ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
суицидального поведения среди детей и подростков 7
1.1. Сущность, причины и особенности суицидального поведения у
детей и подростков 7
1.2. Психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей 16
1.3. Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения детей и подростков 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2 . Опыт изучения опыта организации профилактики суицидального поведения детей и подростков 36
2.1 . Характеристика базы исследования 36
2.2. Организация профилактики суицидального поведения детей и подростков на базе ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» 40
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образовательная программа «Несущая свет» Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Результаты тестирований детей 86
Актуальность исследования. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийство несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток:. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы. Установлено, что столь неблагополучная суицидальная ситуация связана с комплексом климато-географических, социально-экономических и этнокультуральных факторов, особенностей организации системы здравоохранения[50;14]. Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением детей и подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения среди них.
Степень изученности проблемы.В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств». Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К. Крупская, Б.О. Рович, А.Г. Трахтенберг, М.Я. Феноменов, В.Г. Хлопин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И. Гордон, И.П. Островский, В.К. Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н. Острогорский).
Важными являются идеи педагога А.В. Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А. Сикорского, педагога А.Н. Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики создано не было.
Известно, что факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу.
В лаборатории генетики Тувинского государственного университета, ведутся совместные исследования по выявлению факторов, определяющих уровень тревожности и склонности к депрессии у тувинцев, при помощи таких методов, как генотипирование и функциональное картирование головного мозга [50; 14].
Цель исследования: изучить опыт профилактики суицидального поведения детей и подростков в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Объект исследования: суицидальное поведение.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения детей и подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, выявить причины и особенности суицидального поведения детей и подростков;
2. Рассмотреть психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей;
3. Изучить психолого-педагогическую профилактику суицидального поведения детей и подростков;
4. Исследовать опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Методологической основой исследования явились научные представления о проблеме суицида и профилактике суицидального поведения, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: А.Г.Амбрумовой, Е.А.Личко,Л.Я.Жулова, А.Савостьянова, В.Т.Кондрашенко, В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф.Дементьева.
Методы исследования: теоретические - анализ психологической, социально-педагогической литературы; эмпирические-анализ документации, изучение опыта.
База исследования.Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна», отделения временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ополченных данных ддл организации психолого - педагогической профилактики суицидального поведения подростков педагогами-психологами, практикующими психологами в образовательных учреждениях, коррекционно-развивающих центрах..
Структура выпускной квалификационной работы!. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической профилактики суицидального поведения детей и подростков. Во второй главе представлено описание базы исследования и опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
В современной науке суицидальное поведение понимается чаще всего как, поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю степень в ряду взаимопереходящих форм саморазрушающего поведения.
Основными причинами суицидального поведения детей и подростков являются межличностные и внутрисемейные конфликты. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
В подростковом возрасте наблюдается несколько иная картина суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.
Подростки и дети из неблагополучных семей обладают следующими основными психологическими особенностями: как повышенная тревожность, агрессивность по отношению к окружающим, а часто и к себе, заниженная или низкая самооценка, высокие требования к себе и окружающим.
Попытка суицида воспитанника Центра социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна, подтверждает, что с поступившими детьми и подростками необходимо вести работу по профилактике суицида с первых же минут пребывания.
Изучив опыт организации профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что необходимо оказывать своевременную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Для профилактики суицида в отделении временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних реализуется программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва «Несущая свет» (Приложение 1).
При реализации программы, одной из наиболее эффективных и перспективных форм работы с детьми и подростками является работа группы само - и взаимопомощи, которая позволяет привлечь подростков, из социально неблагополучных семей к различным видам деятельности, способствующих развитию личности подростка.
В заключении хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, поставленные задачи были выполнены. Гипотеза исследования о том, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения получила частичное подтверждение.