ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие и сущность учебной мотивации 6
1.2. Особенности развития творческого мышления детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Взаимосвязь учебной мотивации и творческого мышления детей
младшего школьного возраста 25
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем фактом, что приоритетным направлением ФГОС НОО определено развитие положительной учебной мотивации школьников как главного условия обеспечения качества обучения и воспитания. Кроме того, в рамках стандарта одним из ключевых направлений развития детей младшего школьного возраста является развитие их творческого потенциала и творческих способностей.
Современная школа должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, а младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования творческих способностей ребенка, т.к. после периода дошкольного детства мир ребенка расширяется, социальное пространство вокруг него увеличивается, взгляд на многие события, предметы и явления меняется, тем самым у ребенка появляется собственное особое видение мира, которое наиболее точно детям данного возраста удается передавать в форме изображений на бумаге, рассказов, объектов прикладного творчества.
Крайне важно в данный период не упустить возможность сформировать положительную мотивацию к учению детей, которая будет в дальнейшем определять не только успешность их обучения на последующих ступенях получения образования, но и эффективность развития всех процессов формирования личности: познавательная активность,
креативность, социально-коммуникативная компетентность, эмоционально - волевая сфера и т.д.
Вопросам развития учебной мотивации посвящены труды Е.Н. Бичеровой, О.А. Борзенковой, Е.Н. Галкиной, Е.А. Дементьевой, Н.А. Кольберг, М.В. Ляшенко, И.А. Макарычевой, Е.А. Скобиной, И.А. Шенбергер и др. Условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста рассматриваются в работах Л.В. Агеевой,
В.В. Завражновой, Е.В. Коленко, Г.Л. Сергеевой и др. Исследованию взаимосвязи мышления и мотивации посвящены работы многих отечественных ученых и исследователей: О.Н. Арестовой, Т.Г. Богдановой, М.Б. Богус, Л.С. Выготского, О.Я. Гавриловой, П.Я. Гальперина,
B. И. Ковалева, П.С. Симоновой, Э.Д. Телегиной, О.К. Тихомирова,
C. Л. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь учебной мотивации и
творческого мышления детей младшего школьного возраста
Цель ВКР - провести исследование взаимосвязи учебной мотивации и творческого мышления детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1) изучить понятие и сущность учебной мотивации;
2) рассмотреть особенности развития творческого мышления детей младшего школьного возраста;
3) охарактеризовать взаимосвязь учебной мотивации и творческого мышления детей младшего школьного возраста;
4) организовать и реализовать эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и творческого мышления детей младшего школьного возраста;
5) Разработать рекомендации по развитию творческого мышления младшего школьника.
Гипотеза исследования: предполагается, что учебная мотивация напрямую взаимосвязана с уровнем развития творческого мышления младшего школьника.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы: сбор, анализ использованных источников, обобщение, сравнение результатов диагностики.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование.
3. Количественная и качественная обработка данных: статистический метод - коэффициент ранговой корреляции.
База исследования: МБОУ «ХХХ» Красноярский край.
Эмпирическая выборка: 16 детей 3 класса (9-10 лет).
Теоретическая значимость исследования проявляется в обобщении, систематизации и структурировании информации о понятии и сущности мотивации к учебной деятельности, а также в изучении и анализе трудов известных исследователей по вопросам взаимосвязи мотивации и мышления.
Практическая значимость исследования проявляется в организации и проведении эмпирического исследования по определению взаимосвязи учебной мотивации и уровня развития творческого мышления учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Учебная мотивация или мотивация к обучению понимается нами, как специфичный тип мотивации, присущий учебной деятельности человека. Если рассматривать мотивацию в широком смысле, то она подразумевает систему методов и средств побуждения учащихся к активной и результативной познавательной деятельности в ходе изучения учебного материала. В более узком смысле же, мотивация - это желания и потребности учащихся, которые нуждаются в удовлетворении и тем самым обеспечивают стремление учащегося достичь этого удовлетворения. Учебная мотивация может быть описана такими характеристиками как целеустремленность, заинтересованность, устойчивость, стабильности и постоянное развитие. При практическом анализе процессов учебной мотивации необходимо оценивать преобладающий (ключевой) мотив, а также необходимо учитывать в целом мотивационную сферу развития личности учащегося. Учебная мотивация включает в себя внутренние, внешние и личные составляющие. Первые связаны с удовлетворением познавательных и социальных потребностей, вторые определяются условиями жизни обучающегося, а третьи - связаны с интересами, ценностями, стремлениями личности. Последние мотивы определяют также желание учащегося самосовершенствоваться, самореализовываться в части получения образования. Весь процесс учебной деятельности и ее эффективность, и результативность взаимосвязаны с перечисленными выше составляющими учебной мотивации: внутренних, внешних и личных. Если она из компонент отсутствует, то происходит деформация или потеря всего комплекса мотивации к обучению.
