Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния моды на самооценку младших школьников 6
1.1. Теоретические основы проблемы изучения самооценки 6
1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте 13
1.3. Влияние моды как фактор формирования самооценки младших
школьников 19
1.4. Психолого-педагогические приемы и методы развития самооценки у
младших школьников 26
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления уровней самооценки, отношения к моде в младшем школьном возрасте 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их
обсуждение 37
2.3. Программа работы по развитию адекватной самооценки младших
школьников 58
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложения 78
В современном мире информации про моду больше, чем когда-либо, источников информации о моде увеличилось, например, в сети Интернет есть сайты, посвященные моде, видео и др. Человек может выбирать увлечения, хобби, образ жизни из-за того, что это модно в его ближайшем окружении.
На младших школьников мода влияет не в меньшей степени, чем на взрослых. Самооценка у них только формируется, а, как известно, мода является одним из факторов ее формирования. Самооценку изучали отечественные учёные: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Липкина и др. Среди зарубежных ученых: Р Бернс, З Фрейд. Выготский Л.С. определял самооценку как знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. По З. Фрейду самооценка - это то, что человек сам думает о себе. Стоит также упомянуть, что самооценку подразделяют на виды: адекватная и неадекватная, в неадекватной, в свою очередь, выделяют заниженную и завышенную.
В младшем школьном возрасте самооценка у детей формируется под влиянием социальных факторов. К таким факторам относят окружение ребенка (семья, школьный коллектив), социальные механизмы, например, мода. Моду изучали и в психологии, и в социологии, и в социологии моды. Это работы отечественных (А.Б. Гофмана, В. Ильина, Д. Ольшанского, В.А. Ядова, Л. Ятиной) и зарубежных учёных (П. Бурдье, Г. Блумера, М. Вебера, Т. Веблена, Дж. К. Гэлбрейт, Г. Зиммеля Г. Спенсера). Они определили моду как массовое поведение, возникающее под влиянием настроения.
Проблема самооценки младших школьников хорошо изучена, анализ научной литературы показал, что большинство исследований направлено на изучение влияния учебной деятельности, успеваемости на самооценку, но в практически отсутствуют исследования о влиянии моды на самооценку. Именно в начальной школе у детей начинает формироваться самооценка, а мода является одним из факторов ее формирования. Изучение взаимосвязи подверженности влиянию моды и особенностей самооценки моды даст понимание, как развивать адекватную самооценку у младших школьников с учетом их подверженности модным у сверстников манерам, поведению, увлечениям.
Цель исследования: на основе изучения взаимосвязи особенностей развития самооценки младших школьников и подверженности влиянию моды, разработать программу, направленную на развитие адекватной самооценки у младших школьников.
Объект исследования: самооценка младших школьников,
подверженность влиянию моде в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей развития
самооценки младших школьников и подверженности влиянию моды.
Гипотеза исследования - самооценка младшего школьника:
1) самооценка младших школьников преимущественно завышена при оценке личностных качеств, и может принимать различные уровни при оценке результатов учебной деятельности;
2) взаимосвязана с отношением младших школьников к моде: младшие школьники с завышенной самооценкой в большей степени склонны следовать моде;
3) может быть скорректирована в ходе целенаправленной психологической работы.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Определить влияние моды на младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения самооценки младших школьников и их подверженности влиянию моды.
4. Проанализировать и описать уровень самооценки младших школьников и их подверженность влиянию моды.
5. Выявить взаимосвязь уровня самооценки и уровня
подверженности влиянию моды у младших школьников.
6. Составить программу работы педагога-психолога по развитию адекватной самооценки младших школьников.
7. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Тестирования.
3. Опросные методы.
4. Количественный и качественный анализ данных.
5. Корреляционный анализ по методу Спирмана.
Экспериментальная база исследования:
Констатирующий эксперимент проводился на базе 3 «Е» и 1 «А» классов МАОУ СШ № 158 «Грани». В нем приняли участие 41 учеников: 22 ученика 1 класса и 19 учеников 3 класса.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Проблема влияния моды на самооценку младших школьников является актуальной. В научной литературе тема мало изучена. Анализ литературы показал, что большинство работ направлены на изучение влияние моды на подростков, а на влияние младших школьников сравнительно мало.
