1. ВЕБ - КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ,
ФОРМИРУЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Понятие и сущность веб - квест технологии 5
1.2. Виды и структура веб - квестов 10
1.3. Формирование образовательных результатов с помощью технологии
веб-квестов 13
1.4. Компетенция самообразования и выявление уровня ее развития 15
2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ 18
2.1. Виды альтернативных источников 18
2.1.1. Ветроэнергетика 18
2.1.2. Гелиоэнергетика 21
2.1.3. Геотермальные источники 24
2.1.4. Приливные электростанции 26
2.1.5. Электричество из биотоплива 28
2.2. Опыт и перспективы использования АИЭ в России 31
3. РАЗРАБОТКА ВЕБ - КВЕСТА ПО ТЕМЕ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ» 36
3.1. Анкетирование учащихся 36
3.2. Анализ платформ для создания веб-квестов 36
3.3. Разработка сайта веб-квеста по теме «Альтернативная энергетика
России» 38
3.4. Результаты применения веб-квеста «Альтернативные источники
энергии России» при формировании компетенции самообразования 56
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 70
Количество информации постоянно растет, поэтому все более важной становится способность адаптироваться в быстро меняющемся мире, заниматься непрерывным самообразованием. Самообразование является показателем высокого уровня самосознания, его становление соотносят со старшим школьным возрастом [5]. В связи с этим особо актуальной становится задача формирования у школьников культуры самообразования, способности к самостоятельной образовательной деятельности. В таких условиях на первый план выходят проблемы повышения результативности самостоятельной работы школьников, разработки дидактически обоснованных подходов, эффективных методов ее организации и управления [10].
Перед современным учителем в условиях ФГОС стоит задача перестроить так свою деятельность, чтобы уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, которая должна быть осмыслена и значима для каждого школьника. В основе парадигмы развития — формула: «что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал». Актуальными остаются разработки, реализующие новые возможности информатизации образования, позволяющие развивать творческие способности школьников с помощью компьютерных телекоммуникаций. Ученики активно этим пользуются при работе в условиях новой образовательной технологи вебквест, а учителя все чаще начинают создавать образовательные веб -квесты, но их пока крайне мало.
Тема «Альтернативная энергетика России» не изучается отдельным уроком в курсе 9 класса, хотя является очень актуальной на сегодняшний день.
В связи с вышесказанным поставлена следующая цель.
Цель: разработка веб-квеста по географии «Альтернативная энергетика России».
Задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований по темам «веб-квест» и компетенция самообразования;
2. Изучить виды альтернативных источников энергии, а также перспективы их применения в России и определить возможность включения темы в обучение географии в 9 классе;
3. Провести анкетирование школьников, выявляющее уровень заинтересованности в обучении с помощью веб-квест технологии;
4. Создать веб-квест по географии «Альтернативная энергетика России» и апробировать его на учащихся 9 класса.
Объект - процесс изучения темы «Альтернативная энергетика России» в школе.
Предмет - веб-квест по географии в 9 классе «Альтернативная энергетика России» как технология формирования компетенции самообразования.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ, классификация, обобщение, сравнение,
исторический, статистический.
• Эмпирические: картографический, анкетирование, проектирование.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций статьи в электронном сборнике "Молодежь и наука XXI века: XXI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020 год" в статье «Применение веб-квестов в обучении как средство формирования образовательных результатов» [29].
Таким образом, фактически, веб-квест - образовательная технология, в рамках которой учитель формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной работы учащихся находится на самом сайте или на различных веб-сайтах. В процессе учащиеся осваивают учебную информацию, полученную из сети на основе рекомендаций учителя и собственного анализа источников.
При работе с большими объемами информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации. Таким образом, происходит формирование информационной и коммуникативной компетентностей.
Выводы:
1. Поисковый и анализирующий характер технологии «веб-квест» позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащегося и способствовать формированию компетенции самообразования,
Самообразовательная компетенция состоит из 4 структурных компонентов. Осознание ценности самообразования и готовность к его осуществлению - мотивационно-личностый компонент.
Сформированность системы знаний о способах осуществления самообразования и необходимых методах и информационных технологиях - когнитивный компонент. Умение эффективно применить знания о самообразовании на практике - деятельностный компонент. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности - рефлексивный компонент;
2. Развитие альтернативной энергетики России весьма актуально на сегодняшний день. В школе эта тема изучается поверхностно;
3. По результатам анкетирования школьники весьма заинтересованы в технологии «веб-квест», у них есть желание заниматься самообразованием с помощью веб-квестов;
4. Разработанный веб-квест по географии «Альтернативная энергетика России» способствует формированию у учащихся компетенции самообразования, знаний в области альтернативной энергетики.