Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ работ, посвященных исследованию психолого-педагогических условий, детерминирующих развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста 11
1.1 Понятие «психолого-педагогические условия развития» в
педагогической психологии 11
1.2 Психолого-педагогические условия, детерминирующие развитие
познавательной сферы детей дошкольного возраста 14
1.2.1 Особенности родительского воспитания как условие,
детерминирующее развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста 17
1.2.2 Особенности образовательной программы ДОО как условие,
детерминирующее развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста 26
1.3 Особенности развития познавательной сферы детей дошкольного
возраста 39
Вывод по главе 1 42
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий, детерминирующих развитие познавательной сферы детей
дошкольного возраста 45
2.1. Описание методов и этапов исследования 45
2.2 Результаты диагностики познавательной сферы детей раннего
дошкольного возраста в начале первого года обучения по образовательным программам «Развитие» и «Детский сад по системе М. Монтессори» 49
2.3 Результаты диагностики познавательной сферы детей раннего
дошкольного возраста после окончания первого года обучения по образовательным программам «Развитие» и «Детский сад по системе М. Монтессори» 55
2.4 Результаты диагностики познавательной сферы детей дошкольного
возраста после полутора лет обучения по образовательным программам «Развитие» и «Детский сад по системе М. Монтессори» 60
2.5 Сравнительный анализ результатов диагностики познавательной
сферы дошкольников до и после воздействия обучающих программ «Развитие» и «Детский сад по системе М. Монтессори» 67
2.6Результаты исследования родительского отношения как психолого¬педагогического условия, детерминирующего развитие познавательной
сферы дошкольника 71
Выводы 76
Заключение 79
Список используемых источников 84
Приложение 1 91
Актуальность проблемы изучения психолого-педагогических условий, детерминирующих развитие познавательной сферы ребенка высока в связи с тем, что в обыденном сознании уровень развития познавательных процессов ребенка в дошкольном возрасте зачастую связывают с последующей успешностью обучения в школе. В связи с этим проводится огромное количество исследований, направленных на изучение условий и факторов, способствующих когнитивному развитию ребенка.
Все познавательные процессы ребенка развиваются на основе его познавательной активности, которая формируется на основе познавательной направленности и развивается в течение всей жизни. От семьи во многом зависит то, насколько разовьется познавательная активность у ребёнка. Один из главных источников познавательной активности ребёнка - опыт, который у него сформируется в процессе взаимодействия с родителями.
С самого первого дня существования на земле главная «среда обитания» человека - это его семья. По мнению исследователей, на развитие ребенка большое влияние оказывает семья и те отношения, которые в ней выстраиваются между взрослыми и детьми. Первоначально вся информация об окружающем мире поступает к ребенку из семьи. Если родители ребёнка имеют высокий образовательный потенциал и хорошо образованы в культурном плане, то от них он сможет перенять задатки к обучению и восприятию культуры.Семейное воспитание способно дать человеку большое количество знаний и опыта в различных сферах жизни,у него нет временных границ, так как оно начинается от рождения и длится всю жизнь.
К понятию «среда» можно отнести и другое, не менее важное условие развития ребенка - дошкольные образовательные учреждения, так как в них ребенок проводит большую часть дня, пока родители находятся на работе. В настоящее время все дошкольные образовательные организации обязаны осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ООП ДО (основная образовательная программа дошкольного образования), которая в свою очередь регламентирована ФГОС дошкольного образования. Образовательная программа - «это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса» [66]...
Проблема изучения психолого-педагогических условий, детерминирующих развитие познавательной сферы ребенка является одной из ключевых в педагогической психологии и в педагогике.
По мнению исследователей, на развитие ребенка большое влияние оказывает семья и те отношения, которые в ней выстраиваются между взрослыми и детьми. Первоначально вся информация об окружающем мире поступает к ребенку из семьи. Если родители ребёнка имеют высокий образовательный потенциал и хорошо образованы в культурном плане, то от них он сможет перенять задатки к обучению и восприятию культуры. Семейное воспитание способно дать человеку большое количество знаний и опыта в различных сферах жизни, у него нет временных границ, так как оно начинается от рождения и длится всю жизнь.
К понятию «среда» можно отнести и другое, не менее важное условие развития ребенка - дошкольные образовательные учреждения, так как в них ребенок проводит большую часть дня, пока родители находятся на работе. В настоящее время все дошкольные образовательные организации обязаны осуществлять образовательную деятельность в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Количество программ, рекомендованных для реализации в ДОО достаточно большое и каждая дошкольная образовательная организация вправе сама выбирать образовательную программу, по которой будет реализовывать образовательную деятельность. Однако, на наш взгляд было бы интересно сравнить эффективность реализации той или иной программы для оценки ее влияния на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Таким образом, проблему нашего исследования составило изучение степени детерминации двух главных составляющих среды обитания ребенка (или психолого-педагогических условия): тип родительского отношения и вид образовательной программы, на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста...
1. Абульханова К.А. Субъект или личность в психологии самореализации. Идеальность или реальность субъекта - Сборник научных трудов «Северо-Кавказский ГТУ». - Ростов-н/Д, 2007. - 168 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.Росмен, 1998.- 345 с.
3. Александров В.Б. Понимание и социально - познавательный опыт субъекта / Опыт и его место в социальном познании. - Калининград: Изд- во Калининский гос. ун- т., 1984. -С. 129-139.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Из-во Каз. ун-та, 1996.-248 с.
5. Антилогова Л. Н. Нравственное воспитание и развитие личности
ребенка в семье // [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-i-razvitie-lichnosti- rebenka-v-semie (дата обращения: 29.01.2021).
6. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дисс...канд. пед. наук. - СПб, 1995.-28 с.
7. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М., Политиздат, 1998.- 346 с.
8. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М., 1995.-246 с.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М., Педагогика, 1982.- 346 с.
10. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностногоподхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.- С.12-17.
11. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту. - Майкоп, 2001. - 168 с.
12. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте (психологический практикум). - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
13. Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности: дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2006. - 181 с.
14. Беспалько, В.П. Методические указания по дидактическому анализу целей, содержания обучения и сроков подготовки специалистов. - М.: Педагогика, 2006. - 318 с.
15. Бехтенова, Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования). - авторф.дис...канд.пед.наук. - Новосибирск, 2006. - 24 с...73