Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ РТ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КЫЗЫЛСКОГО КОЖУУНА)

Работа №15765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
суицидального поведения среди детей и подростков 7
1.1. Сущность, причины и особенности суицидального поведения у
детей и подростков 7
1.2. Психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей 16
1.3. Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения детей и подростков 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2 . Опыт изучения опыта организации профилактики суицидального поведения детей и подростков 36
2.1 . Характеристика базы исследования 36
2.2. Организация профилактики суицидального поведения детей и подростков на базе ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» 40
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образовательная программа «Несущая свет» Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Результаты тестирований детей 86


Актуальность исследования. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийство несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток:. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы. Установлено, что столь неблагополучная суицидальная ситуация связана с комплексом климато-географических, социально-экономических и этнокультуральных факторов, особенностей организации системы здравоохранения[50;14]. Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением детей и подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения среди них.
Степень изученности проблемы.В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств». Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К. Крупская, Б.О. Рович, А.Г. Трахтенберг, М.Я. Феноменов, В.Г. Хлопин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И. Гордон, И.П. Островский, В.К. Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н. Острогорский).
Важными являются идеи педагога А.В. Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А. Сикорского, педагога А.Н. Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики создано не было.
Известно, что факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу.
В лаборатории генетики Тувинского государственного университета, ведутся совместные исследования по выявлению факторов, определяющих уровень тревожности и склонности к депрессии у тувинцев, при помощи таких методов, как генотипирование и функциональное картирование головного мозга [50; 14].
Цель исследования: изучить опыт профилактики суицидального поведения детей и подростков в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Объект исследования: суицидальное поведение.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения детей и подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, выявить причины и особенности суицидального поведения детей и подростков;
2. Рассмотреть психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей;
3. Изучить психолого-педагогическую профилактику суицидального поведения детей и подростков;
4. Исследовать опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Методологической основой исследования явились научные представления о проблеме суицида и профилактике суицидального поведения, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: А.Г.Амбрумовой, Е.А.Личко,Л.Я.Жулова, А.Савостьянова, В.Т.Кондрашенко, В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф.Дементьева.
Методы исследования: теоретические - анализ психологической, социально-педагогической литературы; эмпирические-анализ документации, изучение опыта.
База исследования.Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна», отделения временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ополченных данных ддл организации психолого - педагогической профилактики суицидального поведения подростков педагогами-психологами, практикующими психологами в образовательных учреждениях, коррекционно-развивающих центрах..
Структура выпускной квалификационной работы!. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической профилактики суицидального поведения детей и подростков. Во второй главе представлено описание базы исследования и опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной науке суицидальное поведение понимается чаще всего как, поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю степень в ряду взаимопереходящих форм саморазрушающего поведения.
Основными причинами суицидального поведения детей и подростков являются межличностные и внутрисемейные конфликты. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
В подростковом возрасте наблюдается несколько иная картина суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.
Подростки и дети из неблагополучных семей обладают следующими основными психологическими особенностями: как повышенная тревожность, агрессивность по отношению к окружающим, а часто и к себе, заниженная или низкая самооценка, высокие требования к себе и окружающим.
Попытка суицида воспитанника Центра социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна, подтверждает, что с поступившими детьми и подростками необходимо вести работу по профилактике суицида с первых же минут пребывания.
Изучив опыт организации профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что необходимо оказывать своевременную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Для профилактики суицида в отделении временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних реализуется программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва «Несущая свет» (Приложение 1).
При реализации программы, одной из наиболее эффективных и перспективных форм работы с детьми и подростками является работа группы само - и взаимопомощи, которая позволяет привлечь подростков, из социально неблагополучных семей к различным видам деятельности, способствующих развитию личности подростка.
В заключении хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, поставленные задачи были выполнены. Гипотеза исследования о том, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения получила частичное подтверждение.



1. Абросимова, М.Ю . Медико-стаиисиические особнныосии смертности молодежи в Респ. Татарстан / М.Ю. Абросимова. // Казанский медицинский журнал. - 2005. - №1. - С. 69-71.
2. Агарков, А.А. Особенности адаптации дeтeй-c^■рфс!' с психическими нарушениями / А.А. Агарков [и др.]. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №2. - С. 41-45.
3. Агафнивв, С.К. Анализ динамики суицидов в Ростовской области за период 1993-2003 гг. / С.К. Агафонов // Материалы XIV съезда психиатров России. - М. : 2005. - С. 34.
4. Адамова, Л.И. Профилактика суицидального поведения / Л.И. Адамова. - М. :Эксмо, 2009.
5. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский // М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 5-13.
6. Алфимова, М.В. Эмоциональная реактивность при депрессивных расстройствах: (аналитический обзор) / М.В. Алфимова, Т.С. Мельникова // Российский психиатрический журнал. - 2012.и - № 2. - С. 30-38 .
