Только PDF
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К РЕБЕНКУ ЖЕНЩИН, ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ АБОРТА 12
1.1. Понятие «родительское отношение» в психолого-педагогических исследованиях 12
1.2. Специфика родительского отношения беременных женщин к
будущему ребенку 24
1.3. Особенности родительского отношения к ребенку
беременных женщин, отказавшихся от аборта 33
1.4. Возможности профилактики нарушения родительского
отношения к ребенку беременных женщин, отказавшихся от
аборта 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 53
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ ЖЕНЩИН,
ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ АБОРТА 54
2.1. Организация и методы исследования 55
2.2. Специфика родительского отношения к ребенку беременных
женщин, отказавшихся от аборта . 62
2.2.1. Особенности психологического компонента гестационной
доминанты беременных женщин, отказавшихся от аборта 62
2.2.2. Особенности родительского отношения к ребенку
беременных женщин, отказавшихся от аборта 66
2.2.3. Особенности родительских установок и реакций по
отношению к ребенку беременных женщин, отказавшихся от
аборта 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
3
ГЛАВА 3.ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ АБОРТА 81
3.1. Программа профилактики нарушения родительского
отношения к ребенку беременных женщин, отказавшихся от
аборта 81
3.2. Изучение эффективности программы профилактики
нарушения родительского отношения к ребенку беременных
женщин, отказавшихся от аборта 88
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 115
Приложение А 115
Приложение Б 130
Приложение В 135
В настоящее время в России особенно остро стоит проблема
демографического кризиса, в связи с чем актуализируется движение по
предупреждению абортов. Ряд медико-психологических исследований
показал, что процесс вынашивания беременности женщины, отказавшейся от
аборта, зачастую сопровождается рядом соматических (токсикозы,
склонность к выкидышам, преждевременные роды) и психологических
(искажение восприятия беременности; негативное отношение к родам,
будущему ребенку) симптомов. Сохраняя изначально нежеланную
беременность, женщины часто отталкиваются как от конструктивных, так и
от деструктивных мотивов. После рождения ребенка у них могут возникнуть
трудности в установлении контакта с ним [30].
По данным Росстата (Федеральной службы государственной
статистики) в России за 2013 год было зарегистрировано 1 120 400 абортов, в
2014 году число абортов составило 930 000. В среднем, это около 2 550
абортов в сутки .Неофициальная же статистика говорит о 3,5-4 млн. абортов
в год [26].
В Красноярском крае согласно официальной статистике, в год
совершается 30тыс. абортов, 9 тыс. из них – в г. Красноярске.
Согласно анализу, представленному в методическом письме
Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 13 октября 2010 г. N 15-0/10/2-91622 «Психологическое
доабортное консультирование» среди основных причин, по которым
женщины принимают решение о прерывании беременности выделяются:
24% случаев – наличие иных жизненных планов (построение карьеры и
т.п.);
18% – нестабильность отношений с отцом ребенка;
17% – желание жить «для себя»;
5
13% – неудовлетворительное финансовое положение семьи;
10% – страх за собственное будущее и будущее ребенка;
9% – неудовлетворительные жилищные условия;
7% – психологическое давление со стороны близких;
2% – другие причины.
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что более
75% женщин принять решение об аборте вынуждают причины внутреннего
характера. В подобных случаях остро необходимой становится помощь
квалифицированного специалиста-психолога. Крайне редко жизненная
ситуация женщины действительно стала бы критической в связи с
рождением ребенка) [39, с. 25].
Вместе с тем, научно доказана важность материнского поведения в
момент вынашивания ребенка (соблюдение здорового образа жизни,
выполнение рекомендаций врача. Отношение будущей матери к ребенку
влияет впоследствии на его психическое и личностное развитие [61].
В связи с этим, актуальным становится вопрос формирования
позитивного (благоприятного) родительского отношения к ребенку матерей,
отказавшихся в процессе консультативной работы с психологом, от аборта. У
таких женщин одновременно имеются мотивы прерывания и сохранения
беременности, с которыми психологу необходимо провести глубокую работу
в целях формирования оптимального родительского отношения к будущему
ребенку, которое будет определять характер всей системы детскородительских отношений в будущем.
В основе нашего исследования лежит определение о родительском
отношении А.Я. Варги, который подданным феноменом подразумевает
систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и
понимания характера личности ребенка, его поступков [14].
6
В широком смысле понятие родительское отношение определяется как
тип связи между родителем и ребенком [56]. Отечественные исследователи
выделяют в структуре родительского отношения три компонента (аспекта):
когнитивный, эмоциональный и поведенческий [43,59].
Изучение и анализ научной литературы, а также нормативных
документов, позволяет говорить о наличии противоречия между
потребностью в оказании психолого-педагогической помощи женщинам,
отказавшимся от аборта, и отсутствием эффективных программ
профилактики нарушения родительского отношения к ребенку матерей
данной категории.
Необходимость разрешения указанного противоречия обуславливает
актуальность настоящего исследования и обозначает его проблему, которая
заключается в необходимости создания программы профилактики нарушения
родительского отношения к ребенку беременных женщин, отказавшихся от
аборта....
