Введение 4
Глава 1 Образ жизни ребёнка младшего школьного возраста: нормативная картина психического развития 10
1.1 Понятие «образа жизни» в социологии, социальной и детской
психологии и его влияние на развитие личности 10
1.2 Социальная ситуация развития и задачи развития в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности психоэмоционального состояния младших школьников 25
Глава 2 Исследование влияния образовательного процесса на образ жизни учащегося начальной школы и его семьи 36
2.1 Нормативные документы, регламентирующие нагрузку
учащихся начальной школы 36
2.2 Констатирующее исследование образа жизни учащихся
начальной школы, их семей и характера его зависимости от учебного процесса 42
2.3 Возможные направления изменений образовательного процесса
для гармонизации образа жизни младшего школьника 51
2.4 Деятельность социального педагога в направлении гармонизации
образа жизни школьника 57
Заключение 67
Список использованных источников 68
Приложения
«Загруженность у школьников сегодня намного выше, чем у взрослых», - эта фраза в наше время очень актуальна. С наступлением начала учебного года особенно остро встаёт вопрос о загруженности детей в школе. Дети жалуются на сильную усталость, капризничают, не хотят делать уроки.
Многие родители и их дети негодуют по поводу огромного объёма заданий и сложности школьной программы. В связи с этим ученики утомляются как в умственном, так и в физическом плане, действительно лишаясь детства [3, с. 94].
Образ жизни младшего школьника на 2021 год - попеременная смена места учебной деятельности - без значимых перерывов на отдых, свободное чтение, общение, прогулки на свежем воздухе.
Если пройтись по улицам, то редкий раз можно увидеть играющих во дворах детей. Виной тому 4-6-ти часовая занятость в неделю в системе дополнительного образования или спорта. Часть занимается и там, и там - тогда нагрузка удваивается.
Первоклассник имеет минимум по 3 дополнительных платных курса. Уроки заканчиваются в 14:00 или позже как у старшеклассников.
Кружки, секции, музыкальные и художественные школы занимают всё время после уроков и до времени выполнения домашних заданий.
Домашние задания занимают всё остальное время, причем вовремя ложатся спать единицы. Из бесед с мамами первоклассников и с пятиклассниками мы выяснили, что уроки делаются до 23.00, иногда до 1.00 ночи. Субъективное ощущение у детей и родителей - «рабства», несвободы, «зажат в этих заданиях, нет жизни» (при низкой результативности в итоге).
Взрослые-родители наблюдают, понимают и вынужденно участвуют в учебной жизни младшего школьника. Но реальным решением может являться лишь то, если родители начнут переводить своих детей на внеклассную форму обучения - очно-заочную и заочную [3, с. 132].
Все выходные дети и их родители заняты выполнением уроков на предстоящую неделю. Факт определения фактически образа жизни ученика школой очевиден.
Ученик 5-6 класса уже, как правило, озвучивает проблему - усталости и унылой картины текущих и следующих лет учёбы в школе.
Ученик младших классов ещё не в состоянии отразить происходящее как проблему, но реагирует апатией по отношению к учёбе, школе и домашнему образованию заболеваниями, повышением тревожности, замыканием в себе или агрессией [15].
Как утверждают специалисты, одной из главных причин ухудшения здоровья школьников является возникающий стресс на фоне ограничения времени. У ребёнка вовсе не остаётся времени на любимые занятия, прогулки с друзьями, отдых. Ребёнку приходится совмещать выполнение огромного объёма домашних заданий, посещение спортивных секций, кружков. Для того, чтобы всё это успеть, ребёнок просто вынужден постоянно спешить, игнорируя свои интересы и увлечения [2].
Анализ источников показывает, что проблема не нова. Ещё в 1966 году Т. Д. Демиденко и И. М. Черниловской было замечено, что школьники сталкивались с утомляемостью и перегрузкой. В. Н. Мясищев, в свою очередь, отметил важность разработки умственной и психологической гигиены обучающихся [1, с.73].
Из-за перегруженности обучения велика вероятность развития болезней, которые связаны с интеллектуальным переутомлением. Решить данную проблему можно с помощью распорядка учебной нагрузки, который прописан в СанПиН.
Изучение литературы по вопросу оптимизации учебного процесса позволило понять, что перегруженность школьников можно снизить благодаря развитию здоровьесберегающих технологий, включающих в себя умение понимать, объяснять, контролировать своё состояние поведение с целью поддержания здоровья. Именно поэтому психологи призывают родителей обращать своё внимание не только на физическое, но и психологическое здоровье ребёнка [5].
