Введение 2
Глава 1. Характеристика коренных малочисленных народов
полуострова Таймыр 4
1.1. Коренные малочисленные народы полуострова Таймыр 5
1.2. Динамика численности населения коренных малочисленных народов
Севера Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района 16
Глава 2. Особенности организации экскурсионной деятельности по географии
2.1 Экскурсия как форма организации обучения географии 19
2.2 Виды географических экскурсий 21
2.3 Организация и проведение географических экскурсий 24
Глава 3. Разработка виртуальной экскурсии по географии в
Таймырский краеведческий музей для 8 класса 33
3.1 Виртуальная экскурсия 33
3.2 Методическая разработка по проведению виртуальной экскурсии по
географии в Таймырский краеведческий музей для 8 класса 36
Заключение 49
Список использованных источников 50
Актуальность. В настоящее время существует проблема сохранения традиций и обычаев, воспитания у молодежи заинтересованного отношения к истории и культуре коренных жителей Таймыра, а также формирование способности к межэтническому общению на основе толерантности. Большая часть молодых таймырцев уже не знает традиций. Приобщение юного поколения к духовному наследию своих предков - одна из задач, на которую ориентирована разработка экскурсионной деятельности. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия в Таймырский
краеведческий музей г. Дудинки для обучающихся 8 класса.
Цель: методическая разработка виртуальной экскурсии по географии в 8 классе по теме «Коренные малочисленные народы Севера полуострова Таймыр»
Задачи
1. Дать описание коренных малочисленных народов полуострова Таймыр;
2. Выявить особенности организации экскурсионной деятельности по географии;
3. Разработать виртуальную экскурсию в Таймырский краеведческий музей. Методы исследования: анализ теоретических источников, исторический, статистический, обобщение.
К коренным малочисленным народам Севера (КМНС) Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края относятся 5 этносов: долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы. Традиционными видами хозяйственной деятельности этносов являются: собирательство,
рыболовство, оленеводство, художественные и народные промыслы, культовые и религиозные обряды.
В ходе выявления особенностей организации экскурсионной деятельности, можно сделать вывод о том, что экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. Такие формы учебных занятий являются важным инструментом в формировании целостной системы географических знаний у школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Методическая разработка по проведению виртуальной экскурсии в Таймырский краеведческий музей поспособствует к приобщению юного поколения к духовному наследию своих предков, к сохранению традиций и обычаев, сформирует толерантное отношение друг к другу.
1. SD-туры: что это такое, и в чем их преимущества // 3D туры в Белгороде. - 2018. [Электронный ресурс]. - URL: http://3d-bel.ru/about- Зд^иш^м
2. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. -2006. -No 5. 39-46 с.
3. Винокурова Н.Ф. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: коллективная монография. - Н.: Деловая полиграфия, 2007. - 79с.
4. Всероссийская перепись населения 2002 года // Национальный
состав и владение языками, гражданство. URL:
http://www.perepis2002.ru/mdex.htmDidM7
5. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав
населения по регионам России. URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus nac 79.php?reg=71
6. Голубчикова В. Д., Константинов Г. Е. Арктика - мой дом. Народы Севера Земли / под ред. В. Д. Голубчикова. М: Изд-во «Северные просторы», 2001. 285 с.
7. Д.П.Финаров, с.209
8. Демидова Н.Н. Учебные экскурсии по Нижегородскому краю:
учеб. пособие. - Н.: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 165с. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-
9. Долганы — самый северный тюркоязычный народ. URL: https://travelask.ru/articles/dolgany-samyy-severnyy-tyurkoyazychnyy-narod
10. Долгих Б. О. Происхождение долган. М: Изд-во АН СССР, 1963. 101 с.
11. Исчезающие народы России. Энцы. URL:
https://www.culture.ru/materials/50942/ischezayushie-narody-rossii-ency
12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: https://krasstat. gks.ru/folder/39102
13. Классификация учебных географических экскурсий. Место
экскурсий в учебной программе // ЗНАНИО. URL:
https://znanio.ru/pub/1258
14. Методика организации экскурсии для школьников в музей //
Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL:
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii/library/2013/12/24/metodika-organizatsii-ekskursii-dlya
15. Методические рекомендации по организации и проведению виртуальных экскурсий при обучении географии // Мультиурок. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie- riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html...25