Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИЙ XX ВЕКА НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ.

Работа №157644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Визуальный образ как исторический текст
1.1. Подходы к визуальной подаче материала в историческом
образовании 14
1.2. Методика использования визуальных источников на уроках
истории 28
Глава II. Возможности современных российских школьных учебников в создании и использовании визуальных образов революций
2.1. Визуализация революций ХХ века в школьных учебниках отечественной
истории 37
2.2. Визуализация революций ХХ века в школьных учебниках по
новейшей истории 59
2.3. Методические рекомендации по изучению революций ХХ века с
использованием визуальных источников 73
Заключение 81
Список используемой литературы 85
Приложения 91

Актуальность работы
Современная российская школа переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые образовательные цели и планируемые результаты. Так, значимым компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на формирование у учащихся умения самостоятельной информационно-познавательной деятельности. Наглядные средства обучения традиционно использовались в учебном процессе. Однако в современных условиях меняется область применения наглядности, трансформируется ее роль при изучении истории, расширяются технические возможности ее использования.
В науке изменилось само отношение к визуальным источникам. Так, в современной историографии наметился отход от господства письменного текста, все чаще историки обращают внимание на источники визуального характера, такие как фотоматериалы, карикатуры, изображения, фильмы, всевозможные памятники и культурные объекты. Исторические труды все чаще сопровождаются иллюстрациями, которые являются неотъемлемой частью аргументации, часто наравне с письменными текстами. Это явление получило название «визуальный поворот» («pictorial turn» - термин, введенный американским критиком У. Митчеллом)..
Аналогично, текст не единственный компонент школьного учебника, находящийся на вооружении школьного учителя. Визуальный образ тоже текст, смысловой, который несет на себе определенную нагрузку (информационную и культурную). В современном образовательном процессе все большее значение получает визуализация информации. С ее помощью можно представить учебный материал компактно, привлекательно, в более
1 Соколов А.Б. Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот в современной западной историографии [Текст] /Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия : сб. ст. / [редкол.: И. В. Нарский и др.].— Челябинск : Каменный пояс, 2008. С. 9.
доступной форме. Под визуализацией понимается «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий»1.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования2 в качестве одной из задач изучения истории в школе ставится задача развития у учащихся способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего. Историко-культурный стандарт предписывает школьному учебнику новую роль «навигатора» в стремительно растущем информационном пространстве.3 Подчеркивается важность включения в состав учебника исторических источников, раскрывающих суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Подтверждением распространения визуализации в преподавании истории служат и появившиеся в последние годы в ЕГЭ задания, где необходимо продемонстрировать умение работать с визуальной информацией (задания по карте (13-16), блок заданий по культуре (17-19)).
Таким образом, построение процесса обучения на основе системно­деятельностного подхода актуализирует новые функции средств изобразительной наглядности в достижении планируемых результатов обучения. Но не всякое изображение соответствует задачам обучения и воспитания, поэтому актуальными становятся методически обоснованные критерии отбора изобразительных средств в качестве оптимальных при изучении конкретных тем на уроке. В связи с этим целью данного исследования является анализ содержащихся в школьных учебниках визуальных образов с точки зрения их функциональности на примере революций ХХ века. Тема революций выбрана не случайно и является одной из самых сложных и знаковых в школьном курсе истории.
Объектом исследования выступают современные учебники истории периода 1991-2016 гг.
Предметом исследования являются визуальные образы революций ХХ века на страницах школьных учебников, а конкретно изобразительные наглядные средства (фотографии, плакаты, карикатуры, историческая живопись) и условно-графические (карты, схемы, графики, диаграммы, таблицы).
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1.1. Проанализировать классические и современные представления о школьном учебнике и визуальной подаче информации, для определения требований к визуализации учебного текста.
1.2. Проанализировать иллюстративный материал, позволяющий визуализировать представления о революциях ХХ в. в школьных учебниках по зарубежной и отечественной истории на предмет соответствия требованиям современных стандартов образования.
