Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИЕМА ДРАМАТИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Работа №157713

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Возрастные особенности совершенствования устной речи младших школьников 7
1.2 Методические проблемы навыка выразительного чтения в начальной школе 11
1.3 Драматизация художественного произведения как прием совершенствования навыка выразительного чтения в начальной школе 15
1.4 Выразительное чтение как способ формирования языковой компетентности 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. ДРАМАТИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Описание методик 23
2.2 Актуальный уровень развития навыка выразительного чтения у младших школьников 25
2.3 Программа совершенствования навыка выразительного чтения на основе использования приема драматизации художественного произведения 31
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Одна из основных задач учителя - научить хорошо читать. Ещё В. Сухомлинский писал, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя».
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Владение полноценным навыком чтения является важным условием человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец, как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что одной из главных задач обучения в начальной школе является совершенствование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения совершенствует недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо совершенствовать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Чтение настолько сложный процесс, что его трудно определить однозначно, но видов чтения существует большое разнообразие. И каждый из этих видов требует умений, навыков. А чтобы получить эти навыки, необходима систематическая, целенаправленная, продуманная работа учителя на каждом уроке, независимо от того, урок чтения это или русского языка, математики или природоведения.
Определение оптимальных сроков начала обучения детей чтению на сегодня остается одним из наиболее дискуссионных вопросов. В разных научно-методических источниках как оптимальный указывается возраст от шести месяцев до четырех-пяти лет. Отстаивая свои позиции, каждый из приверженцев той или иной теории приводит аргументы в пользу внедряемой им методики и старается раскрыть недостатки методических подходов своих оппонентов [11. Литвинова А.В., Мойсеенко М.В. С. 21-23.]
Большое значение навыкам чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В. Я. Стоюнин, В. П. Шереметевский и многие другие выдающиеся педагоги....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников при изучении драматических произведений должно присоединить с учетом их возрастных особенностей, поэтому должны учитываться следующие критерии: умение интонировать, акцентное выделение, темп речи и соблюдение пауз. По ходу формирования данного навыка и его совершенствование у младших школьников могут возникнуть проблемы, такие как разный темп и скорость чтения, которые осложняют осознание и понимание текста. Таким образом, анализ драматического произведения в школе с учётом его специфики должен включать следующие компоненты:
1. Рассмотрение место драматического произведения в общем литературном процессе и в творчестве писателя;
2. Определение актуальности темы, оригинальности авторского замысла;
3. Анализ метода;
4. Работа по определению сюжетно-композиционной структуры.
5. Анализ драматического конфликта пьесы, включающий по образам действующих лиц;
6. Жанр и стилевые особенности пьесы.
Вышеперечисленные составные части анализа, рассчитанные на понимание теории драмы, в той или иной степени позволяют достичь глубины понимания художественного материала.
Для практического исследования бы ЛИ выбраны следующее методики:
- Методика 1. «Исследование восприятия и понимания основного тона высказывания».
- Методика 2. «Исследования и восприятия и воспроизведения логического ударения».
- Методика 3. «Исследования восприятия и оценки темпа речи».
Исследование продлилось на базе 4 класса (15чеаовек) по итогам исследования по первому параметру «Умение интонировать», было выявлено, что у учащихся умение интонировать находится на среднем уровне. По второму параметру «Наличие акцентного выделения», было выявлено, что данное умение находится у учащихся на среднем и низком уровнях. По третьему параметру «Темп речи и соблюдении пауз», было выявлено, что у учащихся темп речи и соблюдение пауз находится на среднем и низком уровне.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента, с учетом возрастных особенностей младших школьников, мною была разработана программа формирования навыка чтения на основе использования драматических произведений. В развитии интонационной выразительности речи учащихся были выделены такие направления:
• Работа над пониманием текста как необходимое условие
выбора точного интонационного рисунка при оформлении речи.
• Обсуждение характеристик каждого героя.
• Наблюдения над образцовым произношением (прослушивание аудиозаписей).


1. Богданова О.Ю., Методика преподавания литературы/ Богданова, О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. - М., 2000 Владимиров, С. Действие в драме/ Владимиров, С. — М.: Просвещение, 1972. — 127с.
2. Барыкина Т.С. Совершенствование навыка техники чтения. // Название сайта: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999 - 138 с.
4. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Голубков, В.В - М.: Просвещение, 1995 - 647с .
5. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе / Гуковский, Г.А — М. - Л., 1вб6.
6. Емец А.А., Коваленко О.Н., М.В. /Как помочь младшему школьнику по чтению/ Издательство Просвещение, 2011г. С. 9 - 10.
7. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1в53. С. 15.
8. Лазарева В.Л. Уроки литературного чтения в современной начальной шлове // «Начальная школа», 2005. № 22, лекция 6. https://nsc.1sep.ru/article.php?ID=200502201
9. Леонтьев, А.А. Психология обучения чтению // Нач. школа: плюс минус. - 1999. - № 10. С. 42
10. Литературный энциклопедический словарь / под общ.ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М., 1987. С. 329.
11. Литвинова А. В., Мойсеенко М. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 21 - 23.
12. Львов М.Р, Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
13. Литературное чтение 2 кл. - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. (УМК «Школа России») 9-е изд. - М.: 2018 Ч.1 - 224с.; Ч.2 - 224с.
14. Литературное чтение. 4 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2015. - 208 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
15. Литературное чтение, 2кл. - Чуракова Н.А., Малаховская О.В. (УМК «Перспективная начальная школа») 3-е изд. - М.: 2013. - 193 с. А не авторов по алфавиту?..(29)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