ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ РТ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КЫЗЫЛСКОГО КОЖУУНА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
суицидального поведения среди детей и подростков 7
1.1. Сущность, причины и особенности суицидального поведения у
детей и подростков 7
1.2. Психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей 16
1.3. Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения детей и подростков 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2 . Опыт изучения опыта организации профилактики суицидального поведения детей и подростков 36
2.1 . Характеристика базы исследования 36
2.2. Организация профилактики суицидального поведения детей и подростков на базе ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» 40
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образовательная программа «Несущая свет» Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Результаты тестирований детей 86
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
суицидального поведения среди детей и подростков 7
1.1. Сущность, причины и особенности суицидального поведения у
детей и подростков 7
1.2. Психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей 16
1.3. Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения детей и подростков 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2 . Опыт изучения опыта организации профилактики суицидального поведения детей и подростков 36
2.1 . Характеристика базы исследования 36
2.2. Организация профилактики суицидального поведения детей и подростков на базе ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» 40
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образовательная программа «Несущая свет» Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Результаты тестирований детей 86
Актуальность исследования. Суицидальное поведение подростков в последние годы все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийство несовершеннолетних - многогранная проблема, эта проблема наносит огромный моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу. С 60-х годов ХХ столетия суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой в развитых странах мира. На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Причем все чаще жизнь самоубийством заканчивают дети и подростки. Наибольшая частота суицида наблюдается у подростков и молодежи в возрастном диапазоне 15-20 лет. У этой категории подростков на одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток:. Статистика говорит о том, что причиной трагедии служат неуверенность в себе, конфликты с родителями и неразделенная любовь. Было установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это «крик о помощи». По российской статистике наиболее неблагоприятным регионом по суицидальной активности детей и подростков является Республика Тыва, в которой показатель суицидов составил 15,6 случаев среди детей и 120,6 случаев среди подростков на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы. Установлено, что столь неблагополучная суицидальная ситуация связана с комплексом климато-географических, социально-экономических и этнокультуральных факторов, особенностей организации системы здравоохранения[50;14]. Все вышесказанное свидетельствует о крайней актуальности проблем, связанных с выявлением детей и подростков с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения среди них.
Степень изученности проблемы.В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств». Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К. Крупская, Б.О. Рович, А.Г. Трахтенберг, М.Я. Феноменов, В.Г. Хлопин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И. Гордон, И.П. Островский, В.К. Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н. Острогорский).
Важными являются идеи педагога А.В. Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А. Сикорского, педагога А.Н. Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики создано не было.
Известно, что факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу.
В лаборатории генетики Тувинского государственного университета, ведутся совместные исследования по выявлению факторов, определяющих уровень тревожности и склонности к депрессии у тувинцев, при помощи таких методов, как генотипирование и функциональное картирование головного мозга [50; 14].
Цель исследования: изучить опыт профилактики суицидального поведения детей и подростков в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Объект исследования: суицидальное поведение.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения детей и подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, выявить причины и особенности суицидального поведения детей и подростков;
2. Рассмотреть психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей;
3. Изучить психолого-педагогическую профилактику суицидального поведения детей и подростков;
4. Исследовать опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Методологической основой исследования явились научные представления о проблеме суицида и профилактике суицидального поведения, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: А.Г.Амбрумовой, Е.А.Личко,Л.Я.Жулова, А.Савостьянова, В.Т.Кондрашенко, В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф.Дементьева.
Методы исследования: теоретические - анализ психологической, социально-педагогической литературы; эмпирические-анализ документации, изучение опыта.
База исследования.Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна», отделения временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ополченных данных ддл организации психолого - педагогической профилактики суицидального поведения подростков педагогами-психологами, практикующими психологами в образовательных учреждениях, коррекционно-развивающих центрах..