Мы, таким образом, попытаемся посмотреть на проблему со следующих позиций.
Проблема исследования - каковы социально-педагогические ресурсы регулирования образа жизни младшего школьника посредством организации педагогического процесса.
Объект исследования - социально-педагогическое регулирование образа жизни младшего школьника.
Предмет исследования - социально-педагогическое регулирование образа жизни младшего школьника посредством организации педагогического процесса.
Цель исследования - решение поставленной проблемы.
Гипотеза исследования:
1. Школа имеет организационно-педагогические ресурсы для влияния на изменение образа жизни школьника.
2. Данные ресурсы заключаются в принципиальном переносе акцентов в построении педагогического процесса с устаревших, выполняющих свою дидактическую функцию только через перегруз, школьных форм на реальные дидактические результаты и их соотношение с затратами сил, времени и здоровья школьников на их занятии.
3. Социальный педагог как специалист потенциально имеет возможность организовать перевод педагогического процесса с традиционного на экологичный по отношению к ребёнку.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «образа жизни» в социологии, социальной и детской психологии;
- изучить социальную ситуацию развития и задачи развития в младшем школьном возрасте;
- осуществить обзор действующих программ начальной школы и нормативных документов, регламентирующих нагрузку учащихся начальной школы;
- провести констатирующее исследование образа жизни учащихся начальной школы, их семей и характера его зависимости от учебного процесса;
- смоделировать организационно-педагогические пути устранения или смягчения проблемных мест в образе жизни младшего школьника, выявить ресурсы для реализации данных задач в деятельности социального педагога.
Теоретическими и методическими основами работы стали работы по:
- психологии (Аминов Н. А., Ананьев Б. Г., Астапов В. М., Габдреева Г. Ш., Гольдштейн К., Изард К. Е., Лазарус Р., Левитов Н. Д., Мартене Р., Наенко Н. И., Ольшанниковой А. Е., Пацявичуса И. В., Пинчук В. А., Спилбергер Ч. Д., Тейлор Ж., Фрейд 3., Ханин Ю. Л.);
- вопросам возрастной психологии, в частности младшего школьного возраста (Андрущенко Т. Ю., Божович Л. И., Бреслав Г. М., Веренкина И. М., Выготский Л. С., Дубровина И. В., Захарова А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Петровский А. В., Славина Л. С., Слободчиков В. И., Фельдштейн Д. И., Шаповаленко И. В., Эльконин Д. Б.);
- исследованию образа жизни (Лисицын Ю. П., Возьмитель А. А., Левыкин И. Т., Вебер М., Г.С. Батыгин, И. В. Бестужев-Лада, Т. М. Дридзе, Д. А. Изуткин, Г. Э. Глезерман);
- профилактики и преодоления уровня тревожности (Адлер А., Зиновьева Э. В., Калита И. И., Крюкова С. В., Костина Л. М., Овчарова Р. В., Осипова А. А., Прихожан А. М.).
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение и систематизация опубликованных теоретических положений и моделей;
эмпирические: коррекционно-развивающая программа.
Теоретическая значимость исследования: исследование направлено на изучение связи успеваемости и уровня тревожности. Психокоррекционная работа с детьми представлена как программа коррекционно-развивающих занятий - активная форма групповой работы направленная на повышение коммуникативной компетентности личности.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут иметь значение для работы психологов детских учреждений и классных руководителей.
На защиту выносится:
1. Положение о сущности и роли образа жизни в развитии.
2. Нормативная картина социальной ситуации развития и задачи развития в младшем школьном возрасте.
3. Результаты анализа действующих нормативных документов в контексте их самостоятельного влияния на образ жизни младшего школьника, отражающееся:
- проблемные места - противоречия с задачами развития в младшем школьном возрасте;
- нормативные механизмы формирования и изменения структуры и характера образовательного процесса
4. Констатирующая модель образа жизни младшего школьника 2021-2О22гг.
5. Модель социально-педагогического регулирования образа жизни младшего школьника посредством организации педагогического процесса.