Мы изучили основные характеристики самооценки, ее особенности, виды, уровни функции, ее особенности в младшем школьном возрасте.
Для изучения самооценки мы подобрали такие методики: «Лесенка»
В.Г. Щур, «Три оценки» А.И. Липкиной, проба Де Греефе, «Нарисуй себя», методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Для изучения моды была подобрана методика Н.Г. Артемцевой и Т.Н. Грековой «Шкала отношения к моде».
По итогам эксперимента можно сказать, что результаты, полученные у 1 класса и 3 класса, отличаются. Для первоклассников свойственна высокая самооценка - 54,5%, третьеклассники - 63,2%, можно сказать, что это связано с возрастными изменениями личности.
По результатам методики выявления отношения к моде, можно сказать, что для большинства первоклассников 45,5% характерно среднее стремление следовать моде, т.е. для них мода не является важным показателем в жизни. У третьеклассников 68,4%, тоже определился средний уровень стремления следовать моде.
Что касается взаимосвязи подверженности мде и уровня самооценки, мы определили, что большинство школьников 3 класса с завышенной самооценкой чаще всего ставили высокие показатели на утверждения. (Приложение А)
Для анализа связи между самооценкой и модой нами был проведен корреляционный анализ. По результатам анализа было установлено, что для школьников с завышенной самооценкой мода имеет большое значение, мода как способ завоевать расположение окружающих и лучше адаптироваться в обществе, также исследования показывают, что младшие школьники с завышенной самооценкой могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, из-за того что могут быть излишне настойчивы и т.п. Поэтому очень важно формировать адекватную самооценку и обучать навыкам сотрудничества, общения взаимодействия, чтобы мода не была компенсаторным механизмом.
В соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста была составлена программа психокоррекции самооценки младшего школьника, основной целью которой являлось формирование адекватной самооценки.
Наша цель была достигнута. Мы исследовали особенности самооценки, взаимосвязь самооценки и моды у младших школьников.
1. Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. Электронный ресурс /Вестник томского государственного университета. URL:
https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/305/image/305-149-152.pdf. 2007.
2. Артемцева, Н. Г. Методика «Шкала отношения к моде» (ШОМ) как диагностика личностных представлений о моде / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва. 2016. С. 18-24
3. Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Методика Н.Г. Артемцевой и Т.Н. Грековой «Шкала отношения к моде».
4. Бичерова Е. Н., Фещенко Е. М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. 2016.
5. Выготский Л.С. Проблема развития // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4
6. Гадаборшева, З. И. Проблема самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии / IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2021. С. 49-52.
7. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. Электронный ресурс / Вестник Томского государственного педагогического университета. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-p onyatiya-samootsenki. 2009.
8. Галимова Э. Р. Формирование адекватной самооценки младших школьников средствами арт-терапии. Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула. 2016. С. 50-53
9. Городничева, Е. Г. Представления о модных объектах у младших школьников. Электронный ресурс// Международная научно-практическая студенческая конференция психология в современном мире . Москва. 2017.
С. 212-214. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32785824&pff=1
10. Городничева, Е.Г. Калинина Н. В. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2017. С. 212-214.
11. Джиоева Г. Х. К проблеме формирования самооценки младшего
школьника. //Азимут научных исследований. №2(23). 2017. С. 89-91.
12. Дубровина, Л. А. Формирование самооценки младших школьников. Электронный ресурс// Обучение и воспитание: методики и практика. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-samootsenki-mladshih-shkolnikov. 2013.
13. Дудьев, Василий Петрович. Психомоторика : словарь-справочник / В. П. Дудьев. Москва: Владос, 2008. 366 с.
14. Дупик В.В. Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. 2019
15. Жилина, А. А. Современное понимание сущности моды. Электронный ресурс // Russian Journal of Education and Psychology. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-ponimanie-suschnosti-mody. 2015....53