Структура выпускной квалификационной работы!. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической профилактики суицидального поведения детей и подростков. Во второй главе представлено описание базы исследования и опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
Степень изученности проблемы.В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже Х1Х-ХХ веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств». Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К. Крупская, Б.О. Рович, А.Г. Трахтенберг, М.Я. Феноменов, В.Г. Хлопин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И. Гордон, И.П. Островский, В.К. Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н. Острогорский).
Важными являются идеи педагога А.В. Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А. Сикорского, педагога А.Н. Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики создано не было.
Известно, что факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу.
В лаборатории генетики Тувинского государственного университета, ведутся совместные исследования по выявлению факторов, определяющих уровень тревожности и склонности к депрессии у тувинцев, при помощи таких методов, как генотипирование и функциональное картирование головного мозга [50; 14].
Цель исследования: изучить опыт профилактики суицидального поведения детей и подростков в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Объект исследования: суицидальное поведение.
Предмет исследования: профилактика суицидального поведения детей и подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, выявить причины и особенности суицидального поведения детей и подростков;
2. Рассмотреть психологические особенности детей и подростков из неблагополучных семей;
3. Изучить психолого-педагогическую профилактику суицидального поведения детей и подростков;
4. Исследовать опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна».
Методологической основой исследования явились научные представления о проблеме суицида и профилактике суицидального поведения, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: А.Г.Амбрумовой, Е.А.Личко,Л.Я.Жулова, А.Савостьянова, В.Т.Кондрашенко, В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф.Дементьева.
Методы исследования: теоретические - анализ психологической, социально-педагогической литературы; эмпирические-анализ документации, изучение опыта.
База исследования.Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна», отделения временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ополченных данных ддл организации психолого - педагогической профилактики суицидального поведения подростков педагогами-психологами, практикующими психологами в образовательных учреждениях, коррекционно-развивающих центрах..
Структура выпускной квалификационной работы!. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы педагогической профилактики суицидального поведения детей и подростков. Во второй главе представлено описание базы исследования и опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
В современной науке суицидальное поведение понимается чаще всего как, поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю степень в ряду взаимопереходящих форм саморазрушающего поведения.
Основными причинами суицидального поведения детей и подростков являются межличностные и внутрисемейные конфликты. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
В подростковом возрасте наблюдается несколько иная картина суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.
Подростки и дети из неблагополучных семей обладают следующими основными психологическими особенностями: как повышенная тревожность, агрессивность по отношению к окружающим, а часто и к себе, заниженная или низкая самооценка, высокие требования к себе и окружающим.
Попытка суицида воспитанника Центра социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна, подтверждает, что с поступившими детьми и подростками необходимо вести работу по профилактике суицида с первых же минут пребывания.
Изучив опыт организации профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что необходимо оказывать своевременную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Для профилактики суицида в отделении временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних реализуется программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва «Несущая свет» (Приложение 1).
При реализации программы, одной из наиболее эффективных и перспективных форм работы с детьми и подростками является работа группы само - и взаимопомощи, которая позволяет привлечь подростков, из социально неблагополучных семей к различным видам деятельности, способствующих развитию личности подростка.
В заключении хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, поставленные задачи были выполнены. Гипотеза исследования о том, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения получила частичное подтверждение.
Основными причинами суицидального поведения детей и подростков являются межличностные и внутрисемейные конфликты. Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.
В подростковом возрасте наблюдается несколько иная картина суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.
Подростки и дети из неблагополучных семей обладают следующими основными психологическими особенностями: как повышенная тревожность, агрессивность по отношению к окружающим, а часто и к себе, заниженная или низкая самооценка, высокие требования к себе и окружающим.
Попытка суицида воспитанника Центра социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна, подтверждает, что с поступившими детьми и подростками необходимо вести работу по профилактике суицида с первых же минут пребывания.
Изучив опыт организации профилактики суицидального поведения можно сделать вывод, что необходимо оказывать своевременную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Для профилактики суицида в отделении временного проживания и дневного пребывания несовершеннолетних реализуется программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва «Несущая свет» (Приложение 1).
