Содержание
Введение 3
Глава 1. Лесная промышленность как одна из ведущих отраслей хозяйства России 5
1.1. Характеристика лесной отрасли РФ 5
1.2. История развития лесной отрасли РФ 23
Глава 2. Методические аспекты изучения лесной отрасли РФ в образовательных организациях Богучанского района 32
2.1. Предпосылки образования школьных лесничеств 32
2.2. Особенности деятельности клуба «Школьное лесничество»
Богучанского района 33
Заключение 49
Список использованных источников 51
На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Необходимо не только способствовать формированию знаний по каждому предмету, но и научить детей применять их в реальных жизненных ситуациях, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы.
Воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.
Как предмет, география, давая учащимся целостное представление об окружающем мире, месте в ней человека и его жизненных потребностях, ну и конечно возможностях, способствует формированию и гражданской позиции, и любви к природе, родине, и ответственности за принимаемые решения, и правильных представлений о мире в целом. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Непрерывность экологического образования возможно осуществлять через школьное лесничество.
В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе.
Осуществление работы по реализации работы школьного лесничества помогут некоторым учащимся увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.
Человек связан с природой тысячами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее. У дружбы с природой много разных путей. И один из этих путей - школьные лесничества.
Школьное лесничество - это объединение школьников, увлечённых единым делом - изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам.
Создание школьного лесничества позволит комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического, и эстетического характера в ходе обучения географии и значительно улучшит отношение к изучаемому предмету. Работа в школьном лесничестве помогает задуматься о выборе будущей профессии.
Цель исследования: разработать программу мероприятий деятельности клуба «Школьное лесничество» Богучанского района...
Занятия школьного лесничества относятся к внеурочной деятельности. Ребята охотно посещают этот клуб. Приобретая для себя новые знания и умения. В школьном аспекте школьное лесничество благоприятно влияет на изучение географии, биологии и экологии. По ФГОС по предметным результатам успешное обучение осваивается по нескольким пунктам:
1) задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
3) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
Взаимодействие школы и лесничества дают положительные результаты в жизни обучающихся 7-11 классов. Это не только повышение интереса к изучению школьных предметов и мотивации учащихся к выбору специальности, но и развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.
Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель - разработана программа мероприятий деятельности клуба «Школьное лесничество» Богучанского района. Решены поставленные задачи:
1. Дана характеристика лесной промышленности РФ.
2. Выявлены особенности деятельности клуба «Школьное лесничество», а именно:
а) разновозрастной состав (учащиеся 7-9 - х классов);
б) внеурочная деятельность (помогает ребенку проявлять и развивать свои интересы, предоставляя право собственного выбора);
в) соответствие целям образовательной организации и лесничеств (создавая школьное лесничество, школа и лесничество преследуют свои цели, в результате школа получает разносторонне развитого ученика, в будущем гражданина РФ, который будет относиться к трудоспособному населению, а лесничество в перспективе имеет возможность пополнить штат подрастающим поколением);
г) регионально-отраслевая особенность (школьное лесничество образовано с учетом отраслевой специфики Богучанского района).
1. Агеева А.И., Новоселова В.П. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод.рек. Кемерово: КОИУУ, 2001.-63 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманнистическая основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990. - 560 с.
3. Баринова И.П. География России. Природа: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997. 288 с.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Изд. Моск. Унта, 2000. 47 с.
5. Вавилова Е.Р. Экономическая география и регионолистика. Учебное пособие - Гардарики, 2007.
6. Видяпин В.И. Экономическая география России: Учебник для вузов.- М., 2002.- 533 с.
7. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 150 с.
8. Володина Г.В. «Активные методы и формы обучения географии» Методическая рекомендация М.:-1988
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.— М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
10. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов.- М., 2000.- 752 с.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. - 223с.
12. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». -2002.-203 с.
13. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале деятельности учреждений дополнительного образования): Автореф.дисс. на соик.учен.степ.к.п.н. Саратов, 2003. - 13 с.
14. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение. - 2000. - 95 с.
15. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб, пособие. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с...34