ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1. Сущность и функции управления в организации 5
1.2. Экономическое содержание конкурентоспособности организации 19
1.3. Особенности управления предприятиями сферы услуг 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗЫ ОТДЫХА ТАВАТУЙ 36
2.1 Характеристика предприятия 36
2.2 Описание деятельности 38
2.3 Характеристика персонала 39
2.4 Экономические показатели деятельности 41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В БО «ТАВАТУЙ» 52
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации коммерческой
деятельности предприятия 52
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой
деятельности предприятия 56
3.3. Расчет экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию коммерческой деятельности предприятия 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Развитие в экономике процессов интеграции и взаимосвязей между территориями предполагает высокий уровень развития сферы услуг как связующего звена хозяйственного механизма. В условиях современной экономики особо актуальным становится вопрос эффективности стратегии развития организации. Рост благосостояния населения приводит к интенсивному развитию предприятий и в первую очередь торговли и сферы услуг, что в свою очередь способствует росту и обострению конкуренции.
Целью выпускной квалификационной работы бакалавра является разработка системы целевых стратегических приоритетов организации.
Задачи исследования:
- систематизировать теоретические аспекты стратегического управления и планирования;
- разработать миссию организации;
- провести финансово-экономический анализ организации;
- провести анализ рынка позиционирования и конкурентных преимуществ организации;
- провести анализ эффективности реализации стратегических приоритетов организации.
Объект исследования - организация БО «Таватуй».
Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе разработки стратегии развития организации, а также методы стратегического анализа и планирования.
Методы исследования:
- финансово - экономический анализ организации;
- анализ рынка позиционирования организации;
- взвешенная оценка конкурентных преимуществ организации;
- ситуационный стратегический анализ внешней и внутренней сред организации: SWOT-, PEST - анализы;
- инвестиционная оценка целевых стратегических приоритетов.
Основные источники информации и литература, использованная при написании дипломной работы: Клавсуц И.Л. Стратегический менеджмент : учебник / И.Л.Клавсуц, Г.Л. Русин, И.В. Цомаева ; под ред. И.Л Клавсуц. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, Клавсуц И.Л., Наумов А.А., Лямзин О.Л. Инновации. Теория. Модели, Методы управления. - Новосибирск; Ансофф И. Стратегическое управление; Клавсуц И.Л., Наумов А.А. Управление экономическими системами с использованием результатов SWOT-анализа, Попов С.А. Стратегическое управление.
В выпускной квалификационной работе бакалавра на основе стратегического анализа разработаны стратегические целевые приоритеты и стратегический план развития организации БО « Таватуй », позволяющие повысить эффективность его деятельности.
Задачи планирования в стратегическом плане - создание и поддержка равновесия между финансовыми целями, возможностями и внешними условиями , на основе которые осуществляется прогнозирование деятельности финансовой части компании на долгосрочный период.
Задачи планирования финансов в плановой экономике масштабных хозяйственных субъектов решаются государством, распределяющим финансовые средства между направлениями и отраслями экономике в соответствии с долгосрочными государственными задачами и целями.
Анализ формирования чистой прибыли подразделяется на несколько видов: горизонтальный , вертикальный, факторный анализ . Отдельно анализируется качество чистой прибыли, ее зависимость от учетной политики компании и использование чистой прибыли собственниками.
Проведен анализ рынка позиционирования БО «Таватуй», анализ выявил возможности и угрозы , исходящие от партнеров , поставщиков, конкурентов, клиентов организации. Основные возможности : наличие свободной ниши на рынке позиционирования , увеличение спрос а, повышени е платежеспособности потребителей. Основные угрозы для компании : наработанная репутация конкурентов , понижение спроса на услуги, выход на рынок новых конкурентов.
Проведен анализ и взвешенная оценка конкурентных преимуществ организации. Главные конкурентные преимущества организации БО «Таватуй» являются удобное месторасположение,
клиентоориентированность, высокое качество предоставляемых услуг .
Проведен комплексный ситуационный анализ внешней и внутренней сред организации, включающий SWOT, PEST - анализы , на основании которых разработаны 2 альтернативных стратегических плана для реализации стратегических целевых приоритетов организации БО «Таватуй».
1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 2012, раз.1.1-1.2,3.1-3.2
2. Аллин Олег , Зайцев Вениамин Бизнес по правилам и против них[Текст]. 225 бизнес-идей, 455 практических примеров; Феникс - Москва, 2010. - 416 с.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ.; под ред. Ю.Джарова, Р.М. Нуреева - М.: ЮНИТИ, 2013.
4. Васильев, Г.А. Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг[Текст]: учеб. пособие / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 192 с.
5. Велединский, В.Г. Сервисная деятельность[Текст]: учеб. / В.Г. Велединский. - М.: Кнорус, 2017. - 176 с.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. - М.: Олимп -Бизнес, 2014.
7. Грант Р . М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии. Вестник С -Пб Университета, 2013 г. Вып. 3 C. 47-75
8. Клавсуц И .Л. Стратегический менеджмент : учебник / И. Л .Клавсуц, Г.Л. Русин, И.В. Цомаева ; под ред. И.Л Клавсуц.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014.- 188 с. ISBN 978-5-7782-2480-3.
