Реферат 2
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты интолерантности в психологии 10
1.1. Проблема интолерантности человека 10
1.2. Интолерантность родителей типично развивающихся детей к
детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 22
1.3. Психолого-педагогические подходы к формированию
толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья и преодолению интолерантности к ним у родителей типично развивающихся детей 31
Глава II. Экспериментальное исследование интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья 42
2.1. Организация и методики экспериментального исследования.... 42
2.2. Результаты экспериментального исследования 51
2.3. Методические рекомендации по преодолению
интолерантности у родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 72
Заключение 84
Библиографический список 89
Приложения А - Л 97
Актуальность. В настоящее время в стране активно изменяется социокультурная и образовательная ситуация, усиливается общая тенденция демократизации различных сфер жизнедеятельности человека и общества в целом.
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит два новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности, что обеспечивает возможность получения образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, в том числе в форме инклюзивного (включенного образования).
Вступившие в силу с 01 сентября 2016 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определили обязательные требования при реализации адаптированным образовательным программам, вариативность и разнообразия их содержания и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и состояния здоровья. В связи с этим появилась возможность выбора образовательного маршрута с учетом мнения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Соответственно, опираясь на данную нормативно-правовую базу, родители все чаще выбирают совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с типично развивающимися сверстниками в общеобразовательных школах. Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья детей часто приводят к возникновению вторичных отклонений, связанных с психическим развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром. В связи с этим при реализации образования таких детей в среде здоровых сверстников возникает много актуальных проблем. И одной из основных проблем является неготовность родителей к обучению своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сформировать толерантность у ребёнка можно только при участии родителей, которые являются первыми и основными воспитателями детей, и для этого большое значение имеет личный пример родителей.
Проблема интолерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и практически значимой для специальной психологии и коррекционной педагогики, как в научном, так и в практическом плане. Данный вопрос относительно недавно стал предметом научной дискуссии и еще не в полном объеме изучен современными исследователями.
Общие понятия толерантности - интолерантности рассматривались в философии и философской антропологии, культурологи, социологии (В.А. Лекторского, В.М. Золотухина, Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, Г.У. Солдатова, В.П. Бабинцева).
Психолого-педагогические аспекты толерантности изложены в трудах
А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, В.А. Паниной, О.А. Беньковой, А.В. Коржуева, Н.Ю. Кудзиева.
Также в научной литературе изучалась проблема педагогической толерантности (Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Л.А. Занина, Н.П. Меньшикова, Н.А. Моревая, Е.Ю. Клепцова, О.Б. Нурлигаянова, М.А. Перепелицына, О.Г. Шаврина, Т.Ю. Фадеева, Г.А. Лопушнян, М.Н. Лабикова М.В. Новикова).
Педагогическую толерантность по отношению к детям с
ограниченными возможностями здоровья исследовали: Н.Н. Сергеева, А.В.
Демчук, Г.А. Степанова, И.А. Макарова, С.И. Осипова, Л.М. Безотечество, М.А. Перепелицына, С.К. Бондырев, Д.В. Колесов, Т.Ю. Фадеева, В.В. Леонова, Н.А. Коростелева, Ж.А. Карманова, Л.А. Шкутина, Р.Б. Маженова, У.М. Конхашева, Ж.Е. Алшинбаева...
Изучение интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья, проведенное нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, новой нормативно-правовой базой образования детей с ограниченными возможностями здоровья (новый Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», федеральные
государственные образовательные стандарты НОО обучающихся с ОВЗ, образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, дающие право на получение инклюзивного образования всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья), во-вторых - необходимостью преодоления интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными с возможностями здоровья в связи с неготовностью к обучению своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также недостаточностью научно-практических исследований, позволяющих выстроить работу в образовательной организации по разрешению данной проблемы.
Поэтому свою работу мы посвятили изучению интолерантности родителей здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья и поиску оптимальных направлений и содержания деятельности по преодолению интолерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья родителей типично развивающихся детей.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - изучить интолерантность родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья и разработать методические рекомендации по преодолению интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
1. Изучить проблему интолерантности в психологии и интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
2. Составить комплекс методик для изучения интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести эмпирическое исследование, выявляющее проявления интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать методические рекомендации по преодолению интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с учетом диагностических показателей выраженности ее компонентов.
В первой главе мы представили проанализированный теоретический материал по проблеме интолерантности в психологии и интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме интолерантности в психологии и интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; а также обоснование и описание подходов к поиску оптимальных направлений и содержания деятельности по преодолению интолерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья родителей типично развивающихся детей, что и составило теоретическую значимость исследования.
Проведение эмпирического исследования по выявлению проявлений интолерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья родителей типично развивающихся детей, организовано нами в рамках решения второй задачи исследования.
Данная задача предполагала работу по организации изучения интолерантности родителей типично развивающихся детей к детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью трех подобранных и модифицированных методик:
1. Экспресс-опросник «Уровень интолерантности»
(модифицированный экспресс-опросник «Индекс толерантности»
Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А.Шайгеровой).
2. Методика Бойко В.В. «Диагностика общей коммуникативной толерантности», модифицированная.
3. Методика «Определение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместной деятельности со здоровыми детьми» (модифицированный тест Рене Жиля)...
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина / под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. - С. 71 - 95.
2. Алёхина С.В. Образование через призму инклюзии. // Материалы
Международной научно-практической конференции «Инклюзивное
образование: проблемы, поиски, решения», 21-23 сентября 2011 г., г. Якутск.
3. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - 2013. - № 1 (4). - С. 73 - 79.
4. Алтухова, Т.А. Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (24 апреля 2016 г, г. Омск). / В 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. - 180 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2006.
6. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде / Л. А. Апанасюк // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (110). - С. 153-158.
7. Арпентьева М.Р. Метатехнология понимания и проблемы интеграции инвалидов в жизнь общества // Социальное здоровье: проблемы и решения. - 2014. - № 2. - С. 58 - 70.
8. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов // Мемориал. - 2001. - № 24. - C. 61-63.
9. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М.: ИЭАРАЮ, 1998.
10. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / А. Г. Асмолов // Толерантность: объединяем усилия: учебное пособие: сб. науч. тр. / Московск. гос. ун-т. - Москва, 2002. - C. 165-181.
11. Безлюева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение: учебник / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. - Москва: Вербум-М, 2003. - 168 с.
12. Бердяев Н.А. O назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
13. Битянова М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 368 с.
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
15. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. - с. 201 - 222...73