Арктика в современных международных отношениях: стратегии стран в регионе
|
Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Арктика в международных отношениях и геополитике: теоретический анализ 6
1.1 Арктика: история освоения и геополитическое положение 6
1.2 Арктический регион в системе международных отношений 14
1.3 Особенности международно-правового статуса Арктики 19
Глава 2 Международное сотрудничество в Арктическом регионе: тенденции и перспективы 26
2.1 Роль международных организаций в Арктическом регионе 26
2.2 Арктические стратегии стран 32
2.3 Перспективы развития международного сотрудничества в Арктике 48
Заключение 54
Список использованных источников 57
Введение 3
Глава 1 Арктика в международных отношениях и геополитике: теоретический анализ 6
1.1 Арктика: история освоения и геополитическое положение 6
1.2 Арктический регион в системе международных отношений 14
1.3 Особенности международно-правового статуса Арктики 19
Глава 2 Международное сотрудничество в Арктическом регионе: тенденции и перспективы 26
2.1 Роль международных организаций в Арктическом регионе 26
2.2 Арктические стратегии стран 32
2.3 Перспективы развития международного сотрудничества в Арктике 48
Заключение 54
Список использованных источников 57
Арктический регион на протяжении последних полутора веков все чаще оказывается в центре общественного внимания и вызывает споры между большим количеством развитых стран, несмотря на то, что данная территория фактически непригодна для проживания человека. Однако именно этот регион стал ареной столкновения геополитических, геостратегических и экономических интересов ведущих мировых держав. Это связано как с обнаружением и освоением месторождений полезных ископаемых в Арктике, так и с важностью последней для оборонных интересов некоторых государств.
Поэтому вопросы, связанные с изучением и анализом проводимой в этом регионе политики государств Европы, Азии и Америки и международных организаций обладают чрезвычайной актуальностью и представляют серьезный интерес для понимания перспектив дальнейшего развития Арктики. В настоящее время вектор этого развития определяется специфическими правовыми режимами, действующими в полярном регионе.
Всё большую актуальность приобретает анализ арктических стратегий стран, их приоритетных интересов в регионе, так как из-за отсутствия международного документа, определяющего правовой статус, растет соперничество государств за лидерство в Арктике. В стратегиях описаны актуальные вопросы и направления деятельности государств в Арктическом регионе, в основном это обеспечение безопасности в регионе, защита окружающей среды, развитие экономики и инфраструктуры, развитие научных исследований, а также сохранение культуры и защита интересов местного населения.
В последнее время происходит усиление военного присутствия некоторых стран в Арктике, создание арктических войск, модернизация военной инфраструктуры. Как следствие, актуальным становится вопрос о демилитаризации Арктики и установления безъядерного статуса региона. Приведенные тенденции определяют актуальность комплексного анализа ситуации в регионе и арктических стратегий стран.
Степень разработанности темы. Серьёзный вклад в разработку вопросов, связанных с Арктическим регионом, внес М. Г. Делягин [24], рассматривающий Арктику в фокусе современной геополитики. И. И. Мазур [34] рассматривает Арктику как одну из ключевых точек пересечения различных интересов в развитии глобального мира. Международно-правовому статусу Арктики посвящены работы А. Н. Сергеева [41], Е. С. Хотьковой [51], А. Д. Богатурова [12]. Экономические, юридические, экологические перспективы развития Арктики исследует Е. С. Анянова [7]. Проблеме разработки ресурсов в полярных регионах посвящены исследования Н. С. Бортникова [14], А. В. Загорского [26]. Международное со¬трудничество в Арктическом регионе рассматривают А. Н. Вылегжанин [18], А. В. Загорский [26], Н. В. Говорова [19], В. П. Тростинская [45], В. Н. Коны¬
шев [31], А. А. Сергунин [31] и др. Изучению проблемы международно-правового статуса Арктического региона посвящены работы А. Н. Сергеева [41], М. Н. Че- пурновой [49], Т. Ю. Сидоровой [42] и др. Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых и исследователей: Е. С. Аняновой, А. В. Загорского, Н. В. Говоровой, В. П. Тростинской, В. Н. Конышева, А. А. Сер¬гунина, Е. В. Бердниковой, А. Д. Богатурова, Н. С. Бортникова, В. В. Гончарова, М. Г. Делягина, И. И. Мазура, А. Н. Сергеева, Е. С. Хотьковой и др.