При реализации программы, одной из наиболее эффективных и перспективных форм работы с детьми и подростками является работа группы само - и взаимопомощи, которая позволяет привлечь подростков, из социально неблагополучных семей к различным видам деятельности, способствующих развитию личности подростка.
В заключении хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, поставленные задачи были выполнены. Гипотеза исследования о том, что профилактика суицидального поведения среди детей и подростков будет эффективной, если проводить целенаправленно и комплексно психологическую диагностику, индивидуальные консультации, информировать детей и их родителей о Телефоне доверия, проводить занятия по повышению жизнестойкости, т.е. вести целенаправленную психолого-педагогическую работу по профилактике суицидального поведения получила частичное подтверждение.
1. Абросимова, М.Ю . Медико-стаиисиические особнныосии смертности молодежи в Респ. Татарстан / М.Ю. Абросимова. // Казанский медицинский журнал. - 2005. - №1. - С. 69-71.
2. Агарков, А.А. Особенности адаптации дeтeй-c^■рфс!' с психическими нарушениями / А.А. Агарков [и др.]. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №2. - С. 41-45.
3. Агафнивв, С.К. Анализ динамики суицидов в Ростовской области за период 1993-2003 гг. / С.К. Агафонов // Материалы XIV съезда психиатров России. - М. : 2005. - С. 34.
4. Адамова, Л.И. Профилактика суицидального поведения / Л.И. Адамова. - М. :Эксмо, 2009.
5. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский // М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 5-13.
6. Алфимова, М.В. Эмоциональная реактивность при депрессивных расстройствах: (аналитический обзор) / М.В. Алфимова, Т.С. Мельникова // Российский психиатрический журнал. - 2012.и - № 2. - С. 30-38 .
7. Аыюшина, А.О . Ocoбониocви проявлений тревожшоети и депрессивностив связи с [фу^итeл неким отношением у подростков, совершивших попытку суицида / А.О. Алюшина, Е.Е. Ромицина// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - №4. - С. 27-30.
8. Амбрумова, А.Г . Суицид как феномен социально¬психологической дезадаптацииличности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи: труды Московского НИИ психиатрии. - М. : - 1988. - С. 6-28.
9. Бадьина, Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Н.П. Бадьина. ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2011.- 107 с.
10. Барденштейн, Л.М. Патологическая агрессия подростков / Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. - М. : ИД Медпрактика-М, - 2005. -260 с.
11. Батаршев, А.В., Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
12. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.М. Шафирова, Е.В. Свистунова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 332 с.
13. Бисисиев, Р.В. Суицидальное поведение в семьях больных алкогольной зависимостью / Р.В. Бисисиев, Т.Н. Дудко, В.С. Кальной. - Астрахань : ГОУ ВПО АРМА Росздрава, 2010. - 118 с.
14. Борозинец, Л.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Н.М. Борозинец [и др.]. - Ставрополь, 2003. - 98 с.
15. Бруг, А.В . Аддиктивное суицидальное поведнние подростков/ А.В. Бруг, Ю.В. Попов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - №1. - С. 23-25.
16. ]арйл■б^'r[лврь Е.В . Психолоиическдя помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Метод. рекомендации для специалистов системы образования / Е.В Бурмистрова . - М. : МГНПУ, 2006.- 78 с.
17. Ваинн, Ю.Р. Aлкттлниaя окловлбгть / Ю.Р. Иаинн Ч/ Лемм ь :ПРИЛИТ, 2001. - 292 с.
18. Вллиахметов , Р.М . Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов, Р.Р. Мухамадиева, Г.Ф. Хилижева // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2010. - № 1. - С. 65-89.
19. Иалинн, С.В. Acпокты алцидлтлoимчсолу й лслoщи в психиатрическом стационаре / С.В. Ваулин // Вестник новых медицинских технологий. -2011. - №3.- С. 296-301.