7. Аыюшина, А.О . Ocoбониocви проявлений тревожшоети и депрессивностив связи с [фу^итeл неким отношением у подростков, совершивших попытку суицида / А.О. Алюшина, Е.Е. Ромицина// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - №4. - С. 27-30.
8. Амбрумова, А.Г . Суицид как феномен социально¬психологической дезадаптацииличности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи: труды Московского НИИ психиатрии. - М. : - 1988. - С. 6-28.
9. Бадьина, Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Н.П. Бадьина. ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2011.- 107 с.
10. Барденштейн, Л.М. Патологическая агрессия подростков / Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. - М. : ИД Медпрактика-М, - 2005. -260 с.
11. Батаршев, А.В., Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
12. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.М. Шафирова, Е.В. Свистунова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 332 с.
13. Бисисиев, Р.В. Суицидальное поведение в семьях больных алкогольной зависимостью / Р.В. Бисисиев, Т.Н. Дудко, В.С. Кальной. - Астрахань : ГОУ ВПО АРМА Росздрава, 2010. - 118 с.
14. Борозинец, Л.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Н.М. Борозинец [и др.]. - Ставрополь, 2003. - 98 с.
15. Бруг, А.В . Аддиктивное суицидальное поведнние подростков/ А.В. Бруг, Ю.В. Попов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - №1. - С. 23-25.
16. ]арйл■б^'r[лврь Е.В . Психолоиическдя помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Метод. рекомендации для специалистов системы образования / Е.В Бурмистрова . - М. : МГНПУ, 2006.- 78 с.
17. Ваинн, Ю.Р. Aлкттлниaя окловлбгть / Ю.Р. Иаинн Ч/ Лемм ь :ПРИЛИТ, 2001. - 292 с.
18. Вллиахметов , Р.М . Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов, Р.Р. Мухамадиева, Г.Ф. Хилижева // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2010. - № 1. - С. 65-89.
19. Иалинн, С.В. Acпокты алцидлтлoимчсолу й лслoщи в психиатрическом стационаре / С.В. Ваулин // Вестник новых медицинских технологий. -2011. - №3.- С. 296-301.
20. Ваулин, С.В. Терапия суицидального поведения / С.В. Ваулин // Врач. - 2011. - №14. - С. 72-74.
21. Ващенко, В.В. Особенности психических нарушений у суицидентов / В.В. Ващенко // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - №2. - С. 92-93.
22. Власов, В.В. Эпидемиология: учеб.пособие для вузов / В.В. Власов. - М. :Издат. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004. - 464 с.
23. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология / В.Ф. Войцех. - М. :Микюш, 2008.
24. Войцех, В.Ф. Суицидология / В.Ф. Войцех. - М. Микюш, 2008. -
280 с.
25. Войцех, В.Ф. Что мы знаем о суициде / В.Ф. Войцех; под ред. профессора В.С. Ястребова. - М. : 2007. - 20 с.
26. Волошин, В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство / В.М. Волошин. - М. :Анахарсис, 2005. - 200 с.
27. Ворсина, О.П. Клинические, социальные и этнокультуртньные особенности суицидального поведения населения Иркутской области : дис. ... докт. мед.наук : защищена 14.04.12 / В.О. Петровна. - Томск, 2012. - 48 с.
28. Ворсина, О.П. Психологические характеристики суицидентов, госпитализированных в психиатрический стационар / О.П. Ворсина, Н.П. Баркова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 50-54.
29. Ворсина, О.П. Распространенность завершенных суицидов детей и подростков Иркутской области за 1991-2009 гг. Актуальные проблемы суицидологи / О.П. Ворсина // Материалы межрегиональной научно-практ. конф. Иркутск, 2012. - С. 29-40.
30. Гаймоленко, А.С. Алкогольный фактор в криминальной агрессии и аутоагрессии : дис. ... канд. мед.наук : защищена 18.02.2008 : 14.06.45 / Гаймоленко Артем Сергеевич. Томск, 2008. - 234 с.
31. Гййсина, Д.А. Гниетичскиие фккооры рикка суицидалнного поведения / Д.А . Гайсина, 3.JI . Халилова. Э.К . Хуснутдинова// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2008. - Т. 108(1). - С. 87-91.
32. Гладышвв, М_В . Cyицидллннче поеденние бллнных с психическими расстройствами / М.В. Гладышев, Б.С. Положий // Материалы XIV съезда психиатров России. - 2005. - С. 437.
33. Говорин, Н.В. Атлас психического здоровья населения Забайкальского края / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 132 с.
34. Говорин, Н.В. Алкогольная смертность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск , 2012. - 184 с.
35. Говорин. Н.В. V^ч';uптнйкaя(каlиниaч'йкaя) психология : метод.рекомендации / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Областная типография, 2006. - 52 с.
36. Говорин. Н.В. Особенности эмоциональной сферы и аффективные нарушения у детей-сирот / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - №6. - С. 49-52.
37. Говорин, Н.В. Суицидальное поведение: Типология и факторная обусловленность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск : «Иван Федоров», 2008. - С. 5-50.