Целью исследования является анализ Арктического региона в современных международных отношениях, международного сотрудничества в Арктике и стратегий стран в регионе...
Поэтому вопросы, связанные с изучением и анализом проводимой в этом регионе политики государств Европы, Азии и Америки и международных организаций обладают чрезвычайной актуальностью и представляют серьезный интерес для понимания перспектив дальнейшего развития Арктики. В настоящее время вектор этого развития определяется специфическими правовыми режимами, действующими в полярном регионе.
Всё большую актуальность приобретает анализ арктических стратегий стран, их приоритетных интересов в регионе, так как из-за отсутствия международного документа, определяющего правовой статус, растет соперничество государств за лидерство в Арктике. В стратегиях описаны актуальные вопросы и направления деятельности государств в Арктическом регионе, в основном это обеспечение безопасности в регионе, защита окружающей среды, развитие экономики и инфраструктуры, развитие научных исследований, а также сохранение культуры и защита интересов местного населения.
В последнее время происходит усиление военного присутствия некоторых стран в Арктике, создание арктических войск, модернизация военной инфраструктуры. Как следствие, актуальным становится вопрос о демилитаризации Арктики и установления безъядерного статуса региона. Приведенные тенденции определяют актуальность комплексного анализа ситуации в регионе и арктических стратегий стран.
Степень разработанности темы. Серьёзный вклад в разработку вопросов, связанных с Арктическим регионом, внес М. Г. Делягин [24], рассматривающий Арктику в фокусе современной геополитики. И. И. Мазур [34] рассматривает Арктику как одну из ключевых точек пересечения различных интересов в развитии глобального мира. Международно-правовому статусу Арктики посвящены работы А. Н. Сергеева [41], Е. С. Хотьковой [51], А. Д. Богатурова [12]. Экономические, юридические, экологические перспективы развития Арктики исследует Е. С. Анянова [7]. Проблеме разработки ресурсов в полярных регионах посвящены исследования Н. С. Бортникова [14], А. В. Загорского [26]. Международное со¬трудничество в Арктическом регионе рассматривают А. Н. Вылегжанин [18], А. В. Загорский [26], Н. В. Говорова [19], В. П. Тростинская [45], В. Н. Коны¬
шев [31], А. А. Сергунин [31] и др. Изучению проблемы международно-правового статуса Арктического региона посвящены работы А. Н. Сергеева [41], М. Н. Че- пурновой [49], Т. Ю. Сидоровой [42] и др. Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых и исследователей: Е. С. Аняновой, А. В. Загорского, Н. В. Говоровой, В. П. Тростинской, В. Н. Конышева, А. А. Сер¬гунина, Е. В. Бердниковой, А. Д. Богатурова, Н. С. Бортникова, В. В. Гончарова, М. Г. Делягина, И. И. Мазура, А. Н. Сергеева, Е. С. Хотьковой и др.
Целью исследования является анализ Арктического региона в современных международных отношениях, международного сотрудничества в Арктике и стратегий стран в регионе...
Под Арктикой понимается район, находящийся севернее полярного круга, общей площадью 21 млн кв. км. Здесь располагаются территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми приарктических государств: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии.
Арктический регион представляет собой настоящую сокровищницу различных природных ресурсов, необходимых для экономического развития многих государств. Данный факт возводит Арктику в разряд стратегически важных
территорий. Особое географическое положение полярного региона вызывает столкновение интересов многих мировых держав, сдерживаемое лишь
международно-правовым статусом пространств Арктики. Глобальное потепление и, как следствие, таяние многовековых арктических льдов освобождает доступ для разработки неисчислимых природных ресурсов этого региона.