20. Ваулин, С.В. Терапия суицидального поведения / С.В. Ваулин // Врач. - 2011. - №14. - С. 72-74.
21. Ващенко, В.В. Особенности психических нарушений у суицидентов / В.В. Ващенко // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - №2. - С. 92-93.
22. Власов, В.В. Эпидемиология: учеб.пособие для вузов / В.В. Власов. - М. :Издат. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004. - 464 с.
23. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология / В.Ф. Войцех. - М. :Микюш, 2008.
24. Войцех, В.Ф. Суицидология / В.Ф. Войцех. - М. Микюш, 2008. -
280 с.
25. Войцех, В.Ф. Что мы знаем о суициде / В.Ф. Войцех; под ред. профессора В.С. Ястребова. - М. : 2007. - 20 с.
26. Волошин, В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство / В.М. Волошин. - М. :Анахарсис, 2005. - 200 с.
27. Ворсина, О.П. Клинические, социальные и этнокультуртньные особенности суицидального поведения населения Иркутской области : дис. ... докт. мед.наук : защищена 14.04.12 / В.О. Петровна. - Томск, 2012. - 48 с.
28. Ворсина, О.П. Психологические характеристики суицидентов, госпитализированных в психиатрический стационар / О.П. Ворсина, Н.П. Баркова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 50-54.
29. Ворсина, О.П. Распространенность завершенных суицидов детей и подростков Иркутской области за 1991-2009 гг. Актуальные проблемы суицидологи / О.П. Ворсина // Материалы межрегиональной научно-практ. конф. Иркутск, 2012. - С. 29-40.
30. Гаймоленко, А.С. Алкогольный фактор в криминальной агрессии и аутоагрессии : дис. ... канд. мед.наук : защищена 18.02.2008 : 14.06.45 / Гаймоленко Артем Сергеевич. Томск, 2008. - 234 с.
31. Гййсина, Д.А. Гниетичскиие фккооры рикка суицидалнного поведения / Д.А . Гайсина, 3.JI . Халилова. Э.К . Хуснутдинова// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2008. - Т. 108(1). - С. 87-91.
32. Гладышвв, М_В . Cyицидллннче поеденние бллнных с психическими расстройствами / М.В. Гладышев, Б.С. Положий // Материалы XIV съезда психиатров России. - 2005. - С. 437.
33. Говорин, Н.В. Атлас психического здоровья населения Забайкальского края / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 132 с.
34. Говорин, Н.В. Алкогольная смертность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск , 2012. - 184 с.
35. Говорин. Н.В. V^ч';uптнйкaя(каlиниaч'йкaя) психология : метод.рекомендации / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Областная типография, 2006. - 52 с.
36. Говорин. Н.В. Особенности эмоциональной сферы и аффективные нарушения у детей-сирот / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - №6. - С. 49-52.
37. Говорин, Н.В. Суицидальное поведение: Типология и факторная обусловленность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск : «Иван Федоров», 2008. - С. 5-50.
38. Гррееаа, В.А. Kлиничсскaе и сyдeбнaя пoдpoстковая псиxология / В.А. Гурьева [и др.]. - М. : Генезис, 2001. - 262 с.
39. Гуткевич, Е.В. Семьи детей с психическими расстройствами : социально-экономический, генетико-демографический и превентивный аспекты / Е.В. Гуткевич [и др.].// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 33- 40.
40. Дввы/юико, А.Ф. Организаци. каиннтаа «Тлеефон дверрия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. /
А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю.Н. Щеглова // Суицидология. - 2011. - №4. - С. 48- 49.
41. Дмитриева, 'БО. Cнииaльныe и киниичсские проблемы суицидологи в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий // Вестник Российской АМН. - 2006. - №8. - С. 18-22.
42. Дмитриева, Т.Б. Этнокультуракьная психиатрия / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий. - М. : Медицина, 2003. - 448 с.
