Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ЖИВОПИСИ

Работа №157751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема формирования мотивации творческой деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Проблема мотивации в научной литературе 7
1.2. Особенности творческой деятельности младших школьников 14
1.3 Мотивация творческой деятельности младших школьников 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня мотивации творческой деятельности у младших школьников 29
2.1 Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня мотивации творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного
образования 29
2.2 Серия мастер-классов по живописи как средство формирования
мотивации творческой деятельности младших школьников 59
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 78
Приложение А 84
Приложение Б 85
Приложение В 86
Приложение Г 87

Последние несколько десятков лет мы можем отметить значительный рост внимания к развитию творческих способностей школьников. Усиленная деятельность, направленная на их формирование, увеличивается с каждым днем. Однако, как показывает нам современная школьная практика, желаемый эффект часто не достигает своего уровня. Основная цель образования и воспитания - это формирование всесторонне развитой личности, в которой большую роль на сегодняшний день играет развитие творческих способностей ребенка.
Многие исследователи и ученые склоняются к унитарному мнению, что продуктивная творческая деятельность человека требует наибольших психологических затрат и непосредственно трату собственных личностных резервов. Поэтому, первоочередным фактором для успешных занятий является наличие хорошо развитой и просвещенной области мотивации личности. Наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности можно отметить у младших школьников, где мы можем четко отследить склонность обучающегося к определенному виду творческой деятельности, так как её проявление довольно сильно выражено. Мотивация младшего школьника только начинает формироваться в сложный
психофизиологический процесс, который станет управлять его поведением в процессе обучения. Именно поэтому очень важно поддерживать и усиливать у обучающихся мотивацию, а так же направлять её в нужное русло именно в этом возрасте.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в том, что у большинства учащихся младших классов отсутствует мотивация творческой деятельности из-за множества внешних факторов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что особое место в формировании мотивации младших школьников занимает творческая деятельность в живописи. Благодаря живописи, можно сформировать особые мотивы, которым будет следовать младший школьник, и продвигаться в самостоятельной творческой деятельности. Самым важным является то, что результатом станет реальная картина - продукт самостоятельного детского труда. Живопись - это идеальный пример того, как сформировать у ребенка творческое рвение в процессе увлекательного дела, ведь нет ребенка, который был бы равнодушен к рисованию.
Цель работы: разработать серию мастер-классов по живописи для формирования мотивации творческой деятельности у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования мотивации творческой деятельности младших школьников.
Предмет исследования: серия мастер-классов по живописи для
формирования мотивации творческой деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы мотивации в научной литературе.
2. Выделить особенности творческой деятельности младших школьников.
3. Выявить особенности мотивации в творческой деятельности младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень мотивации творческой деятельности младших школьников с помощью констатирующего эксперимента.
5. Провести анализ полученных результатов
6. Разработать серию мастер-классов по живописи.
Гипотеза исследования: формирование мотивации творческой
деятельности младших школьников будет протекать успешнее, если разработать и провести серию мастер-классов по живописи.
Методолого-теоретической основой исследования послужили концепции отечественных ученых, посвященные проблеме формирования мотивации творческой деятельности в психолого-педагогической литературе : деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), личностный подход (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, А.Г. Маслоу и др.)
В рамках исследования были использованы различные методы исследования:
• теоретический метод (изучение философской, психологической, художественной, педагогической и специальной литературы по теме исследования);
• эмпирический метод (наблюдение, тестирование, анкетирование);
• статистический метод (статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).
В работе были использованы следующие методики: адаптированный тест «Лесенка побуждений» Н.В. Елфимовой, методика формального наблюдения на основе рабочей программы по изобразительному искусству С. П. Ломова, тест невербальной креативности Э.П. Торренса для оценки творческой самореализации и в завершении к нему - анкетирование респондентов на тему «Самостоятельная творческая деятельность».
База исследования: МАУДО «ДДТ» г. Сосновоборск
Исследование проводилось на базе центра дополнительного образования. Респондентами являлись 18 обучающихся: младшие школьники в возрасте от 7 до 10 лет. По гендерному признаку: 6 мальчиков, 12 девочек.
Практическая значимость исследования: разработанная нами серия мастер-классов по живописи может быть рекомендована для работы преподавателям в системе дополнительного образования.
Введение раскрывает проблему, актуальность, цель объект, предмет, определяет задачи и гипотезу, указывает на методолого-теоретическую основу исследования и сами методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие мотивация творческой деятельности и проблема её формирования у младших школьников в психолого-педагогической литературе .
Во второй главе мы проводим констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня мотивации творческой деятельности у младших школьников, анализируем полученные данные и разрабатываем собственную концепцию мастер-классов по живописи.
В заключении нашего исследования сформированы основные теоретические и практические выводы.
Источниками информации для написания по теме исследования послужили базовая учебная литература, теоретические труды специалистов в рассматриваемой области, статьи и обзоры в разных изданиях, посвященных тематике работы, и прочие актуальные источники информации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении нашей работы мы хотим отметить, что творческая деятельность у младших школьников занимает особое место в их развитии и самореализации.
Рассмотрев теоретические аспекты формирования мотивации в научной литературе и изучив особенности методик диагностики мотивации, адаптированных для творческой деятельности, мы провели анализ полученных знаний и смогли выделить особенности творческой деятельности младших школьников. Мотивация же в творческой деятельности является неотъемлемой её частью, и её уровень всегда является актуальным показателем в деятельности обучающегося. Именно поэтому, в дальнейшем, мы выявили особенности мотивации в творческой деятельности, так как данный психофизиологический процесс является сложным и в то же время важным в процессе обучения. На основе проблемы формирования мотивации творческой деятельности у младших школьников, мы провели констатирующий эксперимент по выявлению его актуального уровня, содержащий в себе специально подобранные тесты, занятия по живописи и анкетирование.
Анализ полученных результатов показал, что уровень мотивации творческой деятельности у испытуемых довольно низкий. Это является основанием для дальнейшей работы, направленной на повышение этого уровня.
Именно поэтому мы разработали серию мастер-классов по живописи, так как гипотеза нашего исследования предполагает, что формирование мотивации творческой деятельности у младших школьников будет протекать успешнее, если данные занятия будут проведены в системе дополнительного образования. Так же мы выделили методические рекомендации, которые следует соблюдать в процессе проведения мастер -классов.
Комплекс данных действий позволит сформировать высокую мотивацию творческой деятельности у обучающихся и поддержать её на нужном уровне, что в итоге подтверждает нашу гипотезу.