На протяжении многих веков, государства стремились к международному сотрудничеству в Арктике, будь то «Мурманские инициативы» М. С. Горбачева, которые явились существенным прорывом в деле укрепления мира, или Киркенесская Декларация о сотрудничестве в БЕАР.
В международных отношениях роль Арктики также возрастает. В силу изменения климата, регион становится более привлекательным для освоения ресурсов и судоходства. Также повышается соперничество США - России и США - Китая за влияние в регионе, что повышает опасность милитаризации региона. В мировой экономике наблюдается спад коммерческого интереса к Арктическому региону, который обусловлен в основном инвестиционными рисками, а также переходом мировой экономики на возобновляемые энергоресурсы.
Международно-правовой статус Арктики на данный момент не регламентирован. Существует несколько подходов к делению Арктики: секторальный принцип, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Однако страны используют разные подходы к определению своих территорий в регионе, из-за чего возникает множество конфликтных ситуаций.
Международное сотрудничество в Арктике реализуется в основном благодаря существованию множества платформ, в частности, АС, АЭС, СБЕР. Арктический регион также находится в фокусе многих организаций, таких как ООН, ЕС и др. На современном этапе в регионе установилась довольно успешная и стабильная модель международного сотрудничества, реализующаяся на базе специализированных форумов и организаций. Очевидно, что Арктика пользуется вниманием многих государств, не граничащих с ней, что может привести к нарастанию напряжения в регионе.
Анализируя арктические стратегические документы различных стран, можно сделать вывод, что все государства на протяжении нескольких лет выполнили огромную работу по разработке и принятию собственных стратегий в Арктическом регионе. Стоит отметить, что положительной тенденцией является наличие практически в каждой из стратегий пункта о соблюдении безопасности в регионе, а также положений о необходимости и готовности к международному сотрудничеству в Арктике. Можно отметить, что у всех арктических стратегий есть похожие направления, которые стоят в приоритете у стран. Это такие направления, как: защита окружающей среды, обеспечение безопасности и стабильности в регионе, развитие инфраструктуры, использование транспортных сетей, развитие международного сотрудничества и активизация научных исследований в регионе. Но каждая страна придерживается собственных целей в регионе. Так, целью США является продвижение собственных интересов в сфере безопасности (в науке, экономике, обороне, энергетике). РФ ориентирована на социально-экономическое направление деятельности в Арктике. Канада - на социальное направление. Стратегия Норвегии - на устойчивое развитие бизнеса в регионе. Швеция в своей арктической стратегии прежде всего закрепляет за собой статус арктической державы. Арктическая стратегия Финляндии направлена в первую очередь на расширение на север страны трансъевропейской магистральной сети. Исландия делает упор на двустороннем и многостороннем сотрудничестве в Арктике. Дания одна из немногих стран, указавших в стратегии важность международного права в Арктике. Что касается неарктических государств (КНР, Япония и Республика Корея) - они ставят перед собой цель обеспечить себе доступ к ресурсам Арктического региона. Государства заинтересованы в научно-исследовательском освоении Арктики.
Перспективы международного сотрудничества в Артике неоднозначны. С одной стороны, государства стремятся к международному сотрудничеству и мирному сосуществованию в регионе. С другой - каждая из стран пытается удовлетворить собственные интересы. Наиболее эффективным в решении этих проблем следует считать не конкурентно-соревновательный подход, а развитие межгосударственного сотрудничества в различных сферах. В ходе анализа ситуаций развития в полярном регионе, было выявлено два наиболее вероятных сценария развития политической ситуации: «Норвежский» и «Китайский» сценарии развития.
Арктический регион представляет собой настоящую сокровищницу различных природных ресурсов, необходимых для экономического развития многих государств. Данный факт возводит Арктику в разряд стратегически важных
территорий. Особое географическое положение полярного региона вызывает столкновение интересов многих мировых держав, сдерживаемое лишь
международно-правовым статусом пространств Арктики. Глобальное потепление и, как следствие, таяние многовековых арктических льдов освобождает доступ для разработки неисчислимых природных ресурсов этого региона.