43. Дроздовки™ , Ю.В . Роль семййнооо воппиаания при формирующихся расстройствах личности у подростков с нарушениями поведения / Ю.В. Дрoзрввсрйй // Mорпвсрйй ЛСТНИКК врхииттрии и наркологии. - 2002. - №4. - С. 69-72.
44. Зманoвскaя , Е.В . Девинлолоиия (психолоиия oтIKIOняющeрocя поведения) / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
45. Мттафонова, Т.Ю. Диагностика и коррккция детйй и подростков при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / Т.Ю.Матафонова, М.А. Пелешенко // Метод.руководство. Ч. 2, - 2006.
46. Mс)сккиасрo, В.Д. Зврврерс)cта: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М. : ПЕРСЭ, 2004. - 336 с.
47. Мудишс, А.В. Pниикланaя издaрoрскa / А.В. Мудии/. - МЛ. : Издательский центр Академия, 2000. - 200 с.
48. Ооржкк , Л.Н . Проблема пoдpoискoрo суицида а Рс^публика Тыаа. / Л.Н. Ооржак // ВестникТувинского государственного университета. Педагогические науки. Выпуск 4-Кызыл,2012. - С.31-36
49. 11ооожйй. Б.С. Иичгтpaреанaя оделль cрциудкларoрo ОВИДИНИ^ / Б.С. Положий // Российский психиатрический журнал. - 2010. - №4. - С. 27¬31.
50. Б.C.Oрoбнннoити cyиIIидкльнoй ситуцции в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере республики Тыва) / Б.С.
Положий, Л.Ы. Куулар, С.М. Дуктен-оол // Суицидология. - 2014. - № 1. - С. 14.
51. Положий, Б.С. Peинoнaльныe оннHннноиаи paппноcтpaнннноcаи суицидов в Poccяя / Б.С . Положий, М.В . Гладышев // Российский психиатрический журнал. - 2006 .- №1. - С. 38-41.
52. , Б.С . Суицидлтьное поведнние (кгинико- эпидемиологические и этнокультуральные аспекты) / Б.С. Положий. - М. : РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010.
53. Поножий, Б.С. Фaкооpыянножкаи чяциддоаьнанo пнoцссca / Б.С. Положий, Е.А. Панченко // Психическое здоровье. - 2011. - №9. - С. 65-68.
54. Поножий, В.С. т)тIIOчлаlIчл'p|IHl е онoбнIIIIOHти о'анииео'cии факторов риска суицидального поведения у больных шизофренией / Б.С. Положий, Б.С. Смагулов// Российский психиатрический журнал. - 2012. - №1. - С. 41-45.
55. Caнваич , Н.А. Дилпоии не Аидооом иоргее . Cкззнтноpппия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М. : Генезис, 2012 г.
56. Cомннваa,H.Б . Пpедпоcылаи чyицидлаьнoне ПОНДДННИЯ корнингго
населения Республики Тыва / PIP . // ЖСуришг неврологии и психиатрии. - 2010. - № 2. - С. 87-89.
57. Tоpн0аинa, Н.В . Пpaкаичecкoе руководтвоо по пииxолаиии травматического стресса, Ч. 2, Бланки методик / Н.В. Тарабрина. - М. : Когито- Центр, 2007.
58. Цллуйко , В . М . Пиихолоиия нe^Oлaнoпoлyчнoй семьи / В . М . Целуйко. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2006. - 271 с.
59. Шнейдрр , Л.Б . состояния у детей и подростков / Л.Б .
Шнейдер // Школьный психолог. - 2009. - №22.
60. UЯыейдоp, Л.Б . РН6ОЧЯЯ тетрадь по дисциплине Пииxолаиия девиантного и аддиктивного поведения / Шнейдер Л.Б. М. : - 2016. - 90 с.
Российская Академия образования Московский психолого-социальный Университет.
61. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. - М. : Дрофа, 2005. - 254 с.
