Введение 3
1. Общая характеристика правовых мер по профилактике рецидивной преступности 7
1.1. Исторические аспекты профилактики рецидивной преступности в
России 7
1.2. Понятие и виды профилактики рецидивной преступности 11
1.3. Правовая основа осуществления профилактической работы с ранее
судимыми лицами 22
2. Организация деятельности правоохранительных органов по профилактике рецидивной преступности 36
2.1.Организация деятельности ОВД по профилактике рецидивной преступности 36
2.2. Проблемные аспекты рецидивной преступности осужденных к ограничению свободы 41
2.3. Административный надзор за лицами освобожденными из мест лишения свободы 50
Заключение 61
Список литературы 66
Одним из главных вопросов государства как социального института является формирование сильного, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. Отсюда увеличившийся интерес ученых к исследованию важной проблемы современного российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и поиск наиболее совершенных мер профилактики преступности и борьбы с преступлениями.
Если в прошлом тысячелетии предупреждение преступлений признавалось показателем мудрости законодателя, то сегодня потенциал мудрости в этой сфере должен быть присущ всем ветвям государственной власти. Предупреждение преступности в обществе является необходимостью, поскольку последняя является деструктивной силой, существенно тормозит его развитие. При этом борьба с преступностью, устранение причин и условий, ее порождающих, требуют создания системы предупреждения преступлений и разработки комплекса средств, с помощью которых она осуществляется.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что в условиях нестабильности оперативной обстановки в стране, роста преступности, проблемы обеспечения общественной и личной безопасности выходят на одно из первых мест по своей социальной значимости. В условиях построения правового демократического государства эффективная работа правоохранительных органов призвана обеспечить не только общую стабильность в реформируемом обществе, соблюдение в нём норм законности, но и защиту прав граждан.
Если говорить о борьбе с преступностью, то, необходимо не только минимизировать криминогенные последствия общественных процессов, но и обеспечить поиск действенных методов противодействия преступности. Для того чтобы эффективно противодействовать правонарушениям, необходимо взаимодействие всех субъектов на всех уровнях профилактики. Кроме того, можно определить круг проблем, которые имеются в данной области.
Так одной из важных проблем предупреждения преступности выступает смещение приоритета в деятельности органов внутренних дел. Всё чаще сотрудники органов внутренних дел работают уже по совершённому преступлению, то есть деятельность ОВД, склоняется не в сторону предупреждения, а в сторону раскрытия уже совершившихся преступлений (иными словами, работа «по факту»).
Ещё одной важной проблемой противодействия преступности является малоэффективный и социальный контроль за поведением лиц, которые только освободились из мест лишения свободы. А кроме того важным считается, недостаточность использования возможностей административного надзора, действие которого законодательно введено с 1 июля 2011 г.
Вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и в частности профилактика преступлений находятся в центре внимания всех ветвей власти. В последние годы проделана большая работа по повышению эффективности организации предупреждения правонарушений, но многие вопросы еще требуют своего решения на федеральном уровне.
Целью дипломной работы является: определить и отразить проблемные вопросы профилактики рецидивной преступности, также раскрыть сущность административной деятельности в осуществлении профилактики рецидивной преступности. Установить причины, которые побуждают ранее осуждённых лиц совершать новые преступления, и в соответствии с этим разработать ряд мер по предупреждению преступности, вместе с этим используя опыт зарубежный стран...
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что общественная опасность рецидива проявляется не только в том, что рецидивисты после осуждения и отбытия наказания совершают новые, не менее опасные преступные деяния и причиняют снова вред обществу, но и в том, что вовлекают в преступную деятельность новых лиц, выступают носителями преступных традиций. Так же стоит отметить, что не для всех граждан угроза наказания имеет мотивирующее значение. Поэтому уровень первичной преступности как показатель эффективности цели общего предупреждения является достаточно условным. Столь же условным показателем для цели исправления является и уровень рецидивной преступности. Как свидетельствуют данные криминологических исследований, основными причинами рецидива являются недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобожденных от наказания, а неудовлетворительная работа учреждений и органов, исполняющих наказания, по исправлению осужденных не относится к числу основных.
В осуществлении профилактических мероприятий задействованы все службы и подразделения органов внутренних дел. Основной объем работы по профилактике рецидивной преступности выполняют участковые уполномоченные полиции, которые:
- ежемесячно анализируют оперативную обстановку на обслуживаемых административных участках, вносят руководству территориального органа МВД России предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке нарядов ППС
- предлагают вышестоящему руководству предложения по профилактике преступлений и правонарушений;
- контролируют своевременность принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
- выявляют и контролируют лиц, замешенных в изготовлении, приобретении, хранении, переработке, потреблении без указания врача наркотиков и иных одурманивающих веществ;
- выявляют организаторов притонов;
- отчитываются не реже одного раза в квартал перед гражданами о проделанной работе;
- следят и проверяют состояние технической укрепленности, пожарной безопасности на административном участке;
- в ходе исполнения служебных обязанностей проводят не реже одного раза в год проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту проживания его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий;
- осуществляют разъяснительную работу среди населения.
Административный надзор не является видом или продолжением наказания, он относится к числу профилактических мер, осуществляемых принудительно. Борьба с преступностью является приоритетной государственной задачей. Именно преступность по данным социологов, является главной угрозой жизни, достоинства и благосостояния для большинства россиян. Несомненно, эффективно организованная профилактика правонарушений оказывает огромное сдерживающие воздействие на состояние криминогенной обстановки в обществе.
Оценивая состояние профилактики рецидивной преступности, необходимо отметить, что в современных условиях в этой сфере достаточно много нерешенных проблем...
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014. - № 31.- Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. - 13.01.1997. - № 2. - Ст.198.
5. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23 июня 2016 № 182-ФЗ (ред. от 22 сентября
2016) // Российская газета. - 2016. - 139.
6. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.
2017) // Российская газета. - 2011. - № 75.
7. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от
07.03.2018) // Российская газета. - 2011. - № 25.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 N 683 (ред. от 31.12.2015) // СЗ РФ. -
2016. - N 1. - Ст. 212.
9. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"(вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"): Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) // Российская газета. - 1996. - N 83.
10. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. - 2010. - №43. - Ст. 5544
11. О судебном приговоре: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 N 55 (ред. от 29.11.2016) // Российская газета. - 2016. - N 277.
12. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 N 15 (ред. от 16.05.2017) // Российская газета. - 2017. - №110.
13. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 // СЗ РФ. - 2011. - № 49. - Ст. 7020.
14. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006г. N19 (ред. от 28.11.2017) // СПС «Консультант Плюс».
15. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Приказ МВД России от 8 июля 2011г. N 818 (ред. от 29.03.2017) // Российская газета. - 2011. - N 189...40