1.3. Разработать практические рекомендации по изучению революций ХХ века в виде блока заданий с использованием визуальных источников.
Хронологические рамки. Хронологические рамки исследования определены сравнительно небольшим периодом 1991-2016гг. Так как это период современности, он ознаменовался появлением школьных учебников истории нового поколения, отказом от моноучебника, появлением возможности выбора альтернативных учебников, учебных пособий.
Степень изученности. Тема конкретно визуализации революций на страницах школьных учебников малоизучена. В целом же значение наглядных средств в преподавании истории в школе давно получило научно­теоретическое и научно-практическое обоснование. В современных вузовских учебниках по методике преподавания истории в школе теме наглядности на уроках и способам ее применения, как правило, уделяют особый раздел, который включает как подробную классификацию наглядных средств, так и методику их использования на уроке. Так, в учебнике для студентов вузов Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой выделены виды наглядности, а также авторы разработали многоуровневый анализ произведений исторической живописи как исторического источника, который включает в себя атрибуцию источника, историко-логический, аксиологический, критический и праксиологический уровни.4 М. В. Короткова и М. Т. Студеникин в своем пособии «Методика преподавания истории в школе»5 приводят классификацию видов наглядности по внешним признакам и классификацию по содержанию и характеру исторического образа.
Также существует немало статей, посвященных этому вопросу. Л.Д. Тузикова6 характеризует виды изобразительных материалов учебников, предлагающих ученикам визуальные образы истории России ХХ в.. И.А. Щуринова и Е.И. Белянкова7 описывают возможные изобразительные средства на уроках истории, характеризуют методику их применения и отбора. Авторы отмечают познавательную функцию изобразительных средств, возможность их использования в качестве исторического источника. О. М. Хлытина определяет стратегии обучения истории на основе изучения визуальных источников (реконструкцию образов прошлого на основе произведений искусств, изучение произведений искусства в контексте произведений культуры, при котором внимание учащихся обращают на исторические условия развития культуры, характеристику стилей и пр., анализ воплощенных в них авторских интерпретаций и оценок прошлого).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Для успешной жизнедеятельности в информационном обществе современному человеку необходимо уметь взаимодействовать с потоком визуализированной информации, критически осмысливать ее и использовать для успешного решения каких-либо жизненных задач. Зрительные образы позволяют изучать визуальные объекты как социальную и культурную практику, конструирующую действительность, и интерпретировать их как особый вид текста. Визуализация в методике преподавания истории реализуется под названием одного из устоявшихся педагогических принципов — принципа наглядности.
На сегодняшний день существует множество классификаций наглядных средств обучения, это связано с обилием и разнообразием визуальных источников, доступных на сегодняшний день историку. В нашем исследовании мы опирались на такие ее компоненты как изобразительные наглядные средства (те, что воспроизводят людей, события и явления прошлого посредством различных изобразительных средств: фотографии, историческая живопись, карикатуры, плакаты) и условно-графические (карты, схемы, графики и т.д.).
Современная методическая литература предлагает различные инструменты работы с визуальной информацией, что позволяет учителю обогатить содержание урока яркими образами и с их помощью формировать представление о сути исторических событий . Вместе с тем следует отметить, что для развития этого подхода к обучению необходим ряд условий, среди которых необходимость привить учащимся начальные представления о средствах художественной выразительности, а также знакомство учителей с феноменами визуализации и визуальной культуры, основами методики научного изучения визуальных источников.
В ходе решения поставленных задач проанализирован иллюстративный материал, позволяющий визуализировать представления о революциях ХХ в. в школьных учебниках по зарубежной и отечественной истории на предмет соответствия требованиям современных стандартов образования.
Получены следующие результаты:
• В отличие от учебников истории, из данных в постперестроечную эпоху конца ХХ в., учебники 2000-х богато иллюстрированы (эта тенденция более характерна для учебников отечественной истории, но прослеживается и в учебниках всеобщей истории);
• В рассмотренных учебниках встречаются разные виды иллюстраций. Самым востребованным видом наглядности являются фотографии (148 из 220) и историческая живопись (37 из 220). Практически не используется плакатный жанр и условно-графическая наглядность. Отсутствие же графической информации, на наш взгляд, мешает формированию метапредметного умения строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы и теоретические обобщения. Новый вид изобразительной наглядности, появившийся на страницах учебников - карикатуры.
