Реферат
Введение 7
Глоссарий 12
Глава 1. Процесс формирования фонетических навыков у младших школьников . 14
1.1. Роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, их
характеристика 14
1.2. Содержание обучения фонетике в начальной школе, проблемы и подходы к
формированию фонетических навыков 16
1.3. Особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе
обучения, упражнения и контроль формирования фонетических навыков 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Фонетическая игра как эффективный способ формирования фонетических навыков 29
2.1. Понятие «фонетическая игра», виды и функции 29
2.2. Использование фонетических игр на начальном этапе обучения 32
Выводы по второй главе 35
Глава 3. Практическое использование фонетических игр на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе 36
3.1. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного
возраста 36
3.2. Разработка комплекса фонетических игр 38
3.3. Описание результатов практического применения фонетических игр на
младшем этапе обучения 53
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 73
Приложение 4 74
Знать иностранный язык уже не просто модно, а необходимо в развивающемся современном обществе. И как следствие, иностранный язык давно является неотъемлемой частью начального этапа обучения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день, целью обучения является формирование всех составляющих коммуникативной компетенции, в развитии которой немаловажную роль играют языковые навыки, способствующие речевой деятельности. Одной из самых трудных и важных задач для учителей остается формирование правильного английского произношения, поэтому обучение иностранному языку нужно начинать с изучения фонетической системы языка. Ведь корректное произнесение звуков способствует как правильной передаче мыслей, так и правильному пониманию речи.
Обучение фонетике, как одному из главных разделов изучения иностранного языка, эффективнее происходит на практике. Таким образом, фонетическая игра является одним из действенных способов для закрепления и совершенствования фонетических навыков. К примеру, педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бэллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Бесценный вклад в развитие фонетики внесли такие ученые, как Л.А. Вербицкая, Н.С. Трубецкой, Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон, E. Fischer-Jorgensen, D.B. Fry, M. C. Templin, B.L. Wellman, R.H. Weir и др.
Актуальность исследования заключается в том, что правильное произношение и восприятие речи на слух должно формироваться именно на начальном этапе изучения иностранного языка. Если были проигнорированы какие-либо неправильные привычки произнесения определенных звуков, то в большинстве случаев их невозможно будет исправить на последующих этапах обучения. К сожалению, в общеобразовательных школах педагоги часто допускают послабления в произношении учащихся, как результат слабого уровня владения языком у самого педагога, либо из-за нехватки урочного времени на формирование фонетических навыков у учащихся.
Чтобы устная речь была правильной и красивой необходимо довести произношение до автоматизма, но процесс выполнения различных упражнений довольно скучный. Следовательно, для создания благоприятных условий для оптимального режима урока, способствующего формированию фонетических навыков у учащихся, устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка, а также для создания процесса обучения более интересным и запоминающимся был разработан комплекс фонетических игр. Данные игры способствуют развитию мышления, памяти, восприятия и внимания ребенка. Основная цель их использования на уроках иностранного языка - это закрепление и совершенствование произносительных навыков. Кроме того, игры направлены на развитие слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки.
В связи с этим возникает проблема: какова роль использования фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся на начальном этапе в общеобразовательной школе?
Таким образом, объектом исследования данной работы является формирование фонетических навыков у учащихся с помощью фонетических игр на начальном этапе в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является фонетическая игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся на начальном этапе в общеобразовательной школе.
Цель работы - обосновать и апробировать на практике эффективность применения фонетических игр при изучении иностранного языка на начальном этапе в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования - формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на уроках иностранного языка.
Поставленная цель настоящей работы определяет решение ряда задач:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме;
• определить роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку и рассмотреть характеристику фонетических навыков;
• определить содержание обучения фонетике в начальной школе;
• изучить проблемы и подходы к формированию фонетических навыков;
• выяснить особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения;
• рассмотреть упражнения для формирования фонетических навыков и изучить виды контроля их сформированности;
• изучить понятие «фонетическая игра», выяснить особенности применения фонетической игры при обучении иностранному языку;
• выяснить психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
• разработать комплекс фонетических игр и апробировать методические разработки, способствующие эффективному формированию фонетических навыков.
Методологической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, Н.И. Верещагина, Т.И. Шамова, В.Н. Запорожец, П.И. Рубинштейн, Л.С. Выготский, E. Fischer-Jorgensen, D.B. Fry, M. C. Templin, B.L. Wellman, R.H. Weir и др.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
• Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент;
• Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
Практическая значимость заключается в создании комплекса фонетических игр, способствующих эффективному формированию фонетических навыков на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, глоссария, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе мы раскрываем роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, их характеристику, определяем содержание обучения фонетике в начальной школе, проблемы и подходы к формированию фонетических навыков, а также особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения.
