Социальные права и гарантии как фактор качества жизни Пензенского региона
|
Введение 3
Глава 1. Социальные права и гарантии как основа социальной политики государства 7
1.1 Понятие и виды социальных прав граждан РФ 7
1.2 Социальные гарантии как область социальной защиты населения 14
1.3. Основные причины необходимости организации социальной защиты населения с точки зрения качества жизни 19
Глава 2. Формирование качества жизни инструментами социальной политики 25
2.1 Население области о конституционно закрепленных социальных правах и
гарантиях граждан и успешности их практической реализации в вопросах качества жизни (на основе данных анкетного опроса жителей Пензенской области) 25
2.2 Основные проблемы реализации социальных прав и гарантий граждан в
Пензенской области (анализ документов) 41
2.3 Проблемы реализации социальной политики в РФ и качество жизни
населения: мнение экспертов 57
2.4 Общие выводы и рекомендации 70
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 1 82
Приложение 2 87
Приложение 3
Глава 1. Социальные права и гарантии как основа социальной политики государства 7
1.1 Понятие и виды социальных прав граждан РФ 7
1.2 Социальные гарантии как область социальной защиты населения 14
1.3. Основные причины необходимости организации социальной защиты населения с точки зрения качества жизни 19
Глава 2. Формирование качества жизни инструментами социальной политики 25
2.1 Население области о конституционно закрепленных социальных правах и
гарантиях граждан и успешности их практической реализации в вопросах качества жизни (на основе данных анкетного опроса жителей Пензенской области) 25
2.2 Основные проблемы реализации социальных прав и гарантий граждан в
Пензенской области (анализ документов) 41
2.3 Проблемы реализации социальной политики в РФ и качество жизни
населения: мнение экспертов 57
2.4 Общие выводы и рекомендации 70
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 1 82
Приложение 2 87
Приложение 3
Социальное государство является одним из важнейших факторов, определяющих прогрессивное поступательное развитие общества. В настоящее время во многих странах мира принцип социального государства признается одним из основополагающих принципов современного цивилизованного и развитого государства — наряду с его правовым, демократическим и светским характером.
В Российской Федерации к настоящему времени складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, после длительного структурного кризиса экономика страны постепенно наращивает свой потенциал. Увеличиваются объемы производства, растет величина валового внутреннего продукта, предпринимаются активные меры по ликвидации бюджетного дефицита, увеличивается национальный доход - главный источник материального благосостояния граждан. Но, несмотря на усилия государства, сложное положение в социальной сфере не просто сохраняется, зачастую оно усугубляется. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает расти имущественное неравенство, поляризация в доходах различных социальных групп населения, усиливается расслоение общества на богатых и бедных. Данные явления практически искоренены во всех индустриально развитых странах за счет системы социальных гарантий. Аналогичная система существует и в Российской Федерации. Конституция - основной закон страны - провозглашает Россию социальным государством (ст. 7), в ней же зафиксированы основные социальные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту и т.д. Однако Россия еще не вступила в высшую фазу экономического расцвета. В связи с неустойчивой конъюнктурой рынка, не отработанными механизмами управления социальной сферой, провозглашенные в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного содержания социальных гарантий, процесс их девальвации, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для граждан России. Поэтому сейчас главная проблема заключается в обеспечении (законодательном, финансовом, экономическом и т.д.) осуществления социальных гарантий, их претворения в жизнь, максимального повышения эффективности их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России и повышения качества жизни всего населения.
Сегодня повышение качества жизни считается приоритетным направлением государственной политики во всех развитых странах мира. Таким образом, актуальность нашей темы исследования обусловлена тем, что, по мнению значительного числа авторитетных экспертов, социальная политика является одним из основных факторов экономического развития. А уровень и качество жизни населения отражаются в полной мере эффективностью работы государственных структур и социальной политики, которую проводит правительство.
В изучении социальных прав и гарантий заинтересованы как граждане, так и сама власть, поскольку их гарантирование имеет важное политическое и экономическое значение. Усиление социальной ориентированности государства является основным условием соблюдения прав и достоинства человека, его защищенности, уверенности в завтрашнем дне, а выявление отношения к социальным правам и гарантиям граждан современной России будет отражать степень успешности в реализации данной политики.
Целью бакалаврской работы является выявление и оценка роли социальных прав и гарантий граждан в формировании качества их жизни.
Исходя из цели работы, сформулированы основные задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблемы социальных прав и гарантий граждан РФ
2. Выявить наиболее типичные проблемы практической реализации социальных прав и гарантий граждан в социальной политике государства
3. Провести социологическое исследование для выявления отношения жителей Пензенского региона к проводимой государством социальной политике.
4. Изучить мнения экспертов об основных проблемах реализации социальной политики в РФ.