Возраст начальной школы - наиболее сензитивный период для развития творческого мышления. Многие исследователи утверждают, что творческое мышление ребенка следует развивать в начальной школе, используя методы, которые побуждают учащихся мыслить активно, гибко и быстро и оригинально реагировать. Творческое мышление развивается только тогда, когда ученики сталкиваются с трудностями в обучении, не имеющих готовых шаблонов и образцов, а продуктивность мышления напрямую взаимосвязано с созданием оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.
Исследования отечественных ученых, направленные на выяснение взаимодействия мотивационной сферы человека и его мыслительной деятельности, показали, что мотивы - это основа и условие развития мышления. По результатам обобщения теоретического материала можно заключить, что мотивация является необходимым условием эффективного развития мыслительной деятельности, а также ее активизации. Также, учеными отмечен и обратный процесс влияния мышления на мотивацию, т.е. такие процессы, как восприятие, память, внимание и др. также оказывают воздействие на формирование мотивационной сферы человека.
С целью изучения взаимосвязи учебной мотивации и творческого мышления детей младшего школьного возраста было организовано и проведено диагностическое исследование, основанное на методиках психолого-педагогического тестирования: «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга и тест креативности Торренса. Исследование проводилось среди детей 9-10 лет.
По результатам исследования и анализа результатов получены
следующие существенные выводы:
1) детям младшего школьного возраста присуще наличие среднего или низкого уровня учебной мотивации с преобладающими мотивами получения отметки и позиционным мотивом;
2) развитие творческого мышления младших школьников отличается средним уровнем развития, причем компонент оригинальности, который наиболее важен в данном случае, оценен на уровне выше среднего. Наименее развитыми способностями школьников оказались способность к беглому исполнению творческих задач и способность к достижению разработанность творческого продукта, т.е. работы учащихся отличаются неторопливостью исполнения и отсутствием детальной проработки. Наиболее развит критерий оригинальность и абстрактности названия, т.е. работы младших школьников обладают определенной уникальностью и новизной.
3) выявлена прямая связь между уровнем учебной мотивации младших школьников и уровнем развития их творческого мышления, т.е. дети младшего школьного возраста, имеющие положительно сформированную мотивацию к учебной деятельности отличаются более высоким уровнем развития их творческих способностей. Гипотеза исследования подтверждена.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018. 31 с. (Стандарты второго поколения).
2 Абулайсова Н.А. Средства повышения мотивации к изучению
иностранного языка у младших школьников // Мир науки,
культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 293-296.
3 Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. №2. С. 128-139.
4 Бичерова Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. 2016. № 4. С. 117-136.
5 Богус М.Б. Мотивационные факторы развития умственных способностей младших школьников // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 148-151.
6 Борзенкова О.А. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 25-28.
7 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
8 Гаврилова О.Я. Вопрос взаимосвязи мотивации и мышления в отечественной психологии // Проблемы современного образования. 2016. №4. С. 57-63.
9 Гаврилова О.Я. Успешность решения конвергентных задач в условиях варьирования внешних мотивационных установок // Проблемы современного образования. 2018. №1. С. 48-55.
10 Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности в вузе // Мир науки. 2017. Т. 5, № 2. С. 65-69.
11 Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. М.: Университет: Моск. психол. соц. ин-т, 2005. 327 с.
12 Гальперин П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. №1. С. 31-36.
13 Гордашников В.А. Образование и здоровье студентов. М.: «Академия Естествознания», 2017. 154 с.
14 Жаворонкова Ю.М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. С. 18-23.
15 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 191 с....39