62. Эрдыниева, К.Г. Суицид как психологический феномен / К.Г. Эрдыниева, В.П. Филиппова. // Фундаментальные исследования. - 2007.- № 12. - С. 304-306.
2. Агарков, А.А. Особенности адаптации дeтeй-c^■рфс!' с психическими нарушениями / А.А. Агарков [и др.]. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №2. - С. 41-45.
3. Агафнивв, С.К. Анализ динамики суицидов в Ростовской области за период 1993-2003 гг. / С.К. Агафонов // Материалы XIV съезда психиатров России. - М. : 2005. - С. 34.
4. Адамова, Л.И. Профилактика суицидального поведения / Л.И. Адамова. - М. :Эксмо, 2009.
5. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский // М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 5-13.
6. Алфимова, М.В. Эмоциональная реактивность при депрессивных расстройствах: (аналитический обзор) / М.В. Алфимова, Т.С. Мельникова // Российский психиатрический журнал. - 2012.и - № 2. - С. 30-38 .
7. Аыюшина, А.О . Ocoбониocви проявлений тревожшоети и депрессивностив связи с [фу^итeл неким отношением у подростков, совершивших попытку суицида / А.О. Алюшина, Е.Е. Ромицина// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2005. - №4. - С. 27-30.
8. Амбрумова, А.Г . Суицид как феномен социально¬психологической дезадаптацииличности / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко // Актуальные проблемы суицидологи: труды Московского НИИ психиатрии. - М. : - 1988. - С. 6-28.
9. Бадьина, Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Н.П. Бадьина. ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2011.- 107 с.
10. Барденштейн, Л.М. Патологическая агрессия подростков / Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. - М. : ИД Медпрактика-М, - 2005. -260 с.
11. Батаршев, А.В., Диагностика темперамента и характера / А.В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. - 368 с.
12. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.М. Шафирова, Е.В. Свистунова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 332 с.
13. Бисисиев, Р.В. Суицидальное поведение в семьях больных алкогольной зависимостью / Р.В. Бисисиев, Т.Н. Дудко, В.С. Кальной. - Астрахань : ГОУ ВПО АРМА Росздрава, 2010. - 118 с.
14. Борозинец, Л.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Н.М. Борозинец [и др.]. - Ставрополь, 2003. - 98 с.
15. Бруг, А.В . Аддиктивное суицидальное поведнние подростков/ А.В. Бруг, Ю.В. Попов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - №1. - С. 23-25.
16. ]арйл■б^'r[лврь Е.В . Психолоиическдя помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Метод. рекомендации для специалистов системы образования / Е.В Бурмистрова . - М. : МГНПУ, 2006.- 78 с.
17. Ваинн, Ю.Р. Aлкттлниaя окловлбгть / Ю.Р. Иаинн Ч/ Лемм ь :ПРИЛИТ, 2001. - 292 с.
18. Вллиахметов , Р.М . Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов, Р.Р. Мухамадиева, Г.Ф. Хилижева // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2010. - № 1. - С. 65-89.
19. Иалинн, С.В. Acпокты алцидлтлoимчсолу й лслoщи в психиатрическом стационаре / С.В. Ваулин // Вестник новых медицинских технологий. -2011. - №3.- С. 296-301.
20. Ваулин, С.В. Терапия суицидального поведения / С.В. Ваулин // Врач. - 2011. - №14. - С. 72-74.
21. Ващенко, В.В. Особенности психических нарушений у суицидентов / В.В. Ващенко // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - №2. - С. 92-93.
22. Власов, В.В. Эпидемиология: учеб.пособие для вузов / В.В. Власов. - М. :Издат. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004. - 464 с.
23. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология / В.Ф. Войцех. - М. :Микюш, 2008.
24. Войцех, В.Ф. Суицидология / В.Ф. Войцех. - М. Микюш, 2008. -
280 с.
