Введение 3
Глава 1. Анализ данных исследований по проблеме профессионального самосознания студентов
1.1. Психологическая характеристика студенчества 7
1.2. Понятие профессионального самосознания. Особенности его
формирования в период обучения в вузе 10
1.3. Анализ исследований профессионального самосознания студентов
педагогического направления 17
1.4. Профессиональная идентичность и профессиональное
самосознание 24
1.5. Проблема диагностики и развития профессионального
самосознания студентов педагогического направления 31
Глава 2. Изучение профессионального самосознания студентов
педагогического и не педагогического направлений
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Описание результатов исследования, их анализ и
интерпретация 48
Выводы 59
Заключение 61
Список используемых источников 62
Приложение 1 67
Приложение 2
В психологии известно множество подходов к исследованию самосознания, однако прикладной аспект этого психологического направления разработан недостаточно. К одному из прикладных аспектов изучения самосознания относится исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития, в том числе профессионального самосознания на этапе подготовки в вузе.
Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Центральной категорией психологии высшего образования является профессиональное сознание, а вузовскую подготовку можно определить, как процесс системного формирования профессионального сознания [2].
На этапе профессионального становления в ходе обучения в вузе происходят существенные изменения в структуре образа-Я студента, как субъекта обучения и субъекта будущей профессиональной деятельности. Этим обусловлена значимость исследований проблемы профессионального самосознания студентов.
Анализ теоретических и эмпирических данных показывает, что само понятие профессионального самосознания недостаточно проработано . Ощущается дефицит исследований по изучению стадий и механизмов формирования профессионального самосознания; мало рассмотрены изменения данного психического конструкта в период профессионального обучения в вузе. На стадии профессионального обучения студенты уже обладают профессиональным самосознанием, которое проявляется в осознании своих профессиональных способностей, профессиональной пригодности, прогнозировании своих профессиональных перспектив.
В период реформирования образования особую актуальность представляют исследования профессионального самосознания студентов, обучающихся по педагогическим направлениям - тех, кто по роду своей будущей профессиональной деятельности будут включены в активное взаимодействие с другими субъектами образовательного и воспитательного процессов. Педагогическая профессия предполагает воздействие на сознание и самосознание других людей - учеников и воспитанников.
На наш взгляд, самосознание студента должно изучаться как ресурсный источник профессионального формирования и развития.
Профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности. Профессиональное самосознание можно рассматривать как профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности и осознание соответствия своих качеств требованиям профессии.
Формирование профессионального самосознания студентов является одной из главных задач высшего профессионального образования. Показателем его высокого уровня развития является наличие целостного образа-Я будущего профессионала в структуре общего самосознания личности. Большинству студентов присущ невысокий уровень развития профессионального самосознания, который проявляется в недостаточно полных и сильно противоречивых представлениях о собственных профессиональных качествах [52].
На этапе обучения в вузе одним из показателей профессионального самосознания является отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития. К показателям профессионального самосознания относятся также ценностные ориентации и смысловые установки субъекта учебной деятельности. В данной работе анализу этих компонентов профессионального самосознания уделено особое внимание.
Анализируя проблему формирования и динамики профессионального самосознания, разные авторы выдвигают следующие общие положения:
- в процессе профессионализации профессиональное самосознание существенно изменяется по своей структуре;
- динамика профессионального самосознания представляет собой качественное и количественное усложнение когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов;
- существуют специфические условия и движущие силы развития профессионального самосознания [15].
Но, на наш взгляд, нет ответа на такой существенный вопрос: как особенности профессиональной подготовки, организации и реализации учебного процесса на разных специальностях и направлениях отражаются на формировании профессионального самосознания студентов.
Для решения этого вопроса нами было предпринято исследование, целью которого стало изучение профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений. Полученные диагностические данные могут быть использованы в учебной работе со студентами, в процессе организации учебной и производственной практик, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала студенческой молодежи.