Проблема нарушенного родительского отношения к ребенку попрежнему сохраняет свою актуальность в настоящее время, поскольку
именно отсюда берут свое начало проблемы детско-родительских
отношений. Нарушенное родительское отношение может быть связано с
ранним эмоциональным отвержением ребенка на самых ранних этапах его
внутриутробного развития, когда будущая мать думает над решением
прерывания беременности. В рамках данного исследования мы
рассматривали ситуацию дальнейшего сохранения беременности будущей
матерью, предполагая, что именно при таких обстоятельствах нарушается
родительское отношение к будущему ребенку. И таким образом актуальным
в рамках данного исследования был вопрос формирования позитивного
(благоприятного) родительского отношения к ребенку будущих матерей,
отказавшихся от аборта.
В ходе данного исследования осуществлен подробный теоретический
анализ исследуемой проблемы, рассмотрены понятия в научной литературе о
родительском отношении, конструктивных и деструктивных мотивах
родительства.
В ходе теоретического анализа мы определили, что родительское
отношение представляет собой особую систему совокупности чувств, оценок
родителя по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания
характера личности ребенка, его поступков. Структура родительского
отношения включает три компонента (аспекта): когнитивный,
эмоциональный и поведенческий.
Подобран диагностический инструментарий для проведения
исследования включающий:
105
а) методику «Определение особенностей психологического компонента
гестационной доминанты» (И.В. Добряков), позволяющую изучить
специфику отношения беременной женщины к состоянию беременности и
будущему ребенку;
б) «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин),
выявляющий нарушенные типы родительского отношения к ребенку;
в) Опросник «Измерение родительских установок и реакций»
(Е.С. Шефер и Р.К. Белл) изучающий установки матери в отношении
воспитания ребенка.
Осуществлен анализ научной литературы в рамках проведения
психологического сопровождения беременных женщин, принимающих
решение о прерывании или сохранении беременности. Рассмотрены аспекты
проведения доабортного консультирования и его содержания в рамках
предполагаемой модели программы профилактики нарушения родительского
отношения к ребенку женщин данной категории. Выделены основные 2 этапа
профилактики нарушения родительского отношения женщин, отказавшихся
от аборта.
Первый этап – проведение доабортного консультирования с
установлением истинных причин и мотивов прерывания и сохранения
беременности, актуальной жизненной ситуации, выявление варианта ПКГД.
Второй этап работы посвящен непосредственно профилактике
нарушения родительского отношения женщин, отказавшихся от аборта и
условно включает 3 основных блока:
1) психологическое просвещение;
2) психоэмоциональная поддержка и коррекция психоэмоционального
состояния женщин;
3) психокоррекция поведения будущих матерей.
Организовано и проведено эмпирическое исследование, состоящее из 3
106
этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На этапе констатирующего эксперимента выявлены особенности
родительского отношения к ребенку женщин, отказавшихся от аборта:
доминирующий тип ПКГД –депрессивный и гипогнозический; сниженный
уровень принятия по отношению к будущему ребенку; склонность к
авторитарному стилю воспитания, к игнорированию эмоций (в особенности,
негативных), переживаний, мнений и интересов ребенка.
На основе полученных результатов определены направления
психокоррекционной работы, составлена психопрофилактическая программа
коррекции родительского отношения к ребенку женщин, отказавшихся от
аборта. Содержание разработанной программы включает несколько
важнейших компонентов сопровождения и психопрофилактики:
1) образовательный компонент (проведение лекций,
психопросветительских мероприятий, организация и проведение фокусгрупп, групповых дискуссий, обеспечение психолого-педагогической
литературой, демонстрация видеоматериалов);
2) консультативный компонент (индивидуальные консультации по
запросу, семейное консультирование, диагностика и мониторинг
психоэмоционального состояния, консультации по результатам
диагностики);
3) воспитательный компонент (развитие эмоционально-положительной
направленности матери на общение и взаимодействие со своим ребенком,
формирование позиции принятия по отношению к ребенку,
совершенствование и укрепление супружеских отношений, проведение
занятий на установление эмоциональной связи с ребенком в период
вынашивания, общения с ним);...
. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика
родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный
аспекты 2012 / Вестник Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева. С. 228–234.
2. Антонов А.И. Социология семьи / Антонов А.И., Медков В.М.
Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета
бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304с.
3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. М.: Академия, 2004.
192с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 385 с.
5. Баранов А.А. Педагогическая забота как атрибут
профессионализма субъекта обучения и воспитания / А.А. Баранов,
М.В. Белокрылова // Вестник Российского государственного университета
им. И. Канта. Калининград: РГУ им. И Канта, 2007. № 11. С. 57–61.
6. Белобородов И.И. Аборты в России: история, последствия,
альтернативы// Материалы всероссийской конференция центров защиты
материнства. М., 2007. 157 с.
7. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2011.
360 с.
8. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем. В кн.:
Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.:
Наука, 1973. С. 20–37.
9. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений. М.:
Смысл, 2013. 477 с.
10. Борисов В.А. Демографическая ситуация в современной России.
URL: http://www.demographia.ru (дата обращения: 10.11.2016).
110
11. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные
понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2008. 496 с.
12. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных
факторов на формирование девиантного поведения матери //
Психологический журнал. 2000. №2. С. 79–87.
13. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий
лекционный курс. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
14. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения:
автореф. дис. ... канд. псх. наук. М., 1987. 67 с.
15. Варга А.Я. Столин В.В. Практикум по психодиагностике.
Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 2012. 128 с. ....70