ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 8
1.1. Федеральные государственные образовательные стандарты о применении
современных технологий 8
1.2.Обучение лексике как инструмент развития коммуникативной компетенции обучающихся 11
1.3. Современные технологии в формировании культурно-коммуникативной
компетенции 15
1.4. Обучение навыкам чтения с использованием ИКТ 23
1.5. Обучение навыкам письма с использованием ИКТ 24
1.6. Обучение аудированию и говорению с использованием ИКТ 26
1.7. Метапредметные результаты 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.34
2.1. Учебно-методический комплекс «Spotlight 8» 34
2.2. Методические рекомендации по работе с современными Интернет-ресурсами для
УМК «Spotlight 8» 39
2.3. Результаты анкетирования обучающихся 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
В настоящее время важнейшей целью освоения иностранных языков считается возможность участия в межкультурной коммуникации с представителями мировых культур и знакомства с этими культурами на совершенно новом уровне. Такая цель достигается, прежде всего путем формирования у обучающихся культурно-коммуникативной компетенции, приобретения определенного уровня лингвистической, коммуникативной, культурологической и других компетенций.
В области образования, как и во многих других сферах деятельности человека, наблюдается явное стремление к интеграции, то есть более активному взаимодействию между различными странами. Включение России в международное экономическое и образовательное пространство