9. Клавсуц И.Л., Наумов А.А., Лямзин О.Л. Инновации. Теория. Модели, Методы управления. - Новосибирск «ОФСЕТ», 2010. - 415 с. ББК 65.050.9(2)
10. Каплан Р ., Нортон Д. Организация , ориентированная на ст ратегию. - М.: Олимп-Бизнес, 2014.
11. Клавсуц И.Л. Реализация антикризисной стратегии предприятия на основе реорганизации процессов управления// - матер. междунар. науч.- практ. конф . «Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки, бизнеса» /А.Б. Клавсуц - Москва Изд. МЭСИ: 2008.
12. Клавсуц И .Л. Стратегия инновационного управления предприятием// Вестник СГАУ - 2(19)- Красноярск, 2008.
13. Клавсуц И.Л., Наумов А.А. Управление экономическими системами с использованием результатов SWOT- анализа / Современные проблемы экономики , менеджмента и маркетинга : материалы XVII международной научно-практической конференции (3-4 июня 2011г., Нижний Тагил) - Нижний Тагил: НТИ(ф) УрФУ, 2011. - 434 с. (с. 269 - 272).
14. Клавсуц И. Л . Корпоративный и региональный менеджмент. Глоссарий / отв. Редактор Б.Л. Лавровский. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 200. (Авт. стр. 8-18 - Антикризисное управление; 95 -107 - Стратегический менеджмент)
15. Клейнер Г. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ взаимосвязей / Р. Качалов, Е.Сушко // Вопросы экономики. - 2015. № 9.
16. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2010.
17. Крейнер Стюарт. Ключевые идеи менеджмента. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2012, гл.1-4, 11
18. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмен т[Текст]: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 с.
19. Катуков, Д. Д ., Малыгин В. Е ., Смородинская Н. В . Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий[Текст]. Научный доклад (под ред. Н.В. Смородинской). М.: Институт экономики РАН, 2012.
20. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент[Текст]: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507
21. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с франц. С-Пб.: Питер, 2014
22. Молчанова, О .П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций[ Текст ]: Учебник для бакалавриата и магистратуры / О .П. Молчанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 с.
23. Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. Школа стратегий. Пер. с англ. С-ПБ.: Питер, 2010, с14-24
24. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2011 гл.1, гл.4 с.139-162
25. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость /: пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.
26. Портер, М. Курс MBA по стратегическому менеджменту // Д. Самплер, С. Прахалад, М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
27. Попов С.А. Стратегическое управление. - М.: «ИНФРА-М»,
2007.
28. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Пер. с англ. Вестник Санкт - Петербургского Университета, 2013, вып. 4.
29. Johnson G., Scholes K. (2000) Exploring Corporate Strategy, 5th ed. Prentice Hall Europe
30. Wit B., Meyer R. Strategy synthesis: Resolving strategy Paradoxes to Create Competitive Advantage (2015). London: International Thomson Business Press
31. Рассел Д. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами (Managing High Technology Programs and Projects) . - М.: «Академия АйТи», 2014.
32. Сергеев Е.А. Поведение потребителей: загадка и фактор эффективной маркетинговой кампании [Текст]. М.: Эксмо, 2012. - 320 с.
33. Соловьев Б.А. Маркетинг [Текст]: учебник/ Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 383 с. - ISBN 987-5-16-002263-5
34. Сергеев Е. А . Поведение потребителей: загадка и фактор эффективной маркетинговой кампании [Текст]. М.: Эксмо, 2012. - 320 с.
35. Соломон М.Р. Поведение потребителей: искусство побеждать на рынке [Текст]. М, 2013. - 784 с.
36. Семенов А. К., Набоков В.И. Основы менеджмента [Текст]: Учебник. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. c.
37. Тис Д. Дж. Динамические способности формы и стратегическое управление / Д.Дж. Тис, Г. Пизано, Э. Шуен // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Сер. Менеджмент, 2013. Вып.4. С. 133-185.
38. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. / Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2005.
39. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ,
2008.
40. Хелдман К. Проффесиональное управление проектами. - М.: «Бином», 2005.
41. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие/ А.Н.Хорин , В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2010
42. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент[Текст]: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
43. Фрайлингер К ., Фишер И. Управление изменениями в организации / Пер. с нем. Н.П. Береговой, И.А. Сергеевой - М.: Книгописная палата. 2012.
44. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2013. - 320 с.
45. Шилков , В.И. Стратегический менеджмент[ Текст ]: Учебное пособие / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
46. Wernerfelt B. (2005). The resource-based view of the firm: ten years after. Strategic Management Journal 16 (3):171-17
47. Williamson, O.E. (2001). Strategizing, economizing and economic organization. Strategic Management Journal, Winter Special Issue, 12: 75-94.
48. Thompson J. L. (2007). Strategic management: Awareness and Change. London International Thomson Business Pres