Введение 7
1 Анализ нормативных законодательных актов, регламентирующих
межведомственный электронный документооборот 9
1.1 Нормативные законодательные акты, регламентирующие работу
с обращениями граждан 9
1.2 Нормативные законодательные акты, регламентирующие оказание
государственных и муниципальных услуг населению 15
1.3 Нормативные законодательные акты, регламентирующие СМЭВ 22
1.4 Нормативные акты Пензенской области по организации работы
с обращениями граждан, оказанию государственных и муниципальных услуг и СМЭВ 30
2 Анализ состояния межведомственного электронного взаимодействия
в Пензенском регионе 35
2.1 Состояние системы межведомственного электронного документооборота
в Российской Федерации 36
2.2 Состояние системы межведомственного электронного документооборота
в Пензенской регионе 41
3 Динамика развития современных технологий взаимодействия органов власти
с населением в Пензенском регионе 60
3.1 Электронные обращения граждан в Правительстве Пензенской области 62
3.2 Официальный сайт Правительства Пензенской области 66
4 Разработка рекомендаций по совершенствованию межведомственного
электронного документооборота в Пензенском регионе 70
Заключение 86
Список используемых источников и литературы 88
Приложение А Соглашение об информационном взаимодействии 101
Приложение Б Административный регламента предоставления муниципальной
услуги
Анализ системы межведомственного электронного документооборот является актуальной темой исследования, поскольку в настоящее время интерес к данному вопросу возрастает.
Информационные технологии крепко укоренились в различных сферах деятельности современного общества, органы власти не являются исключением.
В последние годы приоритетной задачей всех органов власти является эффективное взаимодействие органов власти с населением, а так же между собой.
Основой эффективного взаимодействия органов власти с населением служат различные формы вовлечения граждан в управленческие процессы. К ним, прежде всего, относятся постоянное информирование о планах и действиях органов власти, плодотворный обмен мнениями между госслужащими, общественными организациями и населением, хорошо отлаженная «обратная связь», позволяющая вести непрерывный мониторинг удовлетворенности населения от принимаемых органами власти решений и действий.
Существование эффективной системы взаимодействия органов власти с населением напрямую влияет на формирование положительного образа власти и повышает степень доверия к ней.
Между собой органы власти взаимодействуют в основном при предоставлении гражданам государственных (муниципальных) услуг. Здесь основная задача органов власти - ускорить процесс предоставления государственной (муниципальной услуги) путем сокращения бумажной волокиты и ходьбы по различным кабинетам.
В настоящее время многие российские политики признаются, что наиболее эффективным механизмом взаимодействия органов власти с населением служат интернет-коммуникации. Главным преимуществом Интернета, по сравнению с иными каналами связи, является своевременность получения органами власти реальной информации о состоянии дел в стране и возможность оперативного решения проблем.
Таким образом, эффективные информационно-коммуникационные связи между государством и обществом, а так же органами власти обеспечивают взаимопонимание органов власти с населением страны. Для граждан очень важно понимать, что их мнение является востребованным и подлежит учету при принятии важных общенациональных и социально-политических решений.
В данной магистерской диссертации была подробно изучена система межведомственного электронного документооборота на примере Пензенского региона.
В первую очередь была проанализирована нормативная законодательная база Российской Федерации и Пензенской области, регламентирующая процесс осуществления межведомственного электронного взаимодействия, предоставления государственных (муниципальных) услуг, организации работы с обращениями граждан.
Затем анализу подверглась сама система межведомственного электронного взаимодействия в Пензенском регионе и в Российской Федерации в целом, а так же были рассмотрены современных технологий взаимодействия органов власти с населением на примере Правительства Пензенской области. Согласно имеющимся статистическим данным в 2017 году 68,8% всех органов власти РФ взаимодействовали между собой в электронном виде. Что касается Пензенской области, то на территории региона в настоящее время функционируют 84 электронных сервиса, позволяющих взаимодействовать органам власти в электронном виде.
К современным видам взаимодействия органов власти с населением относятся электронные обращения и ведение официальных сайтов органов власти. Так же отдельным видом взаимодействия является предоставление органами власти государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.
