Введение 3
Глава I. Теоретические основы освоения знаний по цветоведению младшими подростками посредством арт-технологии
«аппликация» 5
1.1. Сущность понятий «цвет», «цветоведение», «свойства
цвета» 5
1.2. Особенности освоения знаний по цветоведению младшими
подростками 10
1.3. Арт-технология «аппликация» как способ освоения знаний по
цветоведению младшими подростками 15
Выводы по I главе 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по освоению знаний по цветоведению младшими подростками посредством арт-технологии «аппликация» 22
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня знаний по цветоведению у младших подростков 22
2.2. Серия занятий в арт-технологии «аппликация» и методические рекомендации к серии занятий в арт-технологии «аппликация», направленные на освоение знаний по цветоведению младшими
подростками 34
Вывод по II главе 47
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение 58
Актуальность исследования. Одним из важнейших художественно- выразительных средств в искусстве является цвет. Чтобы погрузить обучающихся в науку о цветоведении, необходимо знать природу цвета, цветовых гармоний, влияние определённого колорита на эмоциональную сферу [55].
Для младших подростков цвет является одним из важных свойств окружающей действительности. В этом возрасте складываются ценностные ориентиры, а цвет и его свойства положительно сказываются на восприятии предметов и явлений окружающего мира, а также влияют на художественный вкус и психоэмоциональную сферу. Именно поэтому так важно преподавать обучающимся цветоведение не только в начальной, но и в средней школе.
Для того, чтобы младшие подростки могли передать настроение, грамотно составить композицию, умели правильно подбирать оттенки и выстраивать цветовые сочетания, необходимо вводить в изобразительное искусство теорию о цвете. Таким образом, нужно изучать цветоведение на уроках изобразительного искусства в средней школе [65].
Изучением истинной природы цвета занимались такие выдающие личности как И. Иттен, В. Оствальд, Э. Делакруа, В. Кандинский, Е. Рыбкин, Н. Фёдоров, А. Зайцев. Проблемой освоения знаний по цветоведению младшими подростками занимались: С. Е. Игнатьев, В. С. Кузин, Н. М. Сокольникова, Е. В. Калиниченко, С. Д. Левин.
Объект исследования: процесс освоения знаний по цветоведению младшими подростками.
Предмет исследования: арт-технология «аппликация» как способ освоения знаний по цветоведению младшими подростками.
Цель исследования: экспериментально выявить актуальный уровень знаний по цветоведению у младших подростков, составить серию занятий в арт-технологии «аппликация», направленную на освоение знаний по
цветоведению младшими подростками.
Гипотеза исследования: Занятия в арт-технологии «аппликация» будут способствовать освоению знаний по цветоведению младшими подростками, если:
• их содержание будет направлено на освоение знаний основных понятий цветоведения и свойств цвета; неосновных свойств цвета и знаний основных гармоничных сочетаний цвета;
• они будут проводиться систематически, с учётом накопления знаний о цветоведении и практического опыта выполнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий о цвете в научной литературе.
2. Выявить особенности освоения знаний по цветоведению младшими подростками на занятиях изобразительного искусства.
3. Изучить арт-технологию «аппликация» как способ освоения знаний по цветоведению младшими подростками.
4. Разработать и провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня знаний по цветоведению младшими подростками.
5. Разработать тематический план занятий, направленный на эффективное освоение знаний по цветоведению младшими подростками посредством арт-технологии «аппликация».
Методы исследования:
• теоретический: анализ, синтез, обобщение теоретического
материала.
• эмпирический: система творческих заданий, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент.
База исследования: ЦДПО МАОУ “КУГ №1-Универс” г. Красноярск. В эксперименте приняли участие 11 человек 1-2 класса художественной школы в возрасте 10-13 лет.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы выявили, что понятие «цвет» достаточно многогранно. Цвет - это ведущее начало, организующее пространство. Цвет - важнейшее выразительное средство, отражающее материальные свойства предметов и многообразие окружающей действительности.
Цветоведение - это наука о цвете и его возможностях. Она включает информацию о природе цвета, его характеристиках, контрастах, колорите, смешении цветов и цветовой культуре. Наука основывается на психофизическом восприятии и представлении цвета в обществе, а также на физические основы.
Визер В. В.: «Цвет - чувство, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Необходимо подчеркнуть то, что цвет - свойство всех вещественных объектов излучать и отражать световые волны определённой части диапазона. Необходимо отметить то, что цвет (от лат. "color" - "цвет") - один из главных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передаёт вещественные характеристики, (свойства) предметного мира».
