ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: общая характеристика 6
1.1 Понятие и сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: нормативно-правовой аспект 11
Раздел 2 Особенности и направления совершенствования мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблематический аспект 18
2.1 Особенности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 18
2.2 Направления совершенствования мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
В современных условиях жизни количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возрастает с каждым годом. Ни для кого не секрет, что данный показатель характеризует стабильность в развитии и благополучии страны. Так как для каждого ребенка семья является самым первым и важным социальным институтом в его жизни, которая дает ему опыт доверия и уважения к старшим, чувство защищенности, заботу, еѐ потеря в значительной степени отражается на развитии, препятствует формированию независимости, самостоятельности и других жизненно необходимых факторов. Поэтому особенно важно иметь качественную поддержку и помощь данной категории детей.
Сиротство — это острая проблема, которая стоит на протяжении многих лет перед нашим обществом. В Российской Федерации более полумиллиона детей различных возрастов остаются без попечения родителей по многим причинам, но можно выделить основные: нарушение функций и структуры семьи, разводы, впоследствии чего возникают неполные семьи, падение уровня жизни, ухудшение условий содержания детей, распространение жестокого обращения с малолетними, лишение родительских прав и многие другие обстоятельства. Все ранее перечисленные факторы приводят к внезапным изменениям моральных ценностей, к дезадаптации в обществе и к падению нравственных норм и правил, которые неблагоприятно сказываются на детях и подростках.
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основной и главной задачей государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности имеют в основе своей общий кризис семьи. Экономический, политический кризис России, приводит к увеличению семей, где психологический и социальный уровни наиболее низкие. Из-за резкого падения жизненного уровня у людей впервые возникает такое явление, как отказ от собственного ребенка, который вызван недостатком денежных средств и возможностей в семье, чтобы обеспечить его и вырастить достойным человеком. Кризис спровоцировал рост преступности, алкоголизма, психических заболеваний, наркомании, что повысило уровень детского неблагополучия.
Приведенная оценка сложившейся ситуации и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом курсовой работы являются нормы действующего законодательства в сфере права социального обеспечения, регулирующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель курсовой работы состоит в изучении законодательства и учебной литературы в отношении мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- охарактеризовать меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с точки зрения нормативно-правового аспекта;
- выявить особенности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать направления совершенствования мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решая поставленные задачи, мы использовали такие методы, как:
- структурный;
- аналитический;
- сравнительно-правовой;
- формально-юридический;
- логический.
Данные методы позволят нам наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников, а также приложения.
Каждый ребенок нуждается в материальном обеспечении, качественном образовании, достойном медицинском обслуживании. В случае, когда дети по какой-либо причине остаются без родительского попечения некоторые обязанности родителей берёт на себя государство. Компетентными органами создаются специальные социальные программы, цель которых – защита интересов маленьких граждан, оставшихся без родительской защиты и опеки.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрена в материальном и нематериальном видах. Материальный вид включает в себя обеспечение бесплатным проживанием в учреждениях (интернат), одеждой, питанием, предметами обучения, определенные средства для устройства жизни. Кроме того, предусмотрено предоставление жилья после выпуска из социального государственного учреждения, а также бесплатный проезд во всех видах транспорта.
Нематериальный вид социальной помощи также весьма широк и предполагает под собой льготы в сфере получения высшего, среднего-профессионально или средне-специального образования, право на льготное медицинское обслуживание, приоритет при трудоустройстве и т.д. Однако для того, чтобы ребёнок-сирота, а также ребенок, оставшийся без попечения родителей, мог чувствовать себя защищённым не только в материальном, но и в духовном плане, необходимо понимать, что у него имеются и личные права, предусмотренные, в первую очередь, Конституцией РФ, а также другими законодательными актами.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Также закон предусматривает для льготной категории учащихся право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные заведения на бесплатной основе при условии, что они имеют оконченное основное общее или среднее общее образование.
Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем. Помимо нормативных правовых актов федерального уровня, в Российской Федерации предусмотрено регулирование социальной поддержки детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на уровне субъектов РФ.