Объект исследования - профессиональное самосознание студентов.
Предмет исследования - различия в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений.
Гипотеза исследования заключается в предположении о различиях в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений, которые проявляются
- в уровне (статусе) профессиональной идентичности;
- в таких показателях профессиональной готовности, как информированность, планирование и эмоциональное отношение к профессии;
- в уровне самоактуализации личности (поведенческом компоненте самосознания).
- в мотивации достижения.
В ходе проведения исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить данные научных исследований по вопросам профессионального самосознания и особенностей его формирования в период обучения в вузе. Проанализировать понятие профессиональной идентичности и его связи с профессиональным самосознанием. Рассмотреть данные имеющихся исследований профессионального самосознания студентов педагогического направления.
2. Подобрать диагностические методики по изучению профессионального самосознания студентов.
3. Сформировать выборку исследования и провести диагностические процедуры по изучению профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений.
4. Проанализировать полученные результаты. Сформулировать выводы.
Для изучения различий в профессиональном самосознании студентов педагогического и не педагогического направлений в ходе исследования были использованы:
- методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской;
- методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель;
- модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности «САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;
- методика «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова.
В исследовании приняли участие 32 студента 2-3 курсов очной формы обучения Пензенского государственного университета.
В психологии юношеский возраст рассматривается в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризуется как наиболее ответственный возраст в построении профессиональных планов. Юность представляет собой переходную фазу от созревания к зрелости, является периодом интенсивной социализации человека.
Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, происходит выбор жизненного пути.
Актуальность проблемы формирования профессионального самосознания студентов в процессе их профессиональной подготовки очевидна. Вопросы профессионального самосознания и профессиональной идентичности представляют интерес как для выработки оптимальных способов взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе, так и для процесса сопровождения личностного развития студентов.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд различий по показателям профессиональной идентичности, профессиональной готовности, самоактуализации личности и мотивации достижения студентов педагогического и не педагогического направлений.
Полученные в ходе проведенного исследования данные могут быть использованы в профориентационной работе со старшеклассниками, в в процессе организации учебной и производственной практик студентов, а также в воспитательной работе, направленной на развитие личностного потенциала лиц юношеского возраста.
1. Акопов Г.В. Технология диагностики профессионального сознания Статья из сборника Современные образовательные технологии. / Под общ.ред. Г.М. Никитиной. - Самара: ООО «Книга», 2011. - С.103-143.
2. Акопов Г.В., Горбачева А.В. Социальная психология студента
как субъекта образовательного процесса: Научная монография. - М.:
«Машиностроение-1», 2003. - 267 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
4. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. - М.: Издательство АСВ, 2009 - 168 с.
5. Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии / А.Г. Бермус // Общие науки и современность. 2008 -№ 5. - С. 33-40.
6. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис. . канд. психол. наук / В.Д. Брагина. М., 2000.
7. Васьковская C.B. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: Дис. д-ра. психол. наук / C.B. Васьковская. - M., 2002.
8. Вачков И.В. Структура профессионального самосознания учителя: Дис. канд. психол. наук. - М., 1995.
9. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - М., 2001. - 207 с.
10. Грязнова Г.А., Михальцова Л.П., Ткаченко Л.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих педагогов в процессе социально-психологического тренинга // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. науч. тр. по мат-лам V Междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. - С. 168-169.
11. Демченко О.Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии: Дис.... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. - 203 с.
12. Деркач А.А. Социально-психологические основы
совершенствования деятельности воспитателя: Дис докт. психол. наук. -
Л., 1981.
13. Деркач А.А., Москаленко О.В., Пятин В.А., Селезнева А.В. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-педагогический практикум. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. - 169 с.
14. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.П. Ермолаева. - М, 2009. - 43 с.
15. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения (на примере студентов-психологов): Дис.... канд. психол. наук. - Омск, 2000.
16. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетентностей в высшем образовании / Н.Ф. Ефремова. М.: Изд-во ИЦПКПС, 2010. - 228 с.