Апробация результатов диссертации. Результаты исследования обсуждались на методологических вебинарах для магистрантов, а также докладывались на научно-практических конференциях: XX Международная научно-практическая конференция «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», Научный журнал «International independent scientific journal».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, 2-х основных глав и параграфов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Образ жизни школьника - острая, больная проблема в РФ 2022 г. Нагрузки и требования к школьнику 2022 года не сбалансированы во всех плоскостях - дидактической, психологической, валеологической. Кризис несоответствия системы образования как цифровой реальности и открытым ею возможностям, так и потребностям развивающейся личности ребёнка тому причиной.
В нашей работе мы предприняли попытку поиска возможностей гуманизации образовательного процесса, в который включён младший школьник, поиска социально-педагогического ресурса для этого.
Мы оттолкнулись от нормативной картины психического развития в младшем школьном возрасте и попытались вскрыть противоречия между ними и реальной картиной жизни школьника, строящейся на сложившейся системе дидактических требований и форм, в которых реализуется его развитие. В качестве практически пригодных параметров оценки образа жизни школьника мы полагались на его всестороннюю безопасность для личности и развивающий потенциал, а также на объективное сложное порождающее влияние образа жизни в детском возрасте на образ жизни будущего взрослого. От анализа выявленных противоречий мы двигались к проектированию направлений их устранения в системе координат педагогического процесса и к деятельности социального педагога по инициированию коллегиальной работы педагогического коллектива в этом направлении.
И психологические источники показывают существенное влияние начального школьного обучения на нормативную картину развития в младшем школьном возрасте:
- опосредованная опытом и представлениями ребёнка память
приобретает черты сознательной регуляции и произвольности;
сдвиг внутренней позиции, связанный с началом школьного обучения, - с «вторжением системы в сложившуюся ранее экзистенциальную, социально-психологическую, деятельностную системы» личности;
- значительное изменение интенсивности социализации.
Указанный период жизни ребенка характеризуется становлением не только новых способов деятельности, но и формированием «базовых» качеств личности.
Решающую роль в успешности адаптационных процессов учащихся играет первый учитель. Первый учитель может стать творцом дальнейшей судьбы ученика. Ведь дети, которые именно в начальной школе органично включаются в школьную жизнь, успешно выполняли задачи учителя, как правило, нормально учатся как в начальной, так и в средней, и дальше - в старшей школе. Ученики же, вовремя не получившие соответствующей помощи в первом классе, были лишены переживаний радости от успешности своих усилий, а, наоборот, терпели неудачи, могут впоследствии отчаяться в собственных возможностях, привыкают к разочарованиям, теряют положительное отношение к школе, учителям, сверстникам, которые учатся успешно.
Эффективность взаимодействия учителя с учениками в адаптационный период имеет проявление не только в успешности овладения ими учебной деятельностью, но в психических состояниях, сопровождающих эту деятельность. Оптимальное осуществление адаптационного процесса требует общей положительной модальности эмоциональных состояний школьников при умеренной силе их проявления. Негативные эмоциональные состояния оказывают тормозное и деформирующее влияние на общее развитие школьника.
В системе негативных психических состояний младших школьников, имеющих преимущественно социально-психологическое происхождение, ведущее место занимают эмоциональные негативные состояния, которые могут трансформироваться в устойчивые свойства личности и деформировать дальнейшее развитие. Базовым эмоциональным состоянием, из которого развиваются все остальные негативные состояния у учащихся, является тревога. Именно оно является фактором дезадаптации.
На базе МБОУ СОШ №1 был проведен анализ тревожности младших школьников 1 «А» класса. Результаты исследования - тревожность высокая.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М. : Просвещение, 2015. 400 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений . 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2017. 363 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М. : Бином, 2005. 349 с.
4. Бодалев А. А. Общение и формирование личности школьника. М. : Эксмо, 2014. 305 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь. 2-е изд.,испр. и доп. М. : Когито-Центр, 2015. 672 с.
6. Братчикова Ю. В., Носова А. И. Взаимосвязь самооценки и коммуникативной компетентности младших школьников // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. 2017. С. 59 - 63.
7. Бурень С. А. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей школьников // Мастер-класс.
2014. № 8. С. 20-26.
8. Варданян Ю. В., Михалкина С. А., Савинова Т. В. Психология общения и конфликта. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2016. 112 с.
9. Варданян Ю. В., Филиппова А. О. Самооценка детей старшего
дошкольного возраста как проблема перспективы жизни // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения : сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых учёных «53-и Евсевьевские чтения» под науч. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т имени
М. Е. Евсевьева. Саранск, 2017. С. 7 - 11.