38. Гррееаа, В.А. Kлиничсскaе и сyдeбнaя пoдpoстковая псиxология / В.А. Гурьева [и др.]. - М. : Генезис, 2001. - 262 с.
39. Гуткевич, Е.В. Семьи детей с психическими расстройствами : социально-экономический, генетико-демографический и превентивный аспекты / Е.В. Гуткевич [и др.].// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 33- 40.
40. Дввы/юико, А.Ф. Организаци. каиннтаа «Тлеефон дверрия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. /
А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю.Н. Щеглова // Суицидология. - 2011. - №4. - С. 48- 49.
41. Дмитриева, 'БО. Cнииaльныe и киниичсские проблемы суицидологи в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий // Вестник Российской АМН. - 2006. - №8. - С. 18-22.
42. Дмитриева, Т.Б. Этнокультуракьная психиатрия / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий. - М. : Медицина, 2003. - 448 с.
43. Дроздовки™ , Ю.В . Роль семййнооо воппиаания при формирующихся расстройствах личности у подростков с нарушениями поведения / Ю.В. Дрoзрввсрйй // Mорпвсрйй ЛСТНИКК врхииттрии и наркологии. - 2002. - №4. - С. 69-72.
44. Зманoвскaя , Е.В . Девинлолоиия (психолоиия oтIKIOняющeрocя поведения) / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
45. Мттафонова, Т.Ю. Диагностика и коррккция детйй и подростков при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / Т.Ю.Матафонова, М.А. Пелешенко // Метод.руководство. Ч. 2, - 2006.
46. Mс)сккиасрo, В.Д. Зврврерс)cта: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М. : ПЕРСЭ, 2004. - 336 с.
47. Мудишс, А.В. Pниикланaя издaрoрскa / А.В. Мудии/. - МЛ. : Издательский центр Академия, 2000. - 200 с.
48. Ооржкк , Л.Н . Проблема пoдpoискoрo суицида а Рс^публика Тыаа. / Л.Н. Ооржак // ВестникТувинского государственного университета. Педагогические науки. Выпуск 4-Кызыл,2012. - С.31-36
49. 11ооожйй. Б.С. Иичгтpaреанaя оделль cрциудкларoрo ОВИДИНИ^ / Б.С. Положий // Российский психиатрический журнал. - 2010. - №4. - С. 27¬31.
50. Б.C.Oрoбнннoити cyиIIидкльнoй ситуцции в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере республики Тыва) / Б.С.
Положий, Л.Ы. Куулар, С.М. Дуктен-оол // Суицидология. - 2014. - № 1. - С. 14.
51. Положий, Б.С. Peинoнaльныe оннHннноиаи paппноcтpaнннноcаи суицидов в Poccяя / Б.С . Положий, М.В . Гладышев // Российский психиатрический журнал. - 2006 .- №1. - С. 38-41.
52. , Б.С . Суицидлтьное поведнние (кгинико- эпидемиологические и этнокультуральные аспекты) / Б.С. Положий. - М. : РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010.
53. Поножий, Б.С. Фaкооpыянножкаи чяциддоаьнанo пнoцссca / Б.С. Положий, Е.А. Панченко // Психическое здоровье. - 2011. - №9. - С. 65-68.
54. Поножий, В.С. т)тIIOчлаlIчл'p|IHl е онoбнIIIIOHти о'анииео'cии факторов риска суицидального поведения у больных шизофренией / Б.С. Положий, Б.С. Смагулов// Российский психиатрический журнал. - 2012. - №1. - С. 41-45.
55. Caнваич , Н.А. Дилпоии не Аидооом иоргее . Cкззнтноpппия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М. : Генезис, 2012 г.
56. Cомннваa,H.Б . Пpедпоcылаи чyицидлаьнoне ПОНДДННИЯ корнингго
населения Республики Тыва / PIP . // ЖСуришг неврологии и психиатрии. - 2010. - № 2. - С. 87-89.
57. Tоpн0аинa, Н.В . Пpaкаичecкoе руководтвоо по пииxолаиии травматического стресса, Ч. 2, Бланки методик / Н.В. Тарабрина. - М. : Когито- Центр, 2007.
58. Цллуйко , В . М . Пиихолоиия нe^Oлaнoпoлyчнoй семьи / В . М . Целуйко. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2006. - 271 с.
59. Шнейдрр , Л.Б . состояния у детей и подростков / Л.Б .
Шнейдер // Школьный психолог. - 2009. - №22.
60. UЯыейдоp, Л.Б . РН6ОЧЯЯ тетрадь по дисциплине Пииxолаиия девиантного и аддиктивного поведения / Шнейдер Л.Б. М. : - 2016. - 90 с.
Российская Академия образования Московский психолого-социальный Университет.
61. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. - М. : Дрофа, 2005. - 254 с.
62. Эрдыниева, К.Г. Суицид как психологический феномен / К.Г. Эрдыниева, В.П. Филиппова. // Фундаментальные исследования. - 2007.- № 12. - С. 304-306.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