Подобрать диагностические методики по изучению профессионального самосознания студентов.
3. Сформировать выборку исследования и провести диагностические процедуры по изучению профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений.
4. Проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы.
Для изучения различий в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений в ходе исследования были использованы:
- методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской;
- методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель;
- модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности «САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;
- методика «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова.
В исследовании приняли участие 32 студента 2-3 курсов очной формы обучения Пензенского государственного университета.
В психологии юношеский возраст рассматривается в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризуется как наиболее ответственный возраст в построении профессиональных планов. Юность представляет собой переходную фазу от созревания к зрелости, является периодом интенсивной социализации человека.
Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, происходит выбор жизненного пути.
Актуальность проблемы формирования профессионального самосознания студентов в процессе их профессиональной подготовки очевидна. Вопросы профессионального самосознания и профессиональной идентичности представляют интерес как для выработки оптимальных способов взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, так и для процесса сопровождения личностного развития студентов.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд различий по показателям профессиональной идентичности, профессиональной готовности, самоактуализации личности и мотивации достижения студентов педагогического и не педагогического направлений.
Полученные в ходе проведенного исследования данные могут быть использованы в профориентационной работе со старшеклассниками, в в процессе организации учебной и производственной практик студентов, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала лиц юношеского возраста.
Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, происходит выбор жизненного пути.
Актуальность проблемы формирования профессионального самосознания студентов в процессе их профессиональной подготовки очевидна. Вопросы профессионального самосознания и профессиональной идентичности представляют интерес как для выработки оптимальных способов взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, так и для процесса сопровождения личностного развития студентов.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд различий по показателям профессиональной идентичности, профессиональной готовности, самоактуализации личности и мотивации достижения студентов педагогического и не педагогического направлений.
Полученные в ходе проведенного исследования данные могут быть использованы в профориентационной работе со старшеклассниками, в в процессе организации учебной и производственной практик студентов, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала лиц юношеского возраста.
Подобные работы
- Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Рефлексия познавательных психических состояний студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая культура как условие развития профессионального самосознания студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная самореализация студентов и выпускников бакалавриата по направлению «Социальная работа»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Личностные характеристики студентов с разными статусами идентичности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



