Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕККТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №157683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы интеллектуальной
одаренности и критического мышления подростков 5
1.1. Теоретические подходы к проблеме интеллектуальной
одаренности в научных исследованиях 5
1.2. Теоретические подходы к проблеме критического мышления в
научных исследованиях 14
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 23
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуальной одаренности и критического мышления подростков 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты эмпирического исследования интеллектуальной
одаренности и критического мышления подростков 37
2.3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи
интеллектуальной одаренности и критического мышления
подростков 53
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Библиографический список 63
Приложения 66

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики, развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Цель: исследовать взаимосвязь интеллектуальной одаренности и критического мышления подростков.
Объект: интеллектуальная одаренность подростков
Предмет: взаимосвязь интеллектуальной одаренности и критического мышления подростков
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь
интеллектуальной одаренности и критического мышления, а именно, чем выше уровень интеллектуальной одаренности, тем выше уровень критического мышления.
Задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к проблеме развития интеллектуальной одаренности
2. Определить основные теоретические подходы к проблеме развития критического мышления.
3. Дать характеристику психологическим особенностям подросткового возраста
4. Провести эмпирическое исследование интеллектуальной одаренности и критического мышления подростков
5. Выявить взаимосвязь интеллектуальной одаренности и критического мышления подростков
Теоретико-методологическая основа исследования: принцип
системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов и др.). Мы опирались также на фундаментальные положения по вопросам одаренности, нашедшие отражение в трудах психологов: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, Д.Б.Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.И. Панова, М.А. Холодной, B.C. Юркевич, Л.И. Ларионовой.
Методы решения поставленных задач:
• теоретические (анализ психологической литературы);
• эмпирические (тестирование, анкетирование);
• методы математической обработки данных в психологии (изучение коэффициентов корреляции методом рангов Спирмена с помощью компьютерной программы SPSS).
Для проведения исследования были применены следующие методики:
-Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттела (для изучения интеллектуальной сферы)
-Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли (познавательный блок)
-Определение интенсивности познавательной потребности (B.C. Юркевич)
- Определение уровня познавательной потребности (B.C. Юркевич)
-Тест Ю.Ф.Гущина, Н.В. Смирновой (для оценки критического мышления у подростков)
База исследования: исследование проводилось с 1 февраля 2016 года по 10 апреля 2016 года на базе МБОУ Толстомысенской средней общеобразовательной школы №7 Новоселовского района п. Толстый Мыс. В исследовании приняли участие 50 учащихся подросткового возраста, с которым проводились вышеуказанные методики, для выявления взаимосвязи интеллектуальной одаренности и критического мышления.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы могут быть использованы педагогами - психологами в коррекционной и развивающей работе с детьми подросткового возраста.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлось исследовать взаимосвязь между интеллектуальной одаренностью и критическим мышлением подростков. Для достижения указанной цели нами была выдвинута гипотеза: мы
предполагаем, что существует взаимосвязь между интеллектуальной одаренностью и критическим мышлением подростков, а именно чем выше интеллектуальная одаренность, тем выше критическое мышление.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме интеллектуальной одаренности.
Интеллектуальная одаренность понимается нами, как такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. Так же необходимо отметить, что, интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность).
2. Был проведен анализ источников по проблеме критического мышления.
Критическое мышление характеризуется как сложное явление, поскольку в нём концентрируется множество параметров, куда входят умения, виды деятельности, различные мыслительные операции.
Для развития критического мышления необходимо: создавать
проблемные ситуации в процессе обучения; предлагать нетривиальные проблемные задачи; знакомить учащихся с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления; регулярно создавать ситуации выбора (проблемные методы); организовывать диалог в процессе решения проблемных задач (интерактивные формы обучения); предусмотреть письменное изложение рассуждений учащихся с последующей рефлексией; и наконец, предоставить учащимся право на ошибку и моделировать ситуации исправления ошибок.
3. Рассмотрены психологические особенности детей подросткового возраста П.
-12 до 16-17 лет.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает .
ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют н а его поведенческие мотивы.
Так же выяснили, что критическое мышление начинает развиваться у подростков в 14-16 лет, но развитие происходит неординарно.
4 Провели эмпирическое исследование интеллектуальной
о даре нно сти и критического мышления подростков.
По результатам методики «Культурно - свободного теста интеллекта Р.Кеттела», мы выявили, что 20% подростков имеют низкий уровень интеллекта, 25% детей имеют средний уровень и 30% учащихся имеют высокий уровень интеллекта.
Методика «Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли (познавательный блок)» выявила следующие результаты. У 24% учащихся низкий уровень познавательности, 44% подростков имеют средний познавательности и 32% учащихся имеют высокий уровень познавательности соответственно.
Далее рассмотрели результаты диагностики по методике «Определение интенсивности познавательной потребности» В.С.Юркевич. У 26% подростков слабо выражена познавательная потребность, 40% имеют умеренную выраженность познавательной потребности и 34% детей имеют сильно выраженную познавательную потребность.
По методике определение уровня познавательной потребности (В.С.Юркевич) у 24% выявлен низкий уровень познавательной потребности, 24% подростков имеют средний уровень познавательной потребности и у 34% детей высокий уровень познавательной потребности.
Далее представили результаты методики «Тест определения уровня критического мышления» Ю.Ф. Гущина и Н.В.Смирновой. Были получены следующие результаты: 30% подростков имеют низкий уровень
критического мышления, у 46% детей был выявлен средний уровень
критического мышления и 30% детей имеют высокий уровень критического мышления.
5. Провели сравнительный анализ взаимосвязи интеллектуальной одаренности и критического мышления.
Пришли к следующим выводам:
Между интеллектом и показателями критического мышления обнаружена положительная корреляция с достоверным уровнем значимости (r= 0,78; р = 0,000 < 0,05);
Между поведенческими характеристиками по Резнулли и показателем критического мышления выявлена значимая положительная взаимосвязь (r = 0,84; р = 0,000 < 0,05);
Между степенью выраженности познавательной потребности учащихся и показателем критического мышления установлена положительная взаимосвязь с высоким уровнем значимости (r = 0, 77; р = 0,000 < 0,05);
Между уровнем познавательной потребности учащихся и показателем критического мышления установлена значимая положительная корреляция (r = 0,77; р = 0,000 < 0,05);
Таким образом, мы доказали выдвинутую нами гипотезу: взаимосвязь между интеллектуальной одаренностью и критическим мышлением существует, а именно, чем выше уровень интеллектуальной одаренности, тем выше уровень критического мышления.


1. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методич. пособие/ под ред. В.И. Панова. - М.,1997. 78с.
2. Барканова, О.В. Методики диагностики интеллекта и
креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова, М.А. Снесарь [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 1. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 196 с.
3. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления / Р. Бустром - М.: Открытое общество, 2000. - 215с.
4. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: методика, теория, практика / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 263 с.
5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе./ А.В. Бычков - М.,2000. - 105с.
6. Гилфорд, Д.П. Три стороны интеллекта / Гилфорд Д.П. Психология мышления. - М., 1965. - 59с.
7. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. №6. С.45.
8. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. / Н.И.Дереклеева - М., 2001. - 89с.
9. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / сост. Л.А. Дементьева. - Курган: ИПКиПРО, 2009г. - 36 с.
10. Доровской, А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» / А.И.Доровской - М;1997 г. - 56с.
11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубравина - М.: Академия, 2002. - 330с.
12. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
13. Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 192с.
14. Иванова, Е. Формируя критическое мышление / Е. Иванова //Школьная библиотека. - 2000. - №3. - С.21-23.
15. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. - 189 с....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