Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение языковой способности школьников 6 класса основной общеобразовательной школы № 137

Работа №157640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование языковой способности у школьников 6 класса . 5
1.1. Языковое сознание индивидов 5
1.2. Психологические особенности учеников 6 класса 11
1.3. Дискурсивная оценка текста как основа диагностики языковой
способности 13
Глава II. Анализ текстов как инструмент выявления сформированности языковой способности 19
2.1. Использование образных средств в сочинениях учеников 6
класса 20
2.2. Использование средств формирования оценки в сочинениях
учеников 6 класса 22
2.3. Анализ речевых ошибок в сочинениях учеников 6 класса 25
2.4. Ассоциативный эксперимент с учениками 6 класса 44
Заключение 49
Список использованной литературы 51


Дипломная работа посвящена особенностям формирования языковой способности у шестиклассников. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью развивать и расширять словарный запас школьников, обучать их грамотно формулировать свои мысли - это поможет им не только в школьной жизни, но и в дальнейшей взрослой, когда им будет необходимо общаться с людьми и вступать в различные виды и формы коммуникации.
Объект исследования - языковое сознание учащихся 6-го класса. Предмет исследования - языковая способность и речевая компетенция как компоненты языкового сознания школьников 6-го класса.
Целью настоящей работы является описание особенностей языкового сознания и способов формирования языковой способности у школьников 6-го класса. Постановка такой цели подразумевает решение ряда конкретных задач:
1) анализ языкового сознания носителя русского языка;
2) рассмотрение особенностей языкового сознания и восприятия родного языка школьниками;
3) изучение текста и дискурса в контексте их роли в формировании языковой способности;
4) анализ текстов, созданных учениками в рамках лингвистического эксперимента;
5) исследование результатов ассоциативного эксперимента, проведенного с учениками.
Теоретическая значимость работы проявляется в систематизации материала по изучению языкового сознания, в частности, языковой способности и речевой компетенции, а также в освещении различных подходов к анализу текста как продукта языкового сознания индивида. Практическая значимость исследования заключается в том, что 3
предложенный материал представляет собой исследование регионального языкового сознания школьников г. Красноярска и может быть использован в процессе обучения русскому языку.
В целях оценки текущего состояния языковой способности учеников и выработки рекомендаций были проведены эксперименты, включающие написание текстов на заданные темы и перечисление свободных ассоциаций.
В ходе исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ научной литературы, обобщение результатов, но основным методом стал психо-лингвистический метод моделирования речевых механизмов человека и анализ продуктов речевой деятельности.
Материалом для исследования послужили 22 сочинения и 22 анкеты ассоциативного эксперимента учащихся 6-ых классов МАОУ СШ №137 Свердловского района г. Красноярска, собранных в ноябре и декабре 2018 г.
Структура работы определяется поставленными задачами и включает в себя две главы, список литературы. В первой описываются теоретические предпосылки проводимого исследования, вторая часть работы посвящена анализу полученного практического материала, где описан эксперимент, проведен анализ материала (текстов сочинения, ассоциативного эксперимента) и комментированию полученных результатов. Основные выводы обобщены в заключении.
Апробация: основные результаты исследования были апробированы на предзащите.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития психолингвистики характеризуется интересом к языковой личности носителя и к результатам его речевой деятельности.
Изучая понятие «языковое сознание», мы опираемся на следующих ученых и лингвистов: Т.Н. Ушакова, А. Н. Леонтьева, Е.Н. Тарасов, Н.Ф. Уфимцева, В.В. Красных. При работе с термином «дискурс», были проанализированы точки зрения следующих ученых: Ярцева, В.И. Карасик, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова.
В данной работе описаны особенности языкового сознания и способы формирования языковой способности у школьников. На основе поставленных задач, в работе был проведен анализ языкового сознания носителя русского языка, рассмотрены особенности языкового сознания и восприятия родного языка школьниками, изучен текст и дискурс в контексте их роли в формировании языковой способности, выполнен анализ текстов, созданных учениками в рамках лингвистического эксперимента, изучены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с учениками.
Результаты анализа показали, что сочинения шестиклассников характеризуются простотой содержания и использованием относительно несложных, хорошо знакомых конструкций. При этом иногда наблюдается нарушение структурирования и синтаксирования, членения текста на высказывания, нарушение логики построения речевого произведения.
В ходе работы были сделаны следующие выводы. Языковое сознание учеников 6 класса находится в стадии формирования, и на их способность использовать родной язык в ходе устной коммуникации влияют как занятия в школе, так и их общение в других разнообразных контекстах. Для работы с языковой способностью представляется целесообразным предоставить ученикам возможности реализации своей творческой способности и предлагать им для написания сочинений различные философские темы. В большинстве случаев творческие работы в 6 классе школы сводятся к 49
обсуждению литературных произведений и выявлению авторского замысла. При этом, как показала проделанная со школьниками работа, ученик в 12-13 лет вполне способен к философским обобщениям, размышлениям, умеет построить достаточно сложные тексты и достаточно хорошо ориентируется в своем внутреннем мире.
Написанные учениками 6 класса сочинения, в основном, представляют собой достаточно зрелые размышления, в которых часто встречались примеры из жизни, анализ с глубокими выводами и интересными обобщениями.
Проведенный с учениками ассоциативный эксперимент также показал их способности к анализу своих мыслей и эмоций, вербализации этих эмоций. Написанные учениками ассоциативные ряды в основном были достаточно полными и распространенными, часто включали в себя самые разнообразные и нетривиальные мысли.
В целом, языковая способность учеников 6 класса проходит одну из важнейших стадий формирования, и от грамотной работы педагога с детьми во многом зависит успех языковой способности и умения коммуницировать с другими учениками, учителями и в дальнейшем с другими взрослыми и детьми.