1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. М., 2013. 83 с.
2. Антилогова Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников / Л. Г. Карпова. 2013. 71 с.
3. Антипенко Ю. Е. Рисование для начинающих / Эскиз. 2016г. №6. 35 с.
4. Аристова И. Л. Общая психология: мотивация, эмоция, воля. Учебное методическое пособие / И. Л. Аристова. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 253 с.
6. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. 44 с.
7. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок / Под. ред. Н.
A. Ветлугиной, М., Просвещение, 2012. 40 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., СОЮЗ, 1997.
9. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. 2-е изд., перераб. И доп. М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2005. 216 с.
10. Горев П. М. Научное творчество: практическое руководство по
развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие /
B. В. Утёмов. Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. 112 с.
11. Долгова В. И. Исследование учебной мотивации младших школьников. Научно-методический электронный журнал/ Ю. А. Рокицкая. Я.А. Антипина. «Концепт», 2015. 5 с.
12. Дормидонтова Л. П. Психолого-физиологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л. П. Дормидонтова. М., 2014. 17с.
13. Елфимова Н.В. Методы диагностики мотивации младших школьников / Педсовет. 2015. №4. 10 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов, 3-е издание / И. А. Зимняя. М., 2010. 130 с.
15. Зимарина А. Ю. Обоснование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели / А. Ю. Зимарина - «Вестник» ЧГПУ, 2013. №4. 88 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