СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Факторы, мешающие скорочтению 9
1.3 Факторы, способствующие скорочтению 11
1.4 Вариативность упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Изучение уровня сформированности навыка скорочтения младших школьников 25
2.2 Разработка комплекса упражнений по совершенствованию навыка скорочтения младших школьников 33
2.3 Анализ и описание результатов исследования 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Факторы, мешающие скорочтению 9
1.3 Факторы, способствующие скорочтению 11
1.4 Вариативность упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Изучение уровня сформированности навыка скорочтения младших школьников 25
2.2 Разработка комплекса упражнений по совершенствованию навыка скорочтения младших школьников 33
2.3 Анализ и описание результатов исследования 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность работы. На формирование успешности учеников влияет значительное количество разнообразных факторов, но одним из важнейших является умение сознательно, правильно и быстро читать. У ребенка, который не умеет хорошо читать, возникают определенные трудности во время выполнения домашних заданий, ему неинтересно на уроках, он обречен на умственную ограниченность и зубрежки. Такой ученик не будет активным читателем библиотеки, не будет чувствовать потребности общения с книгой, потому что чтение приносит ему не удовольствие, а муку.
Вырастить грамотного читателя — совсем не простая задача для начальной школы. Среди учебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает навык скорочтения, который формируется в начальной школе. Задача учителя - развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Практическая часть работы обобщается известными трудами И.Т. Федоренко, В.М. Зайцева, в которых освещаются вопросы определения основных методов организации детского чтения и путей формирования читательских навыков в современной школе. Вопрос роли читательских навыков в обучении школьников и средств их формирования является предметом педагогических и психологических исследований. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей быстро работать с информацией, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели не только быстро читать информацию, но и понимать её.
Поэтому определение темы работы обусловлено ее актуальностью, поскольку проблема, которая рассматривается в психолого-педагогической литературе, требует более пристального изучения.
Объект исследования: процесс совершенствования навыка скорочтения в начальной школе.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения у младших школьников.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: совершенствование навыка скорочтения в начальной школе будет эффективным, если на внеучебных занятиях использовать комплекс специальных упражнений, включающий в себя артикуляционную гимнастику, подавление внутренней артикуляции, зрительные диктанты, таблицы Шульте, упражнения для корректировки внимания, различные способы чтения текста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать выдвинутую гипотезу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыка скорочтения, их возможностям и границам применения.
3. Исследовать уровень техники чтения у учащихся, участвующих в эксперименте.
4. Разработать комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
5. Апробировать разработанный комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения на практике.
6. Проанализировать полученные результаты....
Вырастить грамотного читателя — совсем не простая задача для начальной школы. Среди учебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает навык скорочтения, который формируется в начальной школе. Задача учителя - развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Практическая часть работы обобщается известными трудами И.Т. Федоренко, В.М. Зайцева, в которых освещаются вопросы определения основных методов организации детского чтения и путей формирования читательских навыков в современной школе. Вопрос роли читательских навыков в обучении школьников и средств их формирования является предметом педагогических и психологических исследований. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей быстро работать с информацией, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели не только быстро читать информацию, но и понимать её.
Поэтому определение темы работы обусловлено ее актуальностью, поскольку проблема, которая рассматривается в психолого-педагогической литературе, требует более пристального изучения.
Объект исследования: процесс совершенствования навыка скорочтения в начальной школе.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения у младших школьников.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: совершенствование навыка скорочтения в начальной школе будет эффективным, если на внеучебных занятиях использовать комплекс специальных упражнений, включающий в себя артикуляционную гимнастику, подавление внутренней артикуляции, зрительные диктанты, таблицы Шульте, упражнения для корректировки внимания, различные способы чтения текста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать выдвинутую гипотезу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыка скорочтения, их возможностям и границам применения.
3. Исследовать уровень техники чтения у учащихся, участвующих в эксперименте.
4. Разработать комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
5. Апробировать разработанный комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения на практике.
6. Проанализировать полученные результаты....
1. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, выявили, что:
SБыстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного.
SСуществуют факторы, мешающие скорочтению (малое поле зрения; плохое развитие памяти у детей младшего школьного возраста; недостаточное использование смысловой догадки).
SСуществуют основные навыки скорочтения: подавление субвокализации; устранение «регрессий»; расширение поля зрительного восприятия; концентрация внимания; поверхностное чтение, просматривание.
SВ методической литературе имеется множество вариантов упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения.
SСовершенствование навыков скорочтения достигается систематическими, ежедневными упражнениями, чтением и работой над текстом на протяжении всех лет обучения.