Подводя итог вышесказанного, можно констатировать, что дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, получают помощь со стороны государства и в различных сферах жизни – образование, здравоохранение, трудоустройство, жилищная политика. И во всех этих сферах обязательно присутствуют органы социальной защиты, которые в своем лице представляют государство, а также региональную власть.
Необходимо отметить, что на органы социальной защиты возлагается ответственная и очень непростая миссия - сделать так, чтобы такие дети ни в коем случае не чувствовали себя в чем-то ущемленными, хотя бы в материальном плане, поскольку заменить семью и семейные отношения будет очень сложно, практически невозможно.
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014.- №31. - ст. 4398.
2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 10.12.1998.
3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
5 Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета, № 294, 27.12.2021.
6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Российская газета", N 303, 31.12.2012.
Литература
7 Афтахова А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / А.В. Афтахова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 293 с.
8 Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 425 с.
9 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 441 с.
10 Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник / под общ. ред. Ю.П. Орловского. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 135 с.
11 Право социального обеспечения: учебник и практикум / под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 382 с.
12 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / Г.В. Сулейманова. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 430 с.
Статьи из периодических изданий
13 Архипова, Е. С. Особенности социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. С. Архипова // Актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика : Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 марта 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2024. – С. 40-44.
14 Васильева, Е. Ю. Жилищное обеспечение детей-сирот: проблемы и меры социальной поддержки / Е. Ю. Васильева, Е. В. Фролова, О. В. Рогач // Социальная политика и социология. – 2021. – Т. 20, № 4(141). – С. 44-52.
15 Гамзаева, М. В. Понятие и сущность социально-педагогической поддержки детей-сирот / М. В. Гамзаева, Б. Г. Явбатырова, А. А. Цамаева // Современные проблемы педагогики и психологии : материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 30 марта 2023 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2023. – С. 344-352.
16 Гребенникова, Т. В. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации / Т. В. Гребенникова // Инновационная траектория развития современной науки : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 мая 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 12-17.
17 Кондрашова, Я. О. Нормативно-правовой контекст социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей / Я. О. Кондрашова, О. А. Сидорук // Трибуна ученого. – 2022. – № 4. – С. 28-35.
18 Осавелюк, А. М. Правовые основы социального обеспечения отдельных категорий несовершеннолетних в Российской Федерации / А. М. Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 5. – С. 191-194.
19 Полохин, П. А. Основные проблемы социальной поддержки детей-сирот в России в современных условиях / П. А. Полохин // Сборник материалов 14-го Дня научного творчества по государственному и муниципальному управлению : Сборник трудов конференции, Химки, 09 декабря 2023 года. – Химки: Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика, 2023. – С. 31-38.
20 Рупп, К. И. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект / К. И. Рупп, О. А. Кузьмина // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности : Материалы II Международной научно-практической конференции молодых учёных, Комсомольск-на-Амуре, 30 ноября – 01 2023 года. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2023. – С. 240-244.
21 Савенко, Л. Е. Социально-педагогическая помощь и поддержка семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. Е. Савенко // Психолого-педагогическое образование родителей: история, современность, перспективы : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Таганрог, 12 мая 2023 года / Отв. редактор О.А. Кочергина. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 294-299.
22 Сидорова, Е. В. Некоторые актуальные проблемы защиты прав детей / Е. В. Сидорова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 48. – С. 1102-1106.
23 Ульянова, Т. Б. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути совершенствования / Т. Б. Ульянова // Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития : Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 15 апреля 2021 года / Под общей редакцией В.В. Строева, Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. – Москва: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 348-353.
24 Хагур, Ф. Р. Правовые основы регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Ф. Р. Хагур, Д. А. Натхо // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки : международная межвузовская осенняя научно-практическая конференция : сборник материалов и докладов, Яблоновский, 27 октября 2021 года / ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет». – Яблоновский: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2021. – С. 93-98.
25 Шифмахер, Ж. Е. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей / Ж. Е. Шифмахер // Студенческий. – 2023. – № 18-6(230). – С. 35-37.
26 Эскиева, Л. М. Меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. М. Эскиева // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 ноября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2021. – С. 229-232.