• Представленные в учебниках иллюстрации в большинстве своем выполняют обслуживающую функцию. Авторы рассмотренных учебников относятся к иллюстрациях как к вспомогательному средству обучения, прилагаемому к основному тексту (лишь к 22 иллюстрациям из 220 по революциям ХХ века в курсе отечественной истории и к 15 из 102 в курсе всеобщей истории прилагаются самостоятельные вопросы и задания). На наш взгляд, иллюстрации в школьных учебниках должны если не заменять основной текст, то выполнять познавательную функцию наравне с ним. Исследуемые учебники крайне мало ориентированы на обучение школьников критическому анализу исторической информации, предъявляемой визуально, что препятствует решению задачи обучения школьников работе с разнообразными источниками , провозглашенной в концептуальных документах.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что круг визуальных образов революции представленных на страницах современных школьных учебников, достаточно ограничен. При этом, имеющиеся визуальные образы не выступают как самостоятельные субъекты диалога, не решают поставленную в ФГОС и ИКС задачу формирования умения анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого из-за отсутствия учебных заданий к иллюстрациям. Особо следует отметить, что учебники, составленные в 2016 году в соответствии с ФГОС и ИКС, также не реализует предъявленную в них задачу с точки зрения визуальных источников.
Проведенный нами анализ иллюстраций в учебнике свидетельствует о том, что использование иллюстраций в качестве фона может сформировать у детей несерьезное отношение к иллюстрации лишь как развлекательному и украшающему средству в учебнике вместо того, чтобы учить ребенка воспринимать зрительный образ как важный источник информации. А также о том, что методика работы с иллюстрацией как визуальным образом в современных учебниках отсутствует, что снижает ее познавательные ресурсы.
Современные учебники пока крайне мало ориентированы на обучение школьников критическому анализу исторической информации. В этой связи очевидно, что основная задача совершенствования современных учебников истории заключается в создании методического инструментария для организации историко-познавательной деятельности школьников на основе визуальных ресурсов, которые содержатся на их страницах.
Для реализации познавательной деятельности обращенной к иллюстративным материалам нами разработаны практические рекомендации по изучению революций ХХ века в виде блока заданий с использованием визуальных источников.
Таким образом, цель нашего исследования, заключающаяся в анализе содержащихся в школьных учебниках визуальных образов с точки зрения их функциональности на примере революций ХХ века достигнута. Поставленные задачи решены. Предметом дальнейшего исследования может служить подробное изучение потенциала отдельных видов наглядности в формировании ключевых компетенций на уроках истории.


1. Волобуев О.В., Клоков В.А. История. Россия и мир. 11 кл. М. : Дрофа, 2013..
2. Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века. 9 класс. Загладин Н.В. 2-е изд. - М.: 2014.
3. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А.О. 7-е изд., доп. - М.: 2018.
4. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А.О. 7-е изд., доп. - М.: 2011.
5. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 9 класс. Алексашкина Л.Н.12-е
изд., испр. и доп. - М.: 2012.
6. Всеобщая история. История Новейшего времени. 9 кл. Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, В.А. Рогожкин, Н.С. Павлова. - М. : Баласс, 2015.
7. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Шубин А.В. М.: 2010.
8. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н.3-е изд.- М.: 2005.
9. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение, 2007.
10. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. М.: 2013.
11. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. М.: Дрофа, 1995.
12. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества (1900-1940). 10 кл. М.: Русское слово, 1992.
13. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10— 11 классов. М. 2000.
14. Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. XX - начало XXI века. 9 класс. 8-е изд. - М.: 2007..
15. Загладин Н.В. История России и Мира в ХХ веке, 2005 г. 11 кл....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