1. Автохутдинова О. Ф., Асташова О. И, Колясникова О. С. Языковая неправильность речи: плеоназм: практикум: М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2017. — 76 с.
2. Боброва Т.О. Современные подходы в формировании лингвистической, коммуникативной и межъязыковой компетенций в обучении иностранному языку в вузе. - Ставрополь, 2015. - 34 с.
3. Бочкина М.Г. Возможности уроков русского языка для формирования
ключевых компетенций // 1 сентября //
http://festival.1september.ru/articles/549693/ [Дата обращения 13.01.2019]
4. Братухина И.А. Когнитивная типология речевых ошибок// Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Под ред. доц. Антипова А.Г. - Кемерово, 2002. - 322 с.
5. Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка (региональное экспериментальное исследование). Монография. - Омск: ОмГУ, 2010. - 160 с.
6. Васильева С.П. Динамика ценностных смыслов ассоциативного поля «Мир» в региональном языковом сознании сибиряков // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2017. № 2 (62). С. 19 - 26.
7. Васильева С.П., Васильев А.Д., Мамаева Т.В., Устьянцева Е.В. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири: монография/ отв. ред. С.П.Васильева: Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 180 с.
8. Васильева С.П., Ильина А.Г. Эстетические ценности в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири// Политическая лингвистика №4, 2013. - С. 172-176.
9. Винокурова М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения на уроках русского языка в 5-7 классах якутской школы. - Якутск, 2015. - 175 с.
10. Влияние семьи на лингвистическую компетентность детей //
http://psyjournals.ru/psynews/d16525.shtml [Дата обращения 13.01.2019]
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М., 1982.
12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 322 с.
13. Гришаева Л.И. Когерентность текста и акциональные цепочки // http://lse2010.narod.ru/yazik_kommunikatsiya_i_sotsialnaya_sreda_vipusk_ 6_2008/ligrishaeva_kogerentnost_teksta_i_aktsionalnie_tsepochki/ [Дата обращения 24.01.2019]
14. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность:
институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 2001. - 484 с...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