5. Выявить, оценить и охарактеризовать связь между содержанием и степенью обеспеченности социальных прав и гарантий граждан и качеством из жизни.
6. Оценить социально-экономическую роль сильной и последовательной социальной политики.
Объектами исследования в данной работе выступают социальные права и гарантии как структурные элементы социальной политики Российской Федерации и российские граждане как субъекты социальных прав.
Предметом выступает влияние содержания и степени обеспеченности социальных прав и гарантий граждан на качество их жизни.
В качестве гипотез исследования выступают предположения о том, что:
1) большинство граждан не удовлетворены уровнем социальной политики и в полной мере не ощущают социальной защищенности.
2) можно говорить об устойчивой связи между социальной защитой населения и качеством жизни.
В качестве методологической базы исследования была использована система методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающая анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, описание, анкетирование, вторичный анализ документов, экспертный опрос и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В Российской Федерации к настоящему времени складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, после длительного структурного кризиса экономика страны постепенно наращивает свой потенциал. Увеличиваются объемы производства, растет величина валового внутреннего продукта, предпринимаются активные меры по ликвидации бюджетного дефицита, увеличивается национальный доход - главный источник материального благосостояния граждан. Но, несмотря на усилия государства, сложное положение в социальной сфере не просто сохраняется, зачастую оно усугубляется. Уровень жизни большинства населения России по-прежнему крайне низок. Существует и продолжает расти имущественное неравенство, поляризация в доходах различных социальных групп населения, усиливается расслоение общества на богатых и бедных. Данные явления практически искоренены во всех индустриально развитых странах за счет системы социальных гарантий. Аналогичная система существует и в Российской Федерации. Конституция - основной закон страны - провозглашает Россию социальным государством (ст. 7), в ней же зафиксированы основные социальные права граждан: право на труд и защиту от безработицы, право на бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, право на социальное обеспечение по возрасту и т.д. Однако Россия еще не вступила в высшую фазу экономического расцвета. В связи с неустойчивой конъюнктурой рынка, не отработанными механизмами управления социальной сферой, провозглашенные в Конституции социальные гарантии на практике осуществляются далеко не в полном объеме или вообще не осуществляются. Идет процесс вымывания позитивного содержания социальных гарантий, процесс их девальвации, в силу чего они (социальные гарантии) утрачивают значение для граждан России. Поэтому сейчас главная проблема заключается в обеспечении (законодательном, финансовом, экономическом и т.д.) осуществления социальных гарантий, их претворения в жизнь, максимального повышения эффективности их функционирования и на этой основе - достижения высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина России и повышения качества жизни всего населения.
Сегодня повышение качества жизни считается приоритетным направлением государственной политики во всех развитых странах мира. Таким образом, актуальность нашей темы исследования обусловлена тем, что, по мнению значительного числа авторитетных экспертов, социальная политика является одним из основных факторов экономического развития. А уровень и качество жизни населения отражаются в полной мере эффективностью работы государственных структур и социальной политики, которую проводит правительство.
В изучении социальных прав и гарантий заинтересованы как граждане, так и сама власть, поскольку их гарантирование имеет важное политическое и экономическое значение. Усиление социальной ориентированности государства является основным условием соблюдения прав и достоинства человека, его защищенности, уверенности в завтрашнем дне, а выявление отношения к социальным правам и гарантиям граждан современной России будет отражать степень успешности в реализации данной политики.
Целью бакалаврской работы является выявление и оценка роли социальных прав и гарантий граждан в формировании качества их жизни.
Исходя из цели работы, сформулированы основные задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследованию проблемы социальных прав и гарантий граждан РФ
2. Выявить наиболее типичные проблемы практической реализации социальных прав и гарантий граждан в социальной политике государства
3. Провести социологическое исследование для выявления отношения жителей Пензенского региона к проводимой государством социальной политике.
4. Изучить мнения экспертов об основных проблемах реализации социальной политики в РФ.
5. Выявить, оценить и охарактеризовать связь между содержанием и степенью обеспеченности социальных прав и гарантий граждан и качеством из жизни.
6. Оценить социально-экономическую роль сильной и последовательной социальной политики.
Объектами исследования в данной работе выступают социальные права и гарантии как структурные элементы социальной политики Российской Федерации и российские граждане как субъекты социальных прав.
Предметом выступает влияние содержания и степени обеспеченности социальных прав и гарантий граждан на качество их жизни.
В качестве гипотез исследования выступают предположения о том, что:
1) большинство граждан не удовлетворены уровнем социальной политики и в полной мере не ощущают социальной защищенности.
2) можно говорить об устойчивой связи между социальной защитой населения и качеством жизни.