25. Войцех, В.Ф. Что мы знаем о суициде / В.Ф. Войцех; под ред. профессора В.С. Ястребова. - М. : 2007. - 20 с.
26. Волошин, В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство / В.М. Волошин. - М. :Анахарсис, 2005. - 200 с.
27. Ворсина, О.П. Клинические, социальные и этнокультуртньные особенности суицидального поведения населения Иркутской области : дис. ... докт. мед.наук : защищена 14.04.12 / В.О. Петровна. - Томск, 2012. - 48 с.
28. Ворсина, О.П. Психологические характеристики суицидентов, госпитализированных в психиатрический стационар / О.П. Ворсина, Н.П. Баркова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 50-54.
29. Ворсина, О.П. Распространенность завершенных суицидов детей и подростков Иркутской области за 1991-2009 гг. Актуальные проблемы суицидологи / О.П. Ворсина // Материалы межрегиональной научно-практ. конф. Иркутск, 2012. - С. 29-40.
30. Гаймоленко, А.С. Алкогольный фактор в криминальной агрессии и аутоагрессии : дис. ... канд. мед.наук : защищена 18.02.2008 : 14.06.45 / Гаймоленко Артем Сергеевич. Томск, 2008. - 234 с.
31. Гййсина, Д.А. Гниетичскиие фккооры рикка суицидалнного поведения / Д.А . Гайсина, 3.JI . Халилова. Э.К . Хуснутдинова// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2008. - Т. 108(1). - С. 87-91.
32. Гладышвв, М_В . Cyицидллннче поеденние бллнных с психическими расстройствами / М.В. Гладышев, Б.С. Положий // Материалы XIV съезда психиатров России. - 2005. - С. 437.
33. Говорин, Н.В. Атлас психического здоровья населения Забайкальского края / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 132 с.
34. Говорин, Н.В. Алкогольная смертность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск , 2012. - 184 с.
35. Говорин. Н.В. V^ч';uптнйкaя(каlиниaч'йкaя) психология : метод.рекомендации / Н.В. Говорин [и др.]. - Чита : Областная типография, 2006. - 52 с.
36. Говорин. Н.В. Особенности эмоциональной сферы и аффективные нарушения у детей-сирот / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, В.В. Ахметова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2009. - №6. - С. 49-52.
37. Говорин, Н.В. Суицидальное поведение: Типология и факторная обусловленность / Н.В. Говорин, А.В. Сахаров. - Томск : «Иван Федоров», 2008. - С. 5-50.
38. Гррееаа, В.А. Kлиничсскaе и сyдeбнaя пoдpoстковая псиxология / В.А. Гурьева [и др.]. - М. : Генезис, 2001. - 262 с.
39. Гуткевич, Е.В. Семьи детей с психическими расстройствами : социально-экономический, генетико-демографический и превентивный аспекты / Е.В. Гуткевич [и др.].// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - №1. - С. 33- 40.
40. Дввы/юико, А.Ф. Организаци. каиннтаа «Тлеефон дверрия» в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1. /
А.Ф. Давыденко, Н.Б. Семенова, Ю.Н. Щеглова // Суицидология. - 2011. - №4. - С. 48- 49.
41. Дмитриева, 'БО. Cнииaльныe и киниичсские проблемы суицидологи в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий // Вестник Российской АМН. - 2006. - №8. - С. 18-22.
42. Дмитриева, Т.Б. Этнокультуракьная психиатрия / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий. - М. : Медицина, 2003. - 448 с.
43. Дроздовки™ , Ю.В . Роль семййнооо воппиаания при формирующихся расстройствах личности у подростков с нарушениями поведения / Ю.В. Дрoзрввсрйй // Mорпвсрйй ЛСТНИКК врхииттрии и наркологии. - 2002. - №4. - С. 69-72.
44. Зманoвскaя , Е.В . Девинлолоиия (психолоиия oтIKIOняющeрocя поведения) / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
45. Мттафонова, Т.Ю. Диагностика и коррккция детйй и подростков при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / Т.Ю.Матафонова, М.А. Пелешенко // Метод.руководство. Ч. 2, - 2006.