2. В данной работе представлены самые разнообразные практические упражнения для развития навыка скорочтения:
J Таблицы Шульте. Данные таблицы используется для того, чтобы расширить поле зрения.
J Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
J Зрительный диктант. Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6-10 секунд экспозиции и затем записать.
У «Чтение-жужжание»;
У Чтение в темпе скороговорки;
У Упражнения в чтении с закрытием верхней, либо нижней части строк;
У «Словесные лабиринты»;
У Артикуляционные разминки и другие упражнения.
3. В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого выявлялся уровень сформированности навыка скорочтения у учащихся 3 класса «А» МАОУ Гимназии №13 «Академ» г. Красноярска и группы учащихся 3-4 классов Центра развития и творчества «Радуга» г. Канска. Согласно полученным данным низкий уровень сформированности навыка скорочтения в 3 классе «А» имеют 2 человека, что составляет 16%, средний уровень - 8 человек, т.е. 60 %, а высокий - 3 человека, что составляет 24%. В Центре развития и творчества «Радуга» учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень сформированности навыка скорочтения имеют 5 человек - 36 %, средний уровень - 6 человек - 48 %, высокий уровень - 2 человека - 16%.
В связи с этим в дальнейшем исследовании определились статусы исследуемых групп учащихся: контрольный классом - 3 «А», а экспериментальный - группу учащихся Центра развития и творчества «Радуга».
4. По результатам констатирующего эксперимента было выдвинуто решение разработать комплекс специальных упражнений «Скорочтение для младших школьников», цель которого: способствовать увеличению скорости чтения младшими школьниками за счет снижения влияния факторов, мешающих скорочтению и развитию факторов, способствующих скорочтению.
Комплекс упражнений включает в себя артикуляционную разминку, работу с таблицами Шульте, упражнения, направленные на подавление артикуляции, упражнения на развитие внимания/ памяти, зрительные диктанты, физминутки, включающие в себя игры на внимание и память, работу с текстом....
SБыстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного.
SСуществуют факторы, мешающие скорочтению (малое поле зрения; плохое развитие памяти у детей младшего школьного возраста; недостаточное использование смысловой догадки).
SСуществуют основные навыки скорочтения: подавление субвокализации; устранение «регрессий»; расширение поля зрительного восприятия; концентрация внимания; поверхностное чтение, просматривание.
SВ методической литературе имеется множество вариантов упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения.
SСовершенствование навыков скорочтения достигается систематическими, ежедневными упражнениями, чтением и работой над текстом на протяжении всех лет обучения.
2. В данной работе представлены самые разнообразные практические упражнения для развития навыка скорочтения:
J Таблицы Шульте. Данные таблицы используется для того, чтобы расширить поле зрения.
J Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
J Зрительный диктант. Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6-10 секунд экспозиции и затем записать.
У «Чтение-жужжание»;
У Чтение в темпе скороговорки;
У Упражнения в чтении с закрытием верхней, либо нижней части строк;
У «Словесные лабиринты»;
У Артикуляционные разминки и другие упражнения.
3. В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого выявлялся уровень сформированности навыка скорочтения у учащихся 3 класса «А» МАОУ Гимназии №13 «Академ» г. Красноярска и группы учащихся 3-4 классов Центра развития и творчества «Радуга» г. Канска. Согласно полученным данным низкий уровень сформированности навыка скорочтения в 3 классе «А» имеют 2 человека, что составляет 16%, средний уровень - 8 человек, т.е. 60 %, а высокий - 3 человека, что составляет 24%. В Центре развития и творчества «Радуга» учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень сформированности навыка скорочтения имеют 5 человек - 36 %, средний уровень - 6 человек - 48 %, высокий уровень - 2 человека - 16%.
В связи с этим в дальнейшем исследовании определились статусы исследуемых групп учащихся: контрольный классом - 3 «А», а экспериментальный - группу учащихся Центра развития и творчества «Радуга».
4. По результатам констатирующего эксперимента было выдвинуто решение разработать комплекс специальных упражнений «Скорочтение для младших школьников», цель которого: способствовать увеличению скорости чтения младшими школьниками за счет снижения влияния факторов, мешающих скорочтению и развитию факторов, способствующих скорочтению.
Комплекс упражнений включает в себя артикуляционную разминку, работу с таблицами Шульте, упражнения, направленные на подавление артикуляции, упражнения на развитие внимания/ памяти, зрительные диктанты, физминутки, включающие в себя игры на внимание и память, работу с текстом....
Подобные работы
- Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