В качестве методологической базы исследования была использована система методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающая анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, описание, анкетирование, вторичный анализ документов, экспертный опрос и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Согласно ст.7 Конституции РФ, наша страна провозглашается социальным государством, главная цель которого состоит в создании таких условий, при которых возможно установление достойного уровня жизни населения и свободное развитие человека. Достижение данной цели возможно, если конституционно закрепленные социальные права и гарантии граждан реализуются в полном объеме, а политика государства ориентирована на признании человека высшей ценностью.
Развитие социальной защиты в нашем государстве носит постепенный характер и реализуется по мере развития экономики и накопления материальных и других ресурсов. Однако по мере развития системы социальной сферы и принимаемых модернизационных решений в данной области кажется, что за 25 лет, прошедших с момента принятия Конституции РФ, уже должна сложиться стабильная, комплексная и урегулированная система социальной защиты населения, находящая отражение в качестве жизни населения. Но практика неумолимо показывает неэффективность принимаемых мер, рост количества нарушений социальных прав граждан, что в результате приводит к снижению доверия граждан к государству и снижает их политическую активность.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы социальных прав и гарантий граждан в современной России с точки зрения качества жизни. Изучены и проанализированы необходимые причины организации социальной защиты населения и ее негативные последствия.
На основе теоретических данных, поставленной цели, решаемых задач и выдвигаемых гипотез было проведено социологическое исследование. Исследование включало в себя три метода: анкетный опрос, анализ документов и экспертный опрос.
В заключение исследования можно утверждать, что поставленная ранее цель и вытекающие из нее задачи решены в полном объеме: выявлено отношение населения Пензенского региона относительно проводимой государством социальной политики, выявлены наиболее типичные проблемы практической реализации социальных прав и гарантий граждан (в том числе выявлено и мнение экспертов о существующих проблемах). В результате чего удалось оценить социально-экономическую роль сильной и последовательной социальной политики.
Основные гипотезы работы неоднократно подтвердилась. Поэтому теперь мы смело можем утверждать, что большинство граждан не удовлетворены уровнем развития социальной политики и в полной мере не ощущают социальной защищенности. А также можно говорить об устойчивой связи между социальной защитой населения и качеством жизни.
На основе полученных в ходе исследования данных разработаны практические рекомендации и указаны меры, которые необходимо принять для совершенствования деятельности государства по вопросам защиты социальных прав населения и установления отвечающим потребностям современного общества социальных гарантий.
Комплексно реализуя все данные предложения на практике, появляется возможность повышения правовой активности населения и установления такой системы деятельности органов власти, при которой Россия станет фактически социальным государством и станет гарантом повышения качества жизни населения.
Развитие социальной защиты в нашем государстве носит постепенный характер и реализуется по мере развития экономики и накопления материальных и других ресурсов. Однако по мере развития системы социальной сферы и принимаемых модернизационных решений в данной области кажется, что за 25 лет, прошедших с момента принятия Конституции РФ, уже должна сложиться стабильная, комплексная и урегулированная система социальной защиты населения, находящая отражение в качестве жизни населения. Но практика неумолимо показывает неэффективность принимаемых мер, рост количества нарушений социальных прав граждан, что в результате приводит к снижению доверия граждан к государству и снижает их политическую активность.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы социальных прав и гарантий граждан в современной России с точки зрения качества жизни. Изучены и проанализированы необходимые причины организации социальной защиты населения и ее негативные последствия.
На основе теоретических данных, поставленной цели, решаемых задач и выдвигаемых гипотез было проведено социологическое исследование. Исследование включало в себя три метода: анкетный опрос, анализ документов и экспертный опрос.
В заключение исследования можно утверждать, что поставленная ранее цель и вытекающие из нее задачи решены в полном объеме: выявлено отношение населения Пензенского региона относительно проводимой государством социальной политики, выявлены наиболее типичные проблемы практической реализации социальных прав и гарантий граждан (в том числе выявлено и мнение экспертов о существующих проблемах). В результате чего удалось оценить социально-экономическую роль сильной и последовательной социальной политики.
Основные гипотезы работы неоднократно подтвердилась. Поэтому теперь мы смело можем утверждать, что большинство граждан не удовлетворены уровнем развития социальной политики и в полной мере не ощущают социальной защищенности. А также можно говорить об устойчивой связи между социальной защитой населения и качеством жизни.
На основе полученных в ходе исследования данных разработаны практические рекомендации и указаны меры, которые необходимо принять для совершенствования деятельности государства по вопросам защиты социальных прав населения и установления отвечающим потребностям современного общества социальных гарантий.
Комплексно реализуя все данные предложения на практике, появляется возможность повышения правовой активности населения и установления такой системы деятельности органов власти, при которой Россия станет фактически социальным государством и станет гарантом повышения качества жизни населения.
Подобные работы
- Оценка качества жизни населения в регионе и деятельность органов власти по его повышению
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Молодежная политика как фактор социализации современной молодежи
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации (На примере Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2023 - Состояние и регулирование межнациональных отношений в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018