Особое место в предоставлении государственных (муниципальных) услуг населению занимает сеть МФЦ. За апрель месяц сотрудниками МФЦ было оказано 148 852 услуги.
Таким образом, межведомственное электронное взаимодействие органов власти между собой, а так же населением с каждым годом становится все популярнее. Однако в ходе анализа были выявлены недочеты и ошибки рекомендации, по исправлению которых, и стали итогом магистерской диссертации.
Так, было рекомендовано усовершенствовать форму для заполнения данных по электронным обращениями граждан; на сайте Правительства Пензенской области создать «окно» для онлайн отслеживания статуса рассмотрения обращения. Так же были даны рекомендации по внесению изменений в должностные регламенты госслужащих отвечающих за размещение статистической информации по обращениям граждан и проведению курсов повышения квалификации госслужащих по работе с современными технологиями на основании требований ПС.
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 256, 31.12.2001, «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Федеральные законы Российской Федерации
2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 95, 05.05.2006, «Собрание законодательства РФ», 08.05.2006, № 19, ст. 2060, «Парламентская газета», № 70-71, 11.05.2006.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 165, 29.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448, «Парламентская газета», № 126-127, 03.08.2006.
4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Парламентская газета», № 8, 13-19.02.2009, «Российская газета», № 25, 13.02.2009, «Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, № 7, ст. 776.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 165, 29.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451, «Парламентская газета», № 126-127, 03.08.2006.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 168, 30.07.2010, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
Указы Президента Российской Федерации
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,07.05.2012, «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2338, «Российская газета», № 102, 09.05.2012.
8. Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,17.04.2017, «Российская газета», № 83, 19.04.2017, «Собрание законодательства РФ», 24.04.2017, № 17, ст. 2545.
Постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации и Совета Министров
9. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (ред. от 26.04.2016) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 22.06.2009, № 25, ст. 3060, «Российская газета», №113, 24.06.2009.
10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014, «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2159.
11. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (ред. от 10.07.2017) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 01.08.2005, № 31, ст. 3233, «Российская газета», № 171, 05.08.2005.
12. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 20.04.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (вместе с «Требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, № 48, ст. 5832, «Российская газета», № 229, 02.12.2009.
13. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (ред. от 10.07.2017) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 01.08.2005, № 31, ст. 3233, «Российская газета», № 171, 05.08.2005.
14. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376
(ред. от 28.01.2019) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 303, 31.12.2012, «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 7932.
15. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 (ред. от 02.02.2019) «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,05.04.2016, «Российская газета», № 75, 08.04.2016, «Собрание законодательства РФ», 11.04.2016, № 15, ст. 2084.
16. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"», «Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6274, «Российская газета», № 246, 02.11.2011.
17. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 29.12.2018) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 24.01.2005, № 4, ст. 305, «Российская газета», № 12, 25.01.2005.
18. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697
(ред. от 20.11.2018) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с "Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия") // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, № 38, ст. 4823.
19. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 (ред. от 02.02.2019) «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» (вместе с «Правилами обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 199, «Российская газета», № 2, 11.01.2012.
20. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 (ред. от 02.02.2019) «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» (вместе с «Правилами обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 199, «Российская газета», № 2, 11.01.2012.
21. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382
(ред. от 02.02.2019) «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (вместе с «Правилами присоединения информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 303, 31.12.2012, «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 7938.
22. Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 (ред. от 25.09.2018) «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно¬технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» (вместе с «Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно¬технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме») // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 13.06.2011, № 24, ст. 3503.
23. Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 (ред. от 20.11.2018) «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,24.11.2014, «Собрание законодательства РФ», 01.12.2014, № 48, ст. 6862.
24. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р
(ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 247, 23.12.2009, «Собрание законодательства РФ», 28.12.2009, № 52 (2 ч.), ст. 6626.
25. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,30.12.2013, «Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, № 2 (часть II), ст. 155.
26. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р
(ред. от 25.05.2017) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,11.06.2014, «Собрание законодательства РФ», 16.06.2014, № 24, ст. 3136.
