Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь уровня воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста

Работа №157663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности воображения детей дошкольного возраста 7
1.2. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе 24
1.3. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
31
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ И СТРАХОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 41
2.2. Исследование взаимосвязи воображения и страхов детей среднего
дошкольного возраста 45
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов
детей среднего дошкольного возраста 51
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Воображение - это внутренний мир ребенка, процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью,
мышлением, чувствами.
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.
Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания (а у каждого ребенка они уникальны), индивидуальные проявления могут в некоторых случаях привести к формам отклонения в развитии воображения.
Те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку.
Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.
Помочь в этом может воображение. Нужно только помочь ребенку воспользоваться им. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Причины детских страхов рассматривали многие психологи: А.И. Захаров, Т.А. Немчин, В.Н. Мясищев, Дж. Алан и другие. В качестве таковых назывались: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с родителями, конфликты между родителями.
Следует отметить, что каждый случай преодоления детских страхов уникален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пребывания ребенка не подвергается тщательному исследованию.
В каждом конкретном случае следует проводить профилактику и коррекционную работу, исходя из особенностей ситуации, индивидуально- личностных характеристик дошкольника, специфики семейной и социальной ситуации и прочих факторов [3]. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать проблему страхов в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий по изучению воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста.
5. Изучить взаимосвязь между уровнем воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать психолого-педагогические рекомендации по снижению страхов детей среднего дошкольного возраста.
Объекты исследования: воображение и страхи детей среднего
дошкольного возраста
Предмет исследования: взаимосвязь воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем воображения и количеством страхов детей среднего дошкольного возраста, так для детей с высоким уровнем воображения будет свойственно большое количество страхов, а для детей с низким уровнем воображения будет свойственно меньшее количество страхов.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение психолого­педагогической литературы.
Эмпирические методы: методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
База исследования: МБДОУ № ХХ г. Красноярска
Эмпирическая выборка: 20 детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: расширение знаний о проблеме воображения и детских страхов в среднем дошкольном возрасте, профилактике детских страхов. Результаты, полученные по завершении нашего исследования, могут быть применены в дальнейших исследованиях в данном направлении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты имеют непосредственный выход в практическую деятельность. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений и психологи могут воспользоваться результатами проведенного исследования для повышения эффективности своей работы. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологической службы в учреждениях дошкольного образования.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проделанной работы, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст - является сенситивным периодом активного развития воображения у детей. Воображение - это психический процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Оно связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью,
мышлением, чувствами. Развитие воображения таит в себе и некоторые опасности. Одна из них - это появление детских страхов. Необходимость развития знаний в этом направлении определило актуальность темы исследования.
Диагностика уровня воображения показала, что для 50 % был
характерен средний уровень воображения. Дети, в целом, принимали задачу и действовали самостоятельно. Процесс рисования сопровождала вербализация, ребенок проговаривал, что он выполнял в данный момент. В некоторых случаях дети дорисовывали объект, но это были схематичные рисунки. Другие дети изображали предметы более детально, фантазировали по ходу выполнения задания. В основном, для данной группы детей характерно было обрисовывание предложенной фигуры, т.е. ребенком предлагаемая фигура рассматривалась как центральная фигура, которая, дополнялась внешними линиями, штрихами, например, из фигуры круг получалось солнышко, цветочек. Рисунки не отличались оригинальностью, были типичными для многих.
У 30 % детей был выявлен высокий уровень воображения .Дети принимали задачу на построение образа, рисовали оригинальное, необычное, очень активно и с удовольствием дорисовывали фигуры, придумывали оригинальные ответы. Образ и детали рисунка были в большинстве своем проработаны, в отдельных случаях наблюдалось и схематическое прорисовывание. Для данной группы детей также характерно было обрисовывание предложенной фигуры, т.е. ребенком предлагаемая фигура рассматривалась как центральная фигура, которая, дополнялась внешними линиями, штрихами, получалось солнышко с глазами, носом
В данной эмпирической выборке было выявлено, что 90% детей среднего дошкольного. возраста имеют большое количество страхов, т.е. выше нормы. Данные показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать страхи различных видов и разной степени интенсивности. Такие дети могут расценивать ситуации, с которыми они сталкиваются в реальной действительности, например, ситуации взаимодействия с другими людьми или просмотр фильмов и мультфильмов, как травмирующие, опасные, угрожающие. У 10% детей среднего дошкольного возраста (2 ребенка) количество страхов соответствует норме, очевидно, что ситуации с которыми сталкиваются дети, не вызывают беспокойства
Преобладающим видом страха являются вымышленные персонажи. Многие дети боятся, вымышленных существ или действительных предметов, которые очеловечиваются. Очень часто «запугивание» осуществляется со стороны родителей и воспитателей в воспитательных целях. Беседа с детьми позволила выделить, что чаще дети боятся различных мистических существ: (чаще всего - драконообразных, Кощея, змея Горыныча); «фантастических нелюдей», наделенных свойствами человека и животного или волшебной сверхсилой;.
В этот возрастной период просмотренные мультипликационные и художественные фильмы, по всей видимости, оказывают существенное, значимое влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, и проводят к возникновению страхов, тревоги, беспокойства.
Также у детей выражен страх темноты, страх страшных снов, он характерен для 85% детей и страх потеряться, выявлен у 75% детей. Кроме этого, достаточно высокий процент страхов у детей связан с животным 55%, а также страх уколов, медицинских манипуляций 50%. В меньшей мере у детей выражен страх высоты, этот страх свойственен для 20% детей. Кроме этого, в меньшей мере выражен страх родителей (мамы и папы), и страх наказания, его имеют 20% детей, мы можем предположить, что в большинстве семей преобладает позитивная атмосфера и доверительные отношения между родителями и детьми. Страх резких звуков присущ только лишь 10% детей исследуемой выборки, а страх огня и заболеть имеют лишь 5% детей.
Соотнесение результатов показали, что у детей среднего дошкольного возраста особенно ярко проявляются страхи вымышленных персонажей, темноты, страшных снов, потеряться. Результаты диагностики уровня воображения показали, что для большинства детей данного возраста характерен средний уровень воображения
Высокий, средний уровни воображения способствуют большому количеству страхов, следовательно, чем выше уровень развития воображения, тем сильнее проявляется страх вымышленных, придуманных персонажей, не существующих в реальной действительности, тем больше для ребенка свойственен страх темноты, тем более беспокоят его темные места помещений, тем сильнее разворачивается фантазия ребенка. Это означает, что чем выше уровень развития воображения, тем выше количественный показатель страхов детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о взаимосвязи уровня воображения и страхов детей среднего дошкольного возраста
Для снижения количества страхов детей среднего дошкольного возраста были подобраны рекомендации для родителей. Также были подобраны психологические игры и упражнения, направленные на снятие страхов и повышения уверенности в себе.


1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск: Университет, 2005. 237с.
2. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников /Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44-51.
3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 107-114.
4. Жигарькова О. Время тревожных детей / Психологическая газета. 2001. №11. С. 6-7.
5. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». М, 1997. 190c.
6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. 448c.
7. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986. 109c.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000. 464c.
9. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М.: МГУ, 2011. 445с.
10. Капранова, С.В. Путешествие с волшебной кисточкой / С.В. Капранова. Ростов-на-Дону, 2005. 66с.
11. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. / Характер, коммуникабельность. Ярославль: Акад. развития, 2005. 240c.
12. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М, 2004. C. 354-358.
13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Акад. Развития, 1997. 208 c.
14. Лешкова Т. Коробка со страхами / Дошкольное воспитание. 2004. №10. C. 30-32.
15. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М, 2003. 223c....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