Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 детей в возрасте 5-6 лет (воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения).
Есть приложение.
Введение……………………………………………………….……………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста…6
1.1. Понятие, свойства и виды внимания……6
1.2. Характеристика эмоционально-волевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста…………………………. 9
1.3. Особенности развития внимания у старших дошкольников…….. 11
Выводы по главе 1…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста…15
2.1. Методы и методики исследования…15
2.2. Результаты исследования уровня развития внимания у старших дошкольников18
Выводы по главе 2………………………………………………… 23
Заключение………………………………………………… 25
Список используемой литературы…27
Приложение А Результаты диагностического исследования…………… 29
Актуальность. В психолого-педагогических исследованиях старший дошкольный возраст зачастую определяется как подготовительный этап к переходу от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. В этот период ребенок наиболее активно развивается, готовясь к школьному обучению. В частности у него развивается познавательная, эмоционально-волевая и коммуникативная сфера в ходе различных видов детской деятельности.
Особый уклон в развитии в период старшего дошкольного возраста делается на познавательное или когнитивное развитие. Ребенок в этом возрасте должен иметь определенный уровень речевого развития, развития мышления, памяти, восприятия, воображения и внимания. Последнее в свою очередь определяет не только познавательное развитие старшего дошкольника, но и эмоционально-волевое, поскольку от уровня развития устойчивости, сосредоточенности и концентрации внимания зависит умение ребенка контролировать свои эмоции и действия. Кроме того, уровень развития внимания определяет и многие личностные особенности ребенка, такие как – мечтательность, внимательность и невнимательность, рассеянность и собранность.
Изучением основных вопросов развития внимания в период старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Среди них – В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, У. Джеймс, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, С.Л. Кабыльницкая, Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т.А. Рибо, Г.А. Урунтаева и многие другие. Как правило, авторы рассматривают понятие и сущность внимания как психического познавательного процесса, виды и свойства внимания, а также возрастные особенности их развития, в том числе, и у детей старшего дошкольного возраста.
В научных исследованиях при этом подчеркивается, что у старших дошкольников многие психические познавательные процессы приобретают черты произвольности, в том числе, и внимание. Сложность изучения данного психического процесса определяется наличием множества его свойств, среди основных из которых – объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость. Соответственно каждое из обозначенных свойств внимания также имеет свои особенности развития в старшем дошкольном возрасте.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования – каковы особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста?
Цель работы: изучить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: внимание как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста выступают его преобладающий средний уровень развития наряду с небольшой концентрацией внимания.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать понятие, свойства и виды внимания.
2. Описать особенности эмоционально-волевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить характеристику общих особенностей развития внимания у старших дошкольников.
4. Реализовать экспериментальное изучение уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, представив описание методов и методик исследования, интерпретацию и анализ его результатов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; констатирующий этап педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ данных.
Перечень диагностических методик: «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов), «Переплетенные линии» (А.А. Осипова), «Домик» (Н.И. Гуткина), «Проставь значки» (Р.С. Немов).
Выборка исследования: 30 детей в возрасте 5-6 лет, воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической базой исследования выступили научные труды Г.А. Броневицкого, Е.О. Бурачевской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьевой, В.М. Полонского, в которых охарактеризовано понятие, свойства и виды внимания, научные работы П.П. Блонского, А.Д. Гусовой, А.В. Запорожца, Т.В. Чередниковой, посвященные характеристике эмоционально-волевого и познавательного развития старших дошкольников, труды В.Н. Введенского, М.В. Ивановой, С.В. Курдюкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Сунцовой, в которых описаны особенности развития внимания у старших дошкольников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и одного приложения.
С помощью теоретического анализа проблемы исследования внимания у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что внимание представляет собой процесс избирательной направленности сознания на конкретный объект окружающей действительности, это психический познавательный процесс, состояние сосредоточенности, а также форма психической активности, которая позволяет человеку концентрироваться на объекте или деятельности.
Внимание обладает рядом отличительных свойств, основными из которых являются – объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость. В зависимости от психической активности внимание может быть произвольным, непроизвольным и постпроизвольным.
Старший дошкольный возраст является подготовительным этапом к переходу от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, сопровождающимся развитием основных сфер личности. Дети отличаются эмоциональностью, гиперактивностью, им сложно контролировать свои действия и эмоции. При этом происходит развитие познавательной сферы – развивается мышление, улучшается память, восприятие и воображение.
В период старшего дошкольного возраста внимание начинает приобретать некоторые черты произвольности, развивается его объем и устойчивость, однако концентрация внимания еще невелика, и в целом непроизвольное внимание остается преобладающим в этом возрасте. Имеющиеся проблемы с развитием внимания у старших дошкольников связаны с неустойчивостью их эмоционально-волевой сферы, а также недостаточно широким опытом восприятия.
С целью определения особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование в рамках констатирующего этапа. В результате было выявлено, что объем внимания у старших дошкольников развит преимущественно на среднем уровне (у 50%), доля низкого уровня составляет 33%, а доля высокого уровня 17% соответственно. Устойчивость внимания также развита преимущественно на среднем уровне (у 47%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 13%.
В свою очередь концентрация внимания у старших дошкольников развита преимущественно на низком уровне (у 47%), доля среднего уровня составляет 37%, доля высокого уровня – 15%. Распределение и переключаемость внимания развиты преимущественно на среднем уровне (у 50%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 10%.
Таким образом, у исследуемых детей старшего дошкольного возраста внимание развито преимущественно на среднем уровне (у 47%), доля низкого уровня составляет 40%, а доля высокого уровня 13% соответственно. В результате была подтверждена гипотеза исследования, а значит, особенностями развития внимания у детей старшего дошкольного возраста выступают его преобладающий средний уровень развития наряду с небольшой концентрацией внимания.