Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №157715

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение скорочтения 6
1.2 Факторы, мешающие скорочтению 9
1.3 Факторы, способствующие скорочтению 11
1.4 Вариативность упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Изучение уровня сформированности навыка скорочтения младших школьников 25
2.2 Разработка комплекса упражнений по совершенствованию навыка скорочтения младших школьников 33
2.3 Анализ и описание результатов исследования 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность работы. На формирование успешности учеников влияет значительное количество разнообразных факторов, но одним из важнейших является умение сознательно, правильно и быстро читать. У ребенка, который не умеет хорошо читать, возникают определенные трудности во время выполнения домашних заданий, ему неинтересно на уроках, он обречен на умственную ограниченность и зубрежки. Такой ученик не будет активным читателем библиотеки, не будет чувствовать потребности общения с книгой, потому что чтение приносит ему не удовольствие, а муку.
Вырастить грамотного читателя — совсем не простая задача для начальной школы. Среди учебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает навык скорочтения, который формируется в начальной школе. Задача учителя - развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Практическая часть работы обобщается известными трудами И.Т. Федоренко, В.М. Зайцева, в которых освещаются вопросы определения основных методов организации детского чтения и путей формирования читательских навыков в современной школе. Вопрос роли читательских навыков в обучении школьников и средств их формирования является предметом педагогических и психологических исследований. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей быстро работать с информацией, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели не только быстро читать информацию, но и понимать её.
Поэтому определение темы работы обусловлено ее актуальностью, поскольку проблема, которая рассматривается в психолого-педагогической литературе, требует более пристального изучения.
Объект исследования: процесс совершенствования навыка скорочтения в начальной школе.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения у младших школьников.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: совершенствование навыка скорочтения в начальной школе будет эффективным, если на внеучебных занятиях использовать комплекс специальных упражнений, включающий в себя артикуляционную гимнастику, подавление внутренней артикуляции, зрительные диктанты, таблицы Шульте, упражнения для корректировки внимания, различные способы чтения текста.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать выдвинутую гипотезу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику практическим упражнениям для совершенствования навыка скорочтения, их возможностям и границам применения.
3. Исследовать уровень техники чтения у учащихся, участвующих в эксперименте.
4. Разработать комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
5. Апробировать разработанный комплекс специальных упражнений по совершенствованию навыка скорочтения на практике.
6. Проанализировать полученные результаты....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, выявили, что:
SБыстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного.
SСуществуют факторы, мешающие скорочтению (малое поле зрения; плохое развитие памяти у детей младшего школьного возраста; недостаточное использование смысловой догадки).
SСуществуют основные навыки скорочтения: подавление субвокализации; устранение «регрессий»; расширение поля зрительного восприятия; концентрация внимания; поверхностное чтение, просматривание.
SВ методической литературе имеется множество вариантов упражнений, направленных на совершенствование навыка скорочтения.
SСовершенствование навыков скорочтения достигается систематическими, ежедневными упражнениями, чтением и работой над текстом на протяжении всех лет обучения.
2. В данной работе представлены самые разнообразные практические упражнения для развития навыка скорочтения:
J Таблицы Шульте. Данные таблицы используется для того, чтобы расширить поле зрения.
J Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
J Зрительный диктант. Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6-10 секунд экспозиции и затем записать.
У «Чтение-жужжание»;
У Чтение в темпе скороговорки;
У Упражнения в чтении с закрытием верхней, либо нижней части строк;
У «Словесные лабиринты»;
У Артикуляционные разминки и другие упражнения.
3. В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого выявлялся уровень сформированности навыка скорочтения у учащихся 3 класса «А» МАОУ Гимназии №13 «Академ» г. Красноярска и группы учащихся 3-4 классов Центра развития и творчества «Радуга» г. Канска. Согласно полученным данным низкий уровень сформированности навыка скорочтения в 3 классе «А» имеют 2 человека, что составляет 16%, средний уровень - 8 человек, т.е. 60 %, а высокий - 3 человека, что составляет 24%. В Центре развития и творчества «Радуга» учащиеся показали следующие результаты: низкий уровень сформированности навыка скорочтения имеют 5 человек - 36 %, средний уровень - 6 человек - 48 %, высокий уровень - 2 человека - 16%.
В связи с этим в дальнейшем исследовании определились статусы исследуемых групп учащихся: контрольный классом - 3 «А», а экспериментальный - группу учащихся Центра развития и творчества «Радуга».
4. По результатам констатирующего эксперимента было выдвинуто решение разработать комплекс специальных упражнений «Скорочтение для младших школьников», цель которого: способствовать увеличению скорости чтения младшими школьниками за счет снижения влияния факторов, мешающих скорочтению и развитию факторов, способствующих скорочтению.
Комплекс упражнений включает в себя артикуляционную разминку, работу с таблицами Шульте, упражнения, направленные на подавление артикуляции, упражнения на развитие внимания/ памяти, зрительные диктанты, физминутки, включающие в себя игры на внимание и память, работу с текстом....


1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004 - 267 с.
2. Афанасьева В.Х. Карточки для проверки навыков чтения - 80 отдельных листов / В.Х. Афанасьева, 2004. - 120 с.
3. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
5. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
6. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
7. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
8. Жаваль, Э. Среди слепых: практические советы лицам, потерявшим зрение / пер. с фр. Г. Г. Оршанского. — М. : Изд-во В. М. Саблина, 1905. — 113 с.
9. Жуковский В.Н. Индивидуализация обучения технике чтения на начальном этапе средней школы: работа / В.Н Жуковский. - М.: [б.и.], 1992. - 186c.
10.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. - М.: Просвещение, 1991. — 32 с.
11. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — М.: Дрофа, 1999.
12. Ильин Н.Д. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
13. Киричук А.И. Обучающие игры младших школьников / О. И. Киричук. — М.: Сов. школа, 1982. — 128 с.
14. Коваль Г. Содержание и дидактическая структура урока чтения в начальных классах. Учебно-методическое пособие / Г. Коваль. — Тернополь: Учебники и пособия, 2003. - 184 с.
15. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001....(68)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