Интегрированные уроки как средство формирования метапредметной компетенции в процессе обучения математике в средней школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения учащихся средней школы 5
1.1 Проблема формирования метапредметной компетенции в психолого¬педагогической литературе 5
1.2 Особенности формирования метапредметной компетенции у
обучающихся средней школы 15
1.3 Возможности интегрированных уроков в формировании
метапредметной компетенции у обучающихся средней школы 25
1.4 Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения математике в средней школе посредством интегрированных уроков 37
2.1 Методические рекомендации для организации интегрированных
уроков по математике как средства формирования метапредметной
компетенции у обучающихся средней школы 37
2.2 Примеры интегрированных уроков по алгебре 45
2.3 Примеры интегрированных уроков по геометрии 55
2.4 Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение 1 Материалы к интегрированным урокам по алгебре 76
Приложение 2 Материалы к интегрированным урокам по геометрии 83
Глава 1. Теоретические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения учащихся средней школы 5
1.1 Проблема формирования метапредметной компетенции в психолого¬педагогической литературе 5
1.2 Особенности формирования метапредметной компетенции у
обучающихся средней школы 15
1.3 Возможности интегрированных уроков в формировании
метапредметной компетенции у обучающихся средней школы 25
1.4 Выводы по первой главе 34
Глава 2. Методические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения математике в средней школе посредством интегрированных уроков 37
2.1 Методические рекомендации для организации интегрированных
уроков по математике как средства формирования метапредметной
компетенции у обучающихся средней школы 37
2.2 Примеры интегрированных уроков по алгебре 45
2.3 Примеры интегрированных уроков по геометрии 55
2.4 Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение 1 Материалы к интегрированным урокам по алгебре 76
Приложение 2 Материалы к интегрированным урокам по геометрии 83
Одной из самых главных задач образования в современном мире является соединение в миропонимании ребенка основных знаний по каждому предмету в широкую целостную картину, дать молодому поколению взаимосвязанное представление о природе, обществе и своем месте в них, а также подготовить ребёнка к современной жизни. Всё это происходит через формирование у школьников необходимых компетенции, но в условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается, из- за этого процесс формирования необходимых компетенции происходит не так быстро. Чтобы ускорить этот процесс, нужно произвести усвоение структурированных знаний, представляющих собой определенное единство, систему.
Будущее школьного образования связано с соединением разных учебных предметов и, прежде всего, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
Интеграция активизирует образовательный процесс, увеличивает интерес школьников к изучению предметов, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интегрированный урок способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию первоосновных взаимосвязей явлений и процессов и помогает ученикам приобрести компетенции, которые необходимы в условиях современной жизни. Следовательно, нужно научиться грамотно вводить интеграцию предметов в образовательный процесс, для повышения эффективности и заинтересованности усвоения школьниками новых знаний...
Будущее школьного образования связано с соединением разных учебных предметов и, прежде всего, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
Интеграция активизирует образовательный процесс, увеличивает интерес школьников к изучению предметов, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интегрированный урок способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию первоосновных взаимосвязей явлений и процессов и помогает ученикам приобрести компетенции, которые необходимы в условиях современной жизни. Следовательно, нужно научиться грамотно вводить интеграцию предметов в образовательный процесс, для повышения эффективности и заинтересованности усвоения школьниками новых знаний...
В ходе работы были достигнуты поставленные цели и задачи, получены следующие результаты:
На основе анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы были раскрыты теоретические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения учащихся средней школы. Метапредметность в образовании подразумевает формирование в обучающемся всесторонне развитой личности, то есть развитие у него метапредметной компетенции - способности к осуществлению универсальных учебных действий, как совокупности способов действия обучающегося и связанных с ним навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение им новых знаний, формирование умений, включая организацию данного процесса. Успешность формирования метапредметной компетенции, определяется качеством организации образовательного процесса, в ходе которого должны быть созданы условия для развития всех четырех видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
В ходе работы были раскрыты особенности формирования метапредметной компетенции у обучающихся средней школы. Подростковый возраст, к которому относятся обучающиеся средней школы, является сензитивным для формирования метапредметной компетенции. В данном возрасте ученики овладевают процессом образования понятий, ведущим к высшей форме интеллектуальной деятельности, а также формирующим новые способы поведения. Кроме того, у детей формируется способность к рефлексии и развиваются различные типы мышления, способность к саморегуляции и самоконтролю. Деятельность по формированию метапредметной компетенции у подростков должна включать в себя следующий ряд этапов: начально- ориентировочный этап; учебно-познавательный этап; контрольно-оценочный этап. Каждый из этапов предполагает использование ряда методов, среди которых: организационно-деятельностные игры, проблемный метод, метод схематизации, метод проектов и метод личного ежедневника. Осуществление указанной деятельности в обязательном порядке предполагает организацию коллективной деятельности школьников, как средства развития у них необходимых личностных качеств.
Также было выявлено, что именно интегрированные уроки являются одним из эффективных способов формирования метапредметной компетенции у обучающихся средней школы. Именно на них учебный материал рассматривается с позиции двух или более дисциплин, что создает условия для синтеза и систематизации знаний, умений и обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира и освоение ими соответствующих компетенции...
На основе анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы были раскрыты теоретические основы формирования метапредметной компетенции в процессе обучения учащихся средней школы. Метапредметность в образовании подразумевает формирование в обучающемся всесторонне развитой личности, то есть развитие у него метапредметной компетенции - способности к осуществлению универсальных учебных действий, как совокупности способов действия обучающегося и связанных с ним навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение им новых знаний, формирование умений, включая организацию данного процесса. Успешность формирования метапредметной компетенции, определяется качеством организации образовательного процесса, в ходе которого должны быть созданы условия для развития всех четырех видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
В ходе работы были раскрыты особенности формирования метапредметной компетенции у обучающихся средней школы. Подростковый возраст, к которому относятся обучающиеся средней школы, является сензитивным для формирования метапредметной компетенции. В данном возрасте ученики овладевают процессом образования понятий, ведущим к высшей форме интеллектуальной деятельности, а также формирующим новые способы поведения. Кроме того, у детей формируется способность к рефлексии и развиваются различные типы мышления, способность к саморегуляции и самоконтролю. Деятельность по формированию метапредметной компетенции у подростков должна включать в себя следующий ряд этапов: начально- ориентировочный этап; учебно-познавательный этап; контрольно-оценочный этап. Каждый из этапов предполагает использование ряда методов, среди которых: организационно-деятельностные игры, проблемный метод, метод схематизации, метод проектов и метод личного ежедневника. Осуществление указанной деятельности в обязательном порядке предполагает организацию коллективной деятельности школьников, как средства развития у них необходимых личностных качеств.
Также было выявлено, что именно интегрированные уроки являются одним из эффективных способов формирования метапредметной компетенции у обучающихся средней школы. Именно на них учебный материал рассматривается с позиции двух или более дисциплин, что создает условия для синтеза и систематизации знаний, умений и обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира и освоение ими соответствующих компетенции...
Подобные работы
- ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Интегрированные с информатикой
проекты как средство формирования
метапредметных результатов обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Организация изучения прикладных математических вопросов с применением
электронного курса «Физические основы математики» в старшей школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ С ВКЛЮЧЕНИЕМ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