На протяжении многих веков, государства стремились к международному сотрудничеству в Арктике, будь то «Мурманские инициативы» М. С. Горбачева, которые явились существенным прорывом в деле укрепления мира, или Киркенесская Декларация о сотрудничестве в БЕАР.
В международных отношениях роль Арктики также возрастает. В силу изменения климата, регион становится более привлекательным для освоения ресурсов и судоходства. Также повышается соперничество США - России и США - Китая за влияние в регионе, что повышает опасность милитаризации региона. В мировой экономике наблюдается спад коммерческого интереса к Арктическому региону, который обусловлен в основном инвестиционными рисками, а также переходом мировой экономики на возобновляемые энергоресурсы.
Международно-правовой статус Арктики на данный момент не регламентирован. Существует несколько подходов к делению Арктики: секторальный принцип, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Однако страны используют разные подходы к определению своих территорий в регионе, из-за чего возникает множество конфликтных ситуаций.
Международное сотрудничество в Арктике реализуется в основном благодаря существованию множества платформ, в частности, АС, АЭС, СБЕР. Арктический регион также находится в фокусе многих организаций, таких как ООН, ЕС и др. На современном этапе в регионе установилась довольно успешная и стабильная модель международного сотрудничества, реализующаяся на базе специализированных форумов и организаций. Очевидно, что Арктика пользуется вниманием многих государств, не граничащих с ней, что может привести к нарастанию напряжения в регионе.
Анализируя арктические стратегические документы различных стран, можно сделать вывод, что все государства на протяжении нескольких лет выполнили огромную работу по разработке и принятию собственных стратегий в Арктическом регионе. Стоит отметить, что положительной тенденцией является наличие практически в каждой из стратегий пункта о соблюдении безопасности в регионе, а также положений о необходимости и готовности к международному сотрудничеству в Арктике. Можно отметить, что у всех арктических стратегий есть похожие направления, которые стоят в приоритете у стран. Это такие направления, как: защита окружающей среды, обеспечение безопасности и стабильности в регионе, развитие инфраструктуры, использование транспортных сетей, развитие международного сотрудничества и активизация научных исследований в регионе. Но каждая страна придерживается собственных целей в регионе. Так, целью США является продвижение собственных интересов в сфере безопасности (в науке, экономике, обороне, энергетике). РФ ориентирована на социально-экономическое направление деятельности в Арктике. Канада - на социальное направление. Стратегия Норвегии - на устойчивое развитие бизнеса в регионе. Швеция в своей арктической стратегии прежде всего закрепляет за собой статус арктической державы. Арктическая стратегия Финляндии направлена в первую очередь на расширение на север страны трансъевропейской магистральной сети. Исландия делает упор на двустороннем и многостороннем сотрудничестве в Арктике. Дания одна из немногих стран, указавших в стратегии важность международного права в Арктике. Что касается неарктических государств (КНР, Япония и Республика Корея) - они ставят перед собой цель обеспечить себе доступ к ресурсам Арктического региона. Государства заинтересованы в научно-исследовательском освоении Арктики.
Перспективы международного сотрудничества в Артике неоднозначны. С одной стороны, государства стремятся к международному сотрудничеству и мирному сосуществованию в регионе. С другой - каждая из стран пытается удовлетворить собственные интересы. Наиболее эффективным в решении этих проблем следует считать не конкурентно-соревновательный подход, а развитие межгосударственного сотрудничества в различных сферах. В ходе анализа ситуаций развития в полярном регионе, было выявлено два наиболее вероятных сценария развития политической ситуации: «Норвежский» и «Китайский» сценарии развития.
Подобные работы
- Соперничество государств в Арктике в современных международных отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Арктика в системе международных отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В СМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - МЕСТО И РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Арктический регион в фокусе внешней политики современного Китая
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Роль общественных объединений коренных народов Арктики в деятельности международных организаций в Арктике (на примере Совета саамов)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Арктический регион в современной системе международных отношений
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Арктический регион в системе международных отношений: история и современность
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024