46. Mс)сккиасрo, В.Д. Зврврерс)cта: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. - М. : ПЕРСЭ, 2004. - 336 с.
47. Мудишс, А.В. Pниикланaя издaрoрскa / А.В. Мудии/. - МЛ. : Издательский центр Академия, 2000. - 200 с.
48. Ооржкк , Л.Н . Проблема пoдpoискoрo суицида а Рс^публика Тыаа. / Л.Н. Ооржак // ВестникТувинского государственного университета. Педагогические науки. Выпуск 4-Кызыл,2012. - С.31-36
49. 11ооожйй. Б.С. Иичгтpaреанaя оделль cрциудкларoрo ОВИДИНИ^ / Б.С. Положий // Российский психиатрический журнал. - 2010. - №4. - С. 27¬31.
50. Б.C.Oрoбнннoити cyиIIидкльнoй ситуцции в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере республики Тыва) / Б.С.
Положий, Л.Ы. Куулар, С.М. Дуктен-оол // Суицидология. - 2014. - № 1. - С. 14.
51. Положий, Б.С. Peинoнaльныe оннHннноиаи paппноcтpaнннноcаи суицидов в Poccяя / Б.С . Положий, М.В . Гладышев // Российский психиатрический журнал. - 2006 .- №1. - С. 38-41.
52. , Б.С . Суицидлтьное поведнние (кгинико- эпидемиологические и этнокультуральные аспекты) / Б.С. Положий. - М. : РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010.
53. Поножий, Б.С. Фaкооpыянножкаи чяциддоаьнанo пнoцссca / Б.С. Положий, Е.А. Панченко // Психическое здоровье. - 2011. - №9. - С. 65-68.
54. Поножий, В.С. т)тIIOчлаlIчл'p|IHl е онoбнIIIIOHти о'анииео'cии факторов риска суицидального поведения у больных шизофренией / Б.С. Положий, Б.С. Смагулов// Российский психиатрический журнал. - 2012. - №1. - С. 41-45.
55. Caнваич , Н.А. Дилпоии не Аидооом иоргее . Cкззнтноpппия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М. : Генезис, 2012 г.
56. Cомннваa,H.Б . Пpедпоcылаи чyицидлаьнoне ПОНДДННИЯ корнингго
населения Республики Тыва / PIP . // ЖСуришг неврологии и психиатрии. - 2010. - № 2. - С. 87-89.
57. Tоpн0аинa, Н.В . Пpaкаичecкoе руководтвоо по пииxолаиии травматического стресса, Ч. 2, Бланки методик / Н.В. Тарабрина. - М. : Когито- Центр, 2007.
58. Цллуйко , В . М . Пиихолоиия нe^Oлaнoпoлyчнoй семьи / В . М . Целуйко. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2006. - 271 с.
59. Шнейдрр , Л.Б . состояния у детей и подростков / Л.Б .
Шнейдер // Школьный психолог. - 2009. - №22.
60. UЯыейдоp, Л.Б . РН6ОЧЯЯ тетрадь по дисциплине Пииxолаиия девиантного и аддиктивного поведения / Шнейдер Л.Б. М. : - 2016. - 90 с.
Российская Академия образования Московский психолого-социальный Университет.
61. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. - М. : Дрофа, 2005. - 254 с.
62. Эрдыниева, К.Г. Суицид как психологический феномен / К.Г. Эрдыниева, В.П. Филиппова. // Фундаментальные исследования. - 2007.- № 12. - С. 304-306.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (152561)
- Бакалаврская работа (38868)
- Диссертация (978)
- Магистерская диссертация (22489)
- Дипломные работы, ВКР (62279)
- Главы к дипломным работам (2139)
- Курсовые работы (10693)
- Контрольные работы (6269)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1488)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы