Введение 3
Глава 1. Этапы заселения и освоения территории Красноярского края
1.1. Колонизация Приенисейской Сибири до 1917 г 5
1.2. Советский период в развитии и заселении Красноярского края 11
1.3. Развитие экономики и населения в период реформ 13
Глава 2. Современная география этнического и конфессионального состава населения Красноярского края
2.1. Этнический и конфессиональный состав населения Красноярского
края до 1917г 16
2.2. Формирование этнического и конфессионального состава населения
Красноярского края в советский период (1917-1991 гг.) 18
2.3. Современный этнический и конфессиональный состав населения
Красноярского края 22
Глава 3. Изучение этно-конфессионального состава населения Красноярского края на школьных мероприятиях по географии
3. Г ФГОС среднего полного образования об изучении населения 28
3.2. Разработка школьного вечера о Красноярском
крае 37
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
Актуальность темы определяется многонациональным и многоконфессиональным составом населения Красноярского края. По данным переписи населения 2010 г. на территории Красноярского края проживают представители 137 народов. Распад СССР и вызванные этим внутренние и внешние миграции привели к росту сложности этнического и конфессионального состава населения России и Красноярского края. В этих условиях важно стремиться к сохранению дружественных и партнёрских отношений между всеми этносами, проживающими на Красноярской земле.
В соответствии с утверждением «Чем больше узнаешь о другом народе, тем меньше поводов для недоверия» следует изучать этноконфессиональный состав населения Красноярского края и на научном уровне, и в популярно-просветительской литературе, и в школе.
Цель: показать особенности этнического и конфессионального состава населения Красноярского края.
Задачи исследования:
1. выявить факторы и этапы формирования этноконфессионального состава населения Красноярского края;
2. исследовать современные особенности и структуру этноконфессионального состава населения Красноярского края.
3. разработать географический вечер о Красноярском крае
Объект исследования - население Красноярского края...
В настоящее время под воздействием процессов глобализации во всём мире усиливаются процессы миграции, вызванные, главным образом, экономическими причинами. Общее количество мигрантов в мире превысило 200 млн. чел., а Россия по количеству мигрантов занимает второе место в мире после США -12 млн. чел.
Подобные активные миграционные процессы отражаются на этнической и конфессиональной структуре населения любой страны и региона, в том числе и на населении Красноярского края.
Миграцию можно рассматривать как решающий фактор в формировании этнического и конфессионального состава населения на всех этапах исторического развития Приенисейского региона, в частности период первоначального освоения и заселения русскими территории Приенисейской Сибири, торгово-горнопромышленный (трактовый), период крестьянской колонизации; в советскую эпоху - период формирования отраслей специализации Красноярского края в 60-80-е годы XX века.
К изменениям конфессионального и этнического состава в Красноярском крае привели политические и экономические изменения пореформенного периода - развал СССР, глубокие социально-экономические реформы, военные действия на территории некоторых республик бывшего СССР, падение жизненного уровня в окраинных республиках и др. Главные пути изменения этнического состава населения края - эмиграция, иммиграция, ассимиляционные процессы.
В результате этих явлений этнический и конфессиональный состав населения Красноярского края претерпел значительные изменения.
В настоящее время доля русского населения составляет в населении Красноярского края 89%. Считается, что масса иммигрантов в 10—20 % от общей численности принимающего сообщества создаёт ощущение угрозы для местных жителей. В связи с этим изучение населения с точки зрения этнического и конфессионального состава необходимо как с научной, так и с практической точки зрения.
Несмотря на многонациональный и пёстрый этноконфессиональный состав населения Красноярского края, в крае благодаря работе администрации края и г. Красноярска в области культуры и просвещения, общественных национальных организаций, самоуправляющихся национальных сообществ и др. национальная проблема не является самой острой и главной на фоне других проблем, переживаемых нашим обществом сейчас.
Работу над устранением проблем межнационального общения следует начинать ещё в школе. Разработанный географический вечер по Красноярского краю как форма внеклассной краеведческой работы ведет к этнизации содержания образования и воспитания и учету национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории региона.
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990.
2. Баранцева Н. А. Переселение в Енисейскую губернию во второй половине XIX в,- начале XX века: этносоциальные и демографические аспекты.// Вестник Челябинского государственного университета. 2009, №38, с. 33-40.
3. Безъязыков Л.В. Красноярск изначальный.- Красноярск, 1978.
4. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. - Новосибирск, 1981,
5. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
6. Душина И. В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
7. Енисейский энциклопедический словарь/ под ред. Н. И Дроздов, В. С Боровец. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1998.
8. История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах) / гл. ред. А.П. Окладников . —Л: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. Т.2.
9. История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах) / гл. ред. А.П. Окладников . —Л: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. Т.З.
10. Красноярье: пять веков истории: Ч. 1 / рук. Н.И. Дроздов. - Красноярск: Платина, 2005.
11 .Лысенко Ю. Ф. Социально-экономическая география Красноярского края. - Красноярск : Универе, 1998.
12. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. / Под ред. И.В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007.
13. Мето дика обучения географии в школе /Под ред. Панчешниковой Л.М.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
14. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43.
15. Практикум по методике обучения географии / Сухоруков В.Д., Финаров Д.П. и др.- М.: Издательский центр "Академия", 2010...31