Цвета делятся на две большие группы - хроматические и ахроматические. К хроматической причисляют все цвета солнечного спектра, а именно: синий, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый и их производные. Они отличаются друг от друга тремя основными характеристиками цвета - цветовым тоном, светлотой и насыщенностью [32, с. 97].
В цветовом круге можно выделить три цвета (жёлтый, красный, синий) в которых отсутствует примеси прочих цветов - это основные цвета. Цвета - оранжевый, зелёный, фиолетовый - называют составными либо производными [32].
Восприятие цвета меняется в зависимости от соседства с другими цветами, от выразительных средств композиции. На этих особенностях восприятия базируется описание цветов, их роли в композиции при помощи несобственных свойств. Примерами несобственных свойств цвета будут являться: температурные качества (холодные - тёплые); весовые качества (лёгкие - тяжёлые); акустические качества (глухие - звонкие); пространственные качества (выступающие - отступающие) и т. д. [12, с. 57].
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, является итогом смешения спектральных цветов. Механическое смешение цветов происходит при смешении красок. Цвет обладает оптической природой, а краска - химической. Цветов в природе значительно больше, чем красок в наборе.
Освоение знаний по цветоведению способствует развитию психических процессов обучающегося, развитию творческого потенциала и достижению более высокого уровня представлений о цвете. Знания о цветоведении имеют большее значение для овладения изобразительной деятельностью и для развития личности в целом.
Понимая и учитывая возрастные особенности младших подростков, педагог может эффективно обучать цветоведению на уроках изобразительного искусства. Возрастную динамику освоения знаний по цветоведению можно охарактеризовать следующим образом: до четырёх - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребёнок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребёнок освобождается от некоторых стереотипов в области цвета [69].
Одним из эффективных средств по развитию знаний по цветоведению является арт-технология «аппликация». При выполнении аппликации можно передвинуть вырезанные формы, а также сравнивать, используя для этого метод наложения, это позволяет обучающимся гораздо быстрее получить не только композиционные знания и умения, но и знания по цветоведению, а это значимо как для создания сюжетных и декоративных аппликаций, так и для умения использовать цвет как средство создания выразительного художественного образа на уроках изобразительного искусства [22].
Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня знаний по цветоведению у младших подростков показала, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни знаний по цветоведению.
Наша гипотеза говорит о том, что у обучающихся знания по цветоведению находятся на среднем уровне, подтвердилась, так как преобладающий уровень знаний содержит средние показатели и количество обучающихся, продемонстрировавших данные показатели, составляет половину от общего числа.
Для повышения уровня знаний по цветоведению у младших подростков, мы предлагаем использовать серию занятий в арт-технологии «аппликация», направленную на освоение знаний по цветоведению младшими подростками. Серия занятий рассчитана на детей средних классов как детской художественной школы, так и общеобразовательной. Продолжительность одного занятия 45 минут. Нами была разработана серия из 6 занятий.
Для того, чтобы комплексно освоить знания по цветоведению мы распределили образовательные задачи. На 1 занятии мы сформируем знания основных свойств цвета. На 2, 3, 4 уроках мы сформируем знания
неосновных свойств цвета; на 5, 6 уроках мы сформируем знания основных гармоничных сочетаний цвета.
1. Аманжолов С. А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников. // Изобразительное искусство в школе. М., 2004. №4. С. 57-59.
2. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 415 с.
3. Анисимов Н. Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1974. 158 с.
4. Бардин К. В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). М., 1963. 19 с.
5. Бардин К. В. О развитии цветового зрения в школьном возрасте. // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4 С. 89-92.
6. Беда Г. В. Живопись как учебный предмет (проблемы теории и методики преподавания): автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1972. 30 с.
7. Беда Г. В. Элементы живописи в школе: автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1955. 16 с.
8. Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Эксмо, 1989. 192 с.
10. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. М.: Прометей, 2004. 236 с.
11. Бровко Н. В. Творчество. Мышление. Живопись. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Живопись. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. 126 с.
12. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве СПб: Питер, 2006. 236 с.
13. Виноградова Н. В. Развитие художественно-образного цветовосприятия учащихся ДТТТИ в живописи натюрморта. // Искусство и образование. 2009. № 1. С. 115-121.
14. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева; Коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова; Общ. Ред. В. В. Иванова. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
15. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. 512 с....69