Во второй главе мы даем определение понятию «фонетическая игра», рассматриваем виды и функции фонетической игры, определяем особенности применения фонетической игры при обучении иностранному языку.
В третьей главе мы определяем психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, представляет разработку комплекса фонетических игр, и описываем результаты практического применения фонетических игр на младшем этапе обучения.
Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях 1. «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» и опубликованы в журнале «Молодой ученый»: Певцова А.А. Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе [Текст] / Певцова А.А., Фоминых М.В.// Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 — С. 20-21. 2. «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» и опубликованы в журнале «Молодой ученый»: Певцова А.А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку [Текст] / Певцова А.А. // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 — С. 64-65.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс муниципального образовательного учреждения «Пионерская средняя общеобразовательная школа» (Ирбитского МО) (имеется акт о внедрении).
Формирование и совершенствование фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на начальном этапе обучения иностранному языку в игровой форме, несомненно, способствует прочному и эффективному освоению фонетической системы языка. Более этого, игра повышает интерес ребенка к изучению иностранного языка, делает процесс обучения увлекательным и непринужденным, ведь, несмотря на то, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение, сохраняется и потребность в игре, желании подвигаться, получить положительные эмоции.
Важность формирования фонетических навыков в младшем школьном возрасте объясняется психофизиологическими особенностями детей, когда происходит активное развитие познавательных процессов, таких как мышление, воображение, внимание, восприятие, память, в частности, долговременная. Кроме того, необходимо уделять должное внимание правильному произношению детей, если вовремя не исправить ошибки в произнесении звуков, интонации, то на последующих этапах обучения языку их будет трудно исправить.
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность нашего исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен теоретический материал по фонетике, психологии, педагогике и методике обучения иностранному языку; использованы различные источники информации. В работе над исследованием помогли следующие методы: теоретический (анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков), эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа), экспериментально-теоретический (педагогический эксперимент).
Мы определили роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, вывели определение понятию «фонетическая игра» и ее функции. Так, фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти, умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи.
В итоге нами был разработан комплекс фонетических игр, который был использован в учебном процессе муниципального образовательного учреждения «Пионерская средняя общеобразовательная школа» (МО Ирбитского района). Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты входного теста показали, что преобладает низкий уровень сформированности фонетических навыков у всей группы (100%), но на контрольном этапе результаты значительно изменились, после систематического использования фонетических игр на уроках иностранного языка. По результатам эксперимента была отмечена положительная динамика у 10 человек из 11, то есть у 91% учащихся. В среднем результаты улучшились на 5 баллов.
По данным исследовательской работы мы написали научную статью, представили ее на научно-практической конференции и опубликовали в журнале «Молодой ученый».
Итак, мы доказали, что систематическое применение фонетических игр на уроках иностранного языка способствует эффективному формированию и совершенствованию фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
1. Бегларян С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] / С. Г. Бегларян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 77-79.
2. Бозорова В.М., Максудова М.У. Игровые технологии обучения иностранным языкам. Фонетические игры. - 2015. - 22 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/LNM5S3 (дата обращения: 9.01.16).
3. Булатошкина О.А. Рабочая программа по иностранному языку (английский) для 2-4 классов. - Венгерово, 2014.
4. Верещак С.А. Фонетические игры на уроках английского языка. -
2015. - [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/NwhsaB (дата обращения: 9.01.15).
5. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис- пресс, 2004. — 240 с.
6. Гущина Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков - 2013. - 3 декабря [Электронный ресурс]. URL: http:// goo.gl/IQcKIJ (дата обращения: 14.05.2016).
7. Добряк С.Н. Подборка игр для обучения фонетике английского языка.
- 2014. - 17 марта [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/mJuX0V (дата обращения: 15.10. 2015).
8. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. - 102 с.
9. «Идеи для уроков английского языка». - 2014. - [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/feoOVw (дата обращения: 04.01.16).
10. Использование игр на уроках английского языка. - 2015. - 23 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/Gjt31C (дата обращения: 15.04.16).
11. Карташова А. Игры для изучения английского. - 2016. -
[Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/LD7QNW (дата обращения: 3.12.15).
12. Киселева Е. Ю., Горбунова Т. С. Фонетические игры и упражнения
на начальном этапе обучения русскому как иностранному и английскому языкам: науч. статья по специальности «Языкознание». - 2014. - 5 с.
13. Коваленко Е.И. Фонетические игры для детей от 4 до 7 лет. - 2010.
• [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/Bsnh2i (дата обращения:
3.12.15) .
14. Кондрашова Г.Н. Фонетические игры для малышей "Песенки-
чудесенки". - 2011. - 27 октября [Электронный ресурс]. URL:
http://goo.gl/ytJdtO (дата обращения: 3.12.15).
15. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. —
С. 83-85....80