10. Вяткина Ю. Ю., Мызина Ю. В. Влияние стиля семейноговоспитания на формирование личности ребенка // Материалы научной инауч.-методич. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанскогогосударственного университета физической культуры, спорта и туризма.
2015. № 1. С. 154 - 155.
11. Гришаева О.А. К вопросу о стилях семейного воспитания // Развитие родительских компетенций: материалы всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) отв. ред. Т. А. Семенова. 2015. С. 136 - 138.
12. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: Учебник. М. : Перо, 2016. 241 с.
13. Долгова, В. И., Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
2016. № 9. С. 165 - 170.
14. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М. : Вако, 2010. 462 с.
15. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов, КАРО, 2006. 672 с.
16. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2013. 576 с.
17. Ишмухаметов Р. Р. Барьеры в самореализации школьников в учебной деятельности // Психология образования. 2017. №2. С. 95-102.
18. Карабанова Е. А. Исследование самооценки личности // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 179 - 181.
19. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб. : Речь, 2006. 198 с.
20. Коул М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? Социально-исторический подход в психологии обучения / под ред. М. Коула. М. : Педагогика, 2004. 179 с.
21. Кузнецов А. А. Основные направления деятельности РАО по созданию школьных стандартов нового поколения // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 14-17.
22. Лагуненок В. А. Работа социального педагога с «трудными» детьми младшего школьного возраста // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. Витебск. 2019. С. 130-133.
23. Лепешев Д. В. , Ахметжанова А. Т. Психологические факторывлияния семьи на личность ребенка // Вестник Омского региональногоинститута. 2017. Т. 1. № 1 (2). С. 135 - 141.
24. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010. 256 с.
25. Мандель Б. Р. Возрастная психология. М. : Инфра-М, Вузовский учебник, 2013. 352 с.
26. Мандель Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб, пособие М. : Вузовский учебник: ИНФРА- М, 2018. 152 с.
27. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : МПСИ, 2011. 400 с.
28. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения : Спец. семинар для учителей. М., 2004. 346 с.
29. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Юрайт, 2013. 464 с.
30. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 460 с.
31. Овчарова А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3.№ 4. С. 70-78.
32. Петрова К. С. Работа классного руководителя и социального педагога при социальной профилактике и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста в условиях средней общеобразовательной школы // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы междунар. междисциплин. науч. конф. 2017. С. 177-179.
33. Полат Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. М., 2010. 442 с.
34. Проектирование и реализация тренинга с учащимися: учебно- методическое пособие / авт. сост. Ю. В. Варданян, Е. А. Лежнева. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015. 82 с.
35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. М. : Владос, 2016. 384 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
37. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
38. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
39. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34.С. 62-70.
40. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. Психология личности : учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. 574 с.
41. Табарданова Т. Б. Адаптивность педагогической системы как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся профильных классов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2009. 224 с.
42. Турина И. С., Гулякевич А. И. Деятельность классного руководителя по профилактике девиантного поведения подростков во время обучения в средней школе // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве : материалы III Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. 2018. С. 131-134.
43. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология. М. : Academia, 2015. 256 с.
44. Усманова Э. Ф. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.; отв. ред. А. А. Сукиасян. 2015. С. 266 - 268.
45. Фардзинова А. Р. , Гогицаева О. У. Влияние детско-родительских отношений на самооценку подростка // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. с дистанционным и международным участием. 2018. С. 175 - 179.
46. Харитонова Т. Г. Онтология, специфика и особенности организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: дис. ... доктора психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 2012. 468 с.
47. Харламова И. Б. Влияние родительского отношения на развитие
самооценки ребенка дошкольного возраста, подростка
// Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1 (58). С. 16 - 22.
48. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М. : Академия, 2016. 208 с.
49. Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2016. 367 с.
50. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М. : «Эксперимент», 2000. 222 с.
51. Чекунова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школ // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С.239-247.
52. Черепанова К. И., Рюмина Ю.Н. Особенности работы социального педагога с трудными детьми в общеобразовательных учреждениях // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 4 (20). С. 207-210.
53. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. М. : Юрайт, 2016. 576 с.
54. Штейнмец А. Э. Общая психология. М.: Академия, 2012. 288с.
55. Юнг К. Психологические типы. М. : Академический проект, 2018. 538 с.
56. Юрченко Л. Г. , Абраменко А. Е. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 64. С. 80 - 87.