Ведомственные нормативные акты
27. Приказ Минкультуры РФ от 31.03.2015 № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2015 № 38830) // Официальный интернет- портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,10.09.2015.
28. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 № 18380) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 38, 20.09.2010 (прил. к Приказу не приводится), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 38, 19.09.2011.
29. Постановление Минтруда РФ от 26.03.2002 № 23 «Об утверждении норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти» // «Бюллетень Минтруда РФ», № 4, 2002 (Постановление), «Социальный мир», № 2, 08 - 14.04.2002 (Постановление).
30. Приказ Мининформсвязи РФ от 19.03.2007 № 36 «Об утверждении перечня представляемых сведений об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и Порядка представления их в электронном виде» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.04.2007 № 9298) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 20, 14.05.2007.
31. Приказ Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 № 221 «Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2011 № 22304) // «Российская газета», № 261, 21.11.2011.
32. Приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 (ред. от 22.02.2017) «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2015 № 38668) // Первоначальный текст документа опубликован в издании Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,27.08.2015.
33. Приказ Минкомсвязи России от 16.08.2017 № 422 «О порядке функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе "Федеральный ситуационный центр электронного правительства" и признании утратившим силу приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 184» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 № 48380) // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,03.10.2017.
34. Регламент взаимодействия участников информационного обмена и оператора СМЭВ при предоставлении информации об обстоятельствах межведомственного информационного обмена (принят Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 09.09.2011) // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерацииhttps: //digital. gov.ru/ru/documents/3712/,12.05.2012.
35. Методические рекомендации по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия версия 3.4.0.1 // Официальный сайт Портала федерального ситуационного центра электронного правительства https://sc.sgk.voskhod.ru/, 02.10.2017.
36. Методические рекомендации по использованию электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии. Версия.4.3 // Официальный сайт Портала федерального ситуационного центра электронного правительства https://sc.sgk.voskhod.ru/, 02.10.2017.
Нормативные акты Пензенской области
37. Закон Пензенской области от 28 декабря 2012 года № 2327-ЗПО «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области (с изменениями на: 25.12.2015) // «Пензенские губернские ведомости», 28.12.2012, № 123, с. 1.
38. Постановление Правительства Пензенской области от 5 ноября 2013 года № 815-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области "Формирование информационного общества в Пензенской области на 2014 - 2022 годы"» (с изменениями на 31 октября 2018 года) // Официальный сайт Правительства Пензенской области http://www.penza.ru, 07.11.2013, «Пензенские губернские ведомости», 21.11.2013, № 113, с. 72.
39. Постановление Правительства Пензенской области от 14 февраля 2018 года № 71-пП «Об информационной системе "Веб-сайт Правительства Пензенской области"» // Текст постановления опубликован в газете «Пензенские губернские ведомости» № 93 от 12 сентября 2013 г.
40. Постановление Правительства Пензенской области от 14 июня 2013 года № 417-пП «О региональной государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области"» (с изменениями на 28 мая 2018 года) // Текст постановления опубликован в газете «Пензенские губернские ведомости» № 71 от 25 июня 2013 г.
41. Постановление Правительства Пензенской области «Об утверждении правил перехода исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления Пензенской области на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных и муниципальных услуг (с изменениями на: 12.04.2016) // газета «Пензенские губернские ведомости», 20.06.2012, № 40, с. 12.
42. Постановление Правительства Пензенской области от 03.04. 2012 года №224-пП «О системе межведомственного электронного взаимодействия Пензенской области» (с изменениями на 6 сентября 2018 года) // газета «Пензенские губернские ведомости», 05.04.2012, № 21.
43. Постановление Правительства Пензенской области от 18.12.2018 №676-пП «Об утверждении Положения об Управлении цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области // Официальный сайт Правительства Пензенской областиhttp://www.pnzreg.ru,18.12.2018, Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,18.12.2018, «Пензенские губернские ведомости», 26.12.2018, № 89, с. 1
Неопубликованные источники
44. «Основные Правила работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) // Документ опубликован не был.
