Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста (Тольяттинский государственный университет)

Работа №157772

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 детей в возрасте 5-6 лет (воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения).
Есть приложение.

Введение……………………………………………………….……………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста…6
1.1. Понятие, свойства и виды внимания……6
1.2. Характеристика эмоционально-волевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………. 9
1.3. Особенности развития внимания у старших дошкольников…….. 11
Выводы по главе 1…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста…15
2.1. Методы и методики исследования…15
2.2. Результаты исследования уровня развития внимания у старших дошкольников18
Выводы по главе 2………………………………………………… 23
Заключение………………………………………………… 25
Список используемой литературы…27
Приложение А Результаты диагностического исследования…………… 29


Актуальность. В психолого-педагогических исследованиях старший дошкольный возраст зачастую определяется как подготовительный этап к переходу от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. В этот период ребенок наиболее активно развивается, готовясь к школьному обучению. В частности у него развивается познавательная, эмоционально-волевая и коммуникативная сфера в ходе различных видов детской деятельности.
Особый уклон в развитии в период старшего дошкольного возраста делается на познавательное или когнитивное развитие. Ребенок в этом возрасте должен иметь определенный уровень речевого развития, развития мышления, памяти, восприятия, воображения и внимания. Последнее в свою очередь определяет не только познавательное развитие старшего дошкольника, но и эмоционально-волевое, поскольку от уровня развития устойчивости, сосредоточенности и концентрации внимания зависит умение ребенка контролировать свои эмоции и действия. Кроме того, уровень развития внимания определяет и многие личностные особенности ребенка, такие как – мечтательность, внимательность и невнимательность, рассеянность и собранность.
Изучением основных вопросов развития внимания в период старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди них – В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, У. Джеймс, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, С.Л. Кабыльницкая, Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т.А. Рибо, Г.А. Урунтаева и многие другие. Как правило, авторы рассматривают понятие и сущность внимания как психического познавательного процесса, виды и свойства внимания, а также возрастные особенности их развития, в том числе, и у детей старшего дошкольного возраста.
В научных исследованиях при этом подчеркивается, что у старших дошкольников многие психические познавательные процессы приобретают черты произвольности, в том числе, и внимание. Сложность изучения данного психического процесса определяется наличием множества его свойств, среди основных из которых – объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость. Соответственно каждое из обозначенных свойств внимания также имеет свои особенности развития в старшем дошкольном возрасте.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования – каковы особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста?
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: внимание как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста выступают его преобладающий средний уровень развития наряду с небольшой концентрацией внимания.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать понятие, свойства и виды внимания.
2. Описать особенности эмоционально-волевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить характеристику общих особенностей развития внимания у старших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальное изучение уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, представив описание методов и методик исследования, интерпретацию и анализ его результатов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий этап педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ данных.
Перечень диагностических методик: «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов), «Переплетенные линии» (А.А. Осипова), «Домик» (Н.И. Гуткина), «Проставь значки» (Р.С. Немов).
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 5-6 лет, воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой исследования выступили научные труды Г.А. Броневицкого, Е.О. Бурачевской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьевой, В.М. Полонского, в которых охарактеризовано понятие, свойства и виды внимания, научные работы П.П. Блонского, А.Д. Гусовой, А.В. Запорожца, Т.В. Чередниковой, посвященные характеристике эмоционально-волевого и познавательного развития старших дошкольников, труды В.Н. Введенского, М.В. Ивановой, С.В. Курдюкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Сунцовой, в которых описаны особенности развития внимания у старших дошкольников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и одного приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С помощью теоретического анализа проблемы исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что внимание представляет собой процесс избирательной направленности сознания на конкретный объект окружающей действительности, это психический познавательный процесс, состояние сосредоточенности, а также форма психической активности, которая позволяет человеку концентрироваться на объекте или деятельности.
Внимание обладает рядом отличительных свойств, основными из которых являются – объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость. В зависимости от психической активности внимание может быть произвольным, непроизвольным и постпроизвольным.
Старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к переходу от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, сопровождающимся развитием основных сфер личности. Дети отличаются эмоциональностью, гиперактивностью, им сложно контролировать свои действия и эмоции. При этом происходит развитие познавательной сферы – развивается мышление, улучшается память, восприятие и воображение.
В период старшего дошкольного возраста внимание начинает приобретать некоторые черты произвольности, развивается его объем и устойчивость, однако концентрация внимания еще невелика, и в целом непроизвольное внимание остается преобладающим в этом возрасте. Имеющиеся проблемы с развитием внимания у старших дошкольников связаны с неустойчивостью их эмоционально-волевой сферы, а также недостаточно широким опытом восприятия.
С целью определения особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование в рамках констатирующего этапа. В результате было выявлено, что объем внимания у старших дошкольников развит преимущественно на среднем уровне (у 50%), доля низкого уровня составляет 33%, а доля высокого уровня 17% соответственно. Устойчивость внимания также развита преимущественно на среднем уровне (у 47%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 13%.
В свою очередь концентрация внимания у старших дошкольников развита преимущественно на низком уровне (у 47%), доля среднего уровня составляет 37%, доля высокого уровня – 15%. Распределение и переключаемость внимания развиты преимущественно на среднем уровне (у 50%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 10%.
Таким образом, у исследуемых детей старшего дошкольного возраста внимание развито преимущественно на среднем уровне (у 47%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 13% соответственно. В результате была подтверждена гипотеза исследования, а значит, особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста выступают его преобладающий средний уровень развития наряду с небольшой концентрацией внимания.



1. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – М. : Просвещение, 2020. – 205 с.
2. Броневицкий, Г.А. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения [Текст] / Г.А. Броневицкий. – Новороссийск : Издательство Новороссийск, 2005. – 76 с.
3. Бурачевская, Е.О. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Е.О. Бурачевская, Н.Ю. Скороходова. – Петрозаводск : Изд. дом ПИН, 2011. – 100 с.
4. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 5–87.
5. Гусова, А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Д. Гусова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. – С. 233–240.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2020. – 209 с.
7. Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология [Текст] / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. – М. : Просвещение, 2021. – 298 с.
8. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2020. – 356 с.
9. Иванова, М.В. Особенности развития внимания старших дошкольников [Текст] / М.В. Иванова // Молодой ученый. – 2021. – № 34 (376). – С. 75–78.
10. Казаков, В.Г. Психология [Текст] / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. – М. : Юрайт, 2020. – 385 с.
11. Ковынева, О.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Ковынева, В.Н. Введенский // Universum: психология и образование. – 2017. – № 11 (41). – С. 56–59.
12. Крамченинова, Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Ю. Крамченинова // Вестник науки. – 2020. – № 1 (22). – С. 20–24.
13. Курдюкова, С.В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста [Текст] / С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова. – М. : Изд-во Эксмо, 2010. – 80 с.
14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2020. – 526 с.
15. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 2022. – 377 с.
16. Нечипоренко, М.С. Игры с правилами как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Нечипоренко // Вестник науки. – 2022. – С. 166–171.
17. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2000. – 508 с.
18. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 512 с.
19. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция [Текст] / Д.Н. Ушаков. – М. : Дом Славянской кн., 2008. – 959 с.
20. Чередникова, Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов [Текст] / Т.В. Череднякова. – СПб. : Речь, 2021. – 304 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