17. Завалишиная Д.Н. Психологический журнал. 2003, том 24,1, - С. 29-46.
18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Сер. «Высшее профессиональное образование» / В.И. Загвязинский, P.A. Атаханов. - М.: Академия, 2007.
19. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург, 2000. - 187 с.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 2003 г. - С.252.
21. Иванова Н.Л. Социальная идентичность: теория и практика / Н.Л. Иванова, Т.В. Румянцева. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 453 с.
22. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИНН, 1996. - 400 с.
23. Козиев В.Н. Психологическая компетентность учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся / В.Н. Козиев // Сб. науч. тр. / Под. ред. Г. Сухобской. М.: Изд-во АНН СССР, 1989. - С. 41-45.
24. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. Изд. 3-е / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2004. - 335 с.
25. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2003. - № 3(6): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). - С.104-114.
26. Красникова Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 167-169.
27. Крутецкий В.А., Недбаева СВ. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей / Сб. под ред. В.А.Крутецкого. - М., 1982. - С. 3-16.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 2003. - 251 с.
29. Липатова Н.Ю. Программа психологического тренинга «Психопрофилактика эмоционального сгорания и обеспечение творческого роста педагогов» / Н.Ю. Липатова // Журн. практ. психолога. 2006. - № 2. - С. 197-203.
30. Ляудис В.Я. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели / В.Я. Ляудис // Вопр. психологии. 2008. - № 5. - С. 148¬153.
31. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 309 с.
32. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Челябинск,. 2004. - 24 с.
33. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя - Л., 1979. - 136 с.
34. Митина JI.M. Нужен ли школе учитель? Проблемы профессионального развития педагога / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. 2008. - № 2. - С. 32.
35. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 1998. - С. 85-89.
36. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Проблемы сознания: Материалы симпозиума. - М., 1966. - С. 126-132.
37. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. / /Студенчество как социальный феномен: история и современность. СПб., 2000.
38. Особенности профессионального самосознания современных
студентов // Научная библиотека КиберЛенинка:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-professionalnogo-samosoznaniya- sovremennyh-studentov#ixzz4PB9qvl7W
39. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход / Н.А. Переломова // Наука и практика воспитания и дополнительного образованиям- 2007. № 1. - С. 7-14.
40. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
41. Подосинников С.А. Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов: Дисс... канд. психол. наук - Астрахань, 2003. - 144 с.
42. Пряжников Н.А. Профессиональное и личностное самоопределение - Москва - Воронеж, 1996. - 256 с.
43. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Дис.... канд. психол. наук. - М., 1999. - 268 с.
44. Рыднова А.А. Становление профессионального самосознания студентов педагогических специальностей в условиях вузовского обучения // Диссертация и автореферат - Н.Новгород, 2007. - 203 с.
45. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
46. Степанова JI.A. Своевременные мысли о педагогическом образовании / JI.A. Степанова, M.M. Рубинштейн // Педагогика. 2008. - № 6. - С. 100-106.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д.
Столяренко. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704 с.
48. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности
консультанта // журнал практической психологии и психоанализа- №1 - 2000.
49. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 96 с.
50. Четверикова А.С. Формирование профессиональной
компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребёнка в образовательном процессе: Дис.... канд. психол. наук. - Тула, 2010. - 203 с.
51. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов / М.М. Шалашова // Педагогика. 2008. - № 7. - С. 54-58.
52. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания
современных студентов // Журнал историческая и социально-
образовательная мысль Выпуск № 6 / 2012 Научная библиотека
КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-
samosoznaniya-sovremennyh-studentov#ixzz4PB9AsnDm
53. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - 43 с.
54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.
55. Эннс Е.А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 124-127.
56. Эннс Е.А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 123-125.
57. http://www.rmj.ru/articles/psikhologiya/Socialynopsihologicheskie_i_voz
rastnye harakteristiki perioda studenchestva