45. «Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации)» (одобрены 21.10.2011) // Документ опубликован не был.
II. Литература
46. Сабельникова М. А., Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Дудорова О. Ю. и др. «Информационное общество в Российской Федерации»: статистический сборник [Электронный ресурс] // Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст дан. (9 Мб). - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - ISBN 978-5¬7598-1859-5, 2018.
47. Фионова Л.Р., Гришина И.А. Развитие смешанного документооборота // Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы : сб. науч. ст. IV ежегод. межвуз. науч. практ. конф. (г. Пенза, 15 марта 2017 г.) / под ред. Л. Р. Фионовой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 340 с. (РИНЦ).
48. Фионова Л.Р., Гришина И.А. «Развитие технологий электронного правительства в Пензенской области» // Журнал «Делопроизводство», № 1, М., 2018, С.40-48.
49. Фионова Л.Р., Серебрякова С.А., Гришина И.А. «Обращения с особым порядком рассмотрения на примере Пензенской области» // Журнал «Делопроизводство» , № 2, М., 2018, С.53-66.
50. Фионова Л.Р., Гришина И.А. «Электронные обращения граждан в Правительстве Пензенской области» // Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы : сб. науч. ст. IV ежегод. межвуз. науч. практ. конф. (г. Пенза, 14 марта 2018 г.) / под ред. Л. Р. Фионовой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. - 310 с. (РИНЦ).
51. Фионова Л.Р., Гришина И.А. «К вопросу организации подготовки специалистов по управлению электронными документами» // Документация в информационном обществе: актуальные проблемы управления электронными документами : доклады и сообщения XXIV Международной научно-практической конференции 21-22 ноября 2017 г./ Росаврхив. ВНИИДАД. - М., 2018.- С.149-157.
52. Фионова Л.Р., Полянскова Т.Ю. «Нормативная регламентация - залог успешного внедрения информационных технологий» // Новые информационные технологии и системы : сб. науч. ст. XIII Междунар. науч.-техн. конф. (г. Пенза, 23-25 ноября 2016 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. -С.347-349.
53. Фионова, Л.Р. Оценка готовности госслужащих к работе в электронном правительстве / Л.Р.Фионова // Теория и практика общественного развития. Научный журнал, №1, Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2014, С.73-77.
III. Интернет - ресурсы
54. Онлайн-статья: Юсупова Д.Р. Власть и население: аспектывзаимодействия, 2016. Режим доступа:http://www.communicology.us/2016/01/yusupova-vlast-i-naselenit-aspekti-vzaimodeistviya.html,свободный (дата обращения 06.06.2019).
55. Официальный сайт Правительства Пензенской области. Режим доступа: http://www.pnzreg.ru, свободный (дата обращения 08.06.2019).
56. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://gov.spb.ru,свободный (дата обращения 08.06.2019).
57. Официальный сайт Управления цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области. Режим доступа:http://ui.pnzreg.ru/свободный (дата обращения 12.06.2019).
58. Портал Государственных услуг Российской Федерации. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru,свободный (дата обращения 13.06.2019).
59. Портал государственных услуг Пензенской области. Режим доступа: https://gosuslugi.pnzreg.ru,свободный (дата обращения 13.06.2019).
60. Сайт МФЦ «Мои документы». Режим доступа:http://mdocs.ru,свободный (дата обращения 14.06.2019).
61. Технологический портал СМЭВ. Режим доступа:
https://smev.gosuslugi.ru/portal/https://smev.gosuslugi.ru/portal/, свободный
(дата обращения 16.06.2019).
62. TADVISER. Государство.Бизнес. ИТ. «Рейтинг электронного
правительств ООН». Режим доступа: http://www.tadviser.ru
/index.php/Статья:Рейтинг_электронного_правительства_ООН, свободный
(дата обращения 16.06.2019).
63. TADVISER. Государство.Бизнес. ИТ. «Информатизация регионов рынок
России». Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:
Информатизация_регионов_(рынок_России), свободный (дата обращения 16.06.2019).