Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения аллюзии как проявления
интертекстуальности 5
1.1 Основные вопросы теории интертекстуальности 5
1.2 Определение понятия «аллюзия» 7
1.3 Ознакомление с историей становления комикса как жанра 10
Выводы по главе 1 13
Глава 2. Использование аллюзий как жанрообразующего элемента 14
2.1 Использование аллюзий в серии комиксов Wonderwoman 20
2.2 Использование аллюзий в серии комиксов Thor 36
2.3 Влияние мифологических архетипов на читателя 45
Выводы по главе 2 49
Библиография 52
Приложения 57
История культуры комиксов насчитывает уже более полувека и вошла в культурное наследие многих западных стран. Однако в России ситуация являлась диаметрально противоположной. Вплоть до начала 2000-х годов были доступны локализованные версии западных графических романов. Тем не менее, несколько лет назад ситуация изменилась. Благодаря спонсорской поддержке и энтузиазму художников начали возникать издательства, занимающиеся не только распространением комиксов, но и их созданием.
Актуальность темы определяется широким использованием мифологических аллюзий в текстах комиксов и в тоже время недостаточной исследованностью их стилистической роли в становлении этого сравнительно нового литературного жанра.
Объектом данного исследования являются стилистические особенности жанра комиксов.
Предметом данного исследования является стилеобразующая функция аллюзии в комиксах серий «Wonderwoman» и «Thor».
Цель работы: выявить роль аллюзии как стилеобразующего элемента в текстах комиксов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теорию интертекстуальности;
2. Найти наиболее полное определение аллюзии;
3. Изучить историю становления жанра комиксов;
4. Выявить роль аллюзии в произведениях авторов, которые используют мифологические сюжеты в своих произведениях.
Материалом для исследования послужили тексты комиксов серий «Wonderwoman» и «Thor» таких авторов как Джордж Перес, Майкл Стражински а также Эл Ивинг и Ли Гербет.
Практическое значение данной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в курсах стилистики, интерпретации текста, культурологии, герменевтики.
Теоретическое значение состоит в определённом вкладе в разработку теории интертекстуальности и стилистики текста.
В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что от читателя требуется набор определенных общекультурных компетенций для наиболее полного понимания сюжета такого произведения, как комикс.
Работа была представлена на восьмой международной научнопрактической конференции, проводимой Институтом иностранных языков УрГПУ, а также публиковалась в сборниках:
1. Попов А.С., Знаменская Т.А. Роль аллюзии как стилеобразующего элемента в жанре комикса // Материалы восьмой международной научно-практической конференции. 2016. С. 69-71
2. Попов А.С., Знаменская Т.А. Аллюзии в текстах комикса как элемент жанра // Молодой ученый. №7. 2016 С. 14-15
В ходе исследования нами было проанализировано 150 выпусков комиксов двух наиболее популярных издательств Marvel и DC, в которых нами было выявлено 148 аллюзий на античную мифологию и скандинавский эпос. Сюжет выбранных для исследования графических романов основывается на мифологии: в повествовании участвуют древнегреческие и скандинавские боги и герои. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для всестороннего понимания сюжета современных комиксов, читателю необходимо обладать определенным уровнем межкультурной компетенции. Что подтверждает нашу гипотезу о том, что графические романы являются полноценными литературными произведениями, обращенными к взрослой аудитории.
Аллюзии, как один из основных элементов интертекста, активно используется в литературе постмодернизма. Требуя от читателя определенного уровня фоновых знаний, автор придает произведению дополнительную комплексность, тем самым определяя целевую аудиторию. В ходе исследован, нами был сделан вывод, что архетипы героев комиксов во многом схожи с архетипами героев мифов. Согласно теории интертекста, любое культурное явление нужно трактовать как текст. Из этого можно сделать вывод о том, что авторы выбранных нами современных графических романов обращаются к текстам мифов как источнику вдохновения.
Являясь креолизованным текстом, комикс опирается не только на непосредственно текстовое содержание, но и на графическое. Следовательно при изображении мифологических персонажей авторы опираются не только на текст мифа но и на произведения искусства визуально изображающие персонажей (античное искусство, фрески и скульптуры, классическое искусству, творчеству художников прерафаэлитов). Следовательно, от читателя требуются знания о мировой художественной культуре, которые помогут ему расшифровать символы графической составляющей комикса.
Опираясь на теорию об архетипах, можно сделать вывод о том, что формирование личности читателя во многом зависит от того, аллюзии на каких персонажей введены в повествование.
Основываясь на вышесказанном, можно заключить, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была подтверждена. Современные графические романы имеют сложную структуру повествования, запутанный сюжет, во многом основанный на тех или иных элементах мировой культуры. Это требует от читателя серьезной работы с текстом и графической составляющей комикса. Перспективой работы можно считать изучение других видов комиксов (как, например, японскую мангу), а так же более детальную проработку аллюзий в других сериях комиксов «Marvel» и «DC».
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М.: Академия. 2003. 128 с.
2. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Изд. 2-е. М.: Либроком. 2010. 351 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: стилистика декодирования. М.: Просвящение. 1981. 294 с.
4. Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и
герменевтика. СПб.: Образование. 1993. 376 с.
5. Барт Р. Мифологии. М.: 2008. 352 с.
6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство. 1979. 180 с.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Издательство мордовского университета. 1975. 367 с.
8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож.Лит. 1986. 112 с.
9. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: РОУ. 1995. 140 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986. 445 с.
11. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Наука. 1959. 360 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Книга по требованию. 1998. 480 с.
13. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках. 1958. 458 с.
14. Гримм Я., Гримм В. Сказки. М.: Эксмо. 2002. 896 с.
15. Гюббенет В.С. Базы филологической интерпретации литературно - художественного текста. М.: Издательство МГУ. 2010. 208 с....60