Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса детей старшего
дошкольного возраста 6
1.1. Понятие «тревожность» в психологии. Особенности тревожности
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Межличностные отношения в группе сверстников 16
1.3. Социометрический статус детей старшего дошкольного
возраста 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня
тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного
возраста 34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 34
2.3. Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 56
Заключение 60
Библиографический список 61
Приложение 65
Последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской тревожности. Учеными разных направлений предлагаются разные подходы к определению сущности тревожности.
Как свидетельствуют экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузовым, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалевой и других. В последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространенным явлением [13;16;17;20].
Повышенная тревожность влияет на следующие сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально
волевую, когнитивную.
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [6].
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [18]. Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников [3].
Актуальность изучения влияния тревожности на социометрический статус ребенка-дошкольника обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и положение человека в социуме.
Проблема заключается в том, что существует противоречие между требованиями ФГОС ДО в части формирования личностных качеств и низким уровнем знаний особенностей взаимосвязи тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение взаимосвязи уровня тревожности и
социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме тревожности ребенка старшего дошкольного возраста;
2. Осуществить подбор психолого - диагностического инструментария для выявления тревожности, статусной позиции и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
3. Изучить особенности взаимосвязи тревожности и
социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации для педагогов по преодолению
тревожности.
Объект исследования: тревожность, социометрический статус
ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность и
социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста взаимосвязаны между собой, а именно: если уровень тревожности ребенка высокий, то социометрический статус в группе сверстников у ребенка низкий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
2. Эмпирические методы: тесты.
3. Математические методы: обработка количественных данных.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии.
Анализ исследований различных авторов позволяет
рассматривать факторы проявления детской тревожности как, с одной стороны врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов) и, с другой стороны, как условие и результат социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни).
Вопросам взаимоотношений в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Я.В. Коломинский и многие другие.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДУ) №277, «Островок детства» г. Красноярск, Водопьянова, 9а.
Практическая значимость исследования обусловлена рядом
факторов, а именно:
• адекватностью предложенной теоретической концепции актуальным задачам взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
• широкими возможностями использования разработанного и апробированного в ходе исследования теоретико-методического подхода для решения задач взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в изучении взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Структура работы: введение, где раскрывается суть нашей работы, основная часть, состоящая из двух глав и шести параграфов, заключение и список используемой литературы.
Таким образом, теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста, показал:
• Тревожность - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой);
• Однако в старшем дошкольном возрасте тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий;
- Развитие отношений со сверстниками у дошкольников тесно связано с развитием самосознания ребенка и с тем, что соотношение предметного и личностного начал меняется на протяжении дошкольного возраста;
• Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Проведя эмпирическое исследование, итогом можно считать подтверждение выдвинутой во введении гипотезы: тревожность и социометрический статус детей старшего дошкольного возраста взаимосвязаны между собой, а именно: если уровень тревожности ребенка высокий, то социометрический статус в группе сверстников у ребенка низкий, подтвердилась.
1. Ананьев Б.Г.Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.
: Директ-Медиа, 2008. 134 с
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 160с.
3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 8. — С. 96-107.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: АСТ, ВКТ. 2010.-405
5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 122-127.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
7. Васильева Т.М., Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш. // Хрестоматия психических состояний - М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2004.- 608с.
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном
детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика- Синтез, 2006. — 72 с.
9. Вилюнас В. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008. - 496с.: ил. - (серия «Хрестоматия по психологии»)
10. Волкова И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. - М.: Просвящение, 2000.
11. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1991.- 190 с.
12. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожностив психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. -2000.№5.
психотерапевта// .- "КАРО" (2015).- 296 с
14. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс, 2009. - 51 — 52с.
15. Дубовик Е.Ю.Тревожность у детей дошкольного возраста: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольников»; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. - 100с....43