Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа государственной политики в сфере высшего
образования 8
1.1 Понятие высшего образования и его роль в современных условиях 8
1.2 Механизм реализации государственной политики в сфере высшего
образования 18
2 Опыт реализации государственной политики в сфере высшего образования в
Пензенском государственном университете 30
2.1 Общая характеристика Пензенского государственного университета 30
2.2 Мероприятия по реализации образовательной политики в ПГУ 39
3 Основные проблемы реализации политики в сфере высшего образования и
возможные пути их решения 51
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
Одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень грамотности и образованности населения исследуемой страны. На эти показатели, безусловно, оказывает влияние система высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Совсем недавно образование рассматривалось как сумма знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения в учебных заведениях и реже - самостоятельно. Сегодня, образование - это отрасль экономики, хозяйства страны, которая включает в себя организации, учреждения, предприятия, обеспечивающие обучение, передачу знаний, выпуском учебной литературы.
Актуальность данной проблемы состоит в том что, высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной, творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики страны. На данный момент, оценка уровня развития страны определяется, также образованностью её граждан. Усовершенствование системы высшего образования - это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к нормальному его функционированию.
В настоящее время направленность государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации определяется, во-первых, нормативно-правовыми актами РФ, во-вторых - программами, среди которых ключевое место занимает Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В соответствии с данной программой, ключевыми задачами модернизации системы высшего образования в стране становятся обеспечение непрерывности образовательного процесса и повышение конкурентоспособности российского высшего образования в международном масштабе. Реализация данных задач подразумевает внедрение в управленческую практику российского образования инноваций, в первую очередь финансово-административного характера. Так, осуществляется изменение системы финансирования российских вузов, поскольку последние переходят на инновационно-предпринимательскую модель финансирования, предполагающую сочетание государственных источников финансирования с самообеспечением вузов за счет инновационной и научно-технологической деятельности. Во-вторых, вводится зависимость финансирования от показателей эффективности конкретных образовательных учреждений...
В результате написания выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие выводы.
Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо сформировать крепкую конкурентоспособную систему образования, для выпуска квалифицированных кадров. Ведь в настоящее время определяющим значением для успешного функционирования экономики является не что иное, как человеческий фактор. Чем больше страна имеет активных, творчески развитых и образованных специалистов, бакалавров, магистров, тем выше способность страны конкурировать на международной арене с экономиками других стран. Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования граждан России играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том что касается образовательной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные стандарты требуют создание условий для устойчивого развития и подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом требований современного рынка труда.
Механизм государственного регулирования высшего образования способствует выявлению проблем и улучшению работы правительства в области образования; а для этого следует направить процесс обучения в сфере высшего образования на путь к полному развитию личности, для удовлетворения своих потребностей, потребностей общества и рынка труда в условиях конкуренции компетентных и ответственных профессионалов, определить ответственность производителей образовательных услуг за качество этих услуг...
1. Конституция РФ от 12.12.1993 [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «консультант Плюс» - 2017.
2. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011
[Электронный ресурс] URL: http://asv.mgsu.ru/universityabout/UMO-
ASV/dokumenty/intrerdok/MSKO-2011.pdf (дата обращения 17.11.2017).
3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.212 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: постановление Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
5. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 08.10.2013 № 891. [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.03.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
7. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -
2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497.
[Электронный ресурс] Дата обновления: 09.09.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
8. О внесении изменений в государственную программу Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: постановление
Правительства РФ от 31.03.2017 № 376. [Электронный ресурс] Дата
обновления: 14.10.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017.
9. О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»: приказ Минобрнауки России от 30.12.2015 № 1552. [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.09.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
10. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие
интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах»: приказ Минобрнауки России от 29.02.2016 № 170.
[Электронный ресурс] Дата обновления: 12.08.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
11. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов: письмо Минэкономразвития России 28.12.2016. № 40453-ЕЕ/Д17и [Электронный ресурс] Дата обновления:
05.04.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
12. Об образовании в Пензенской области: закон Пензенской области
от 4 июля 2013 года №2413-ЗПО [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2013/07/16/penza-zakon2413-reg-dok.html (Дата обращения:
20.11.2017).
13. Об утверждении Государственной программы «Развитие
образования в Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 №804-пП [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424055908 (Дата
обращения: 22.11.2017).
14. О внесении изменений в План реализации государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области
на 2014 - 2020 годы» на очередной финансовый 2017 год,
утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 10.02.2017 № 52-рП: распоряжение правительства Пензенской области от 29.09.2017 № 446-рП [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minobr- penza.ru/razdel/special_programs/416 (Дата обращения: 23.11.2017).
15. Абанкина И. В., Филатова Л. М., Винарик В. А. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2016. - Т. 3. - № 31. - С. 111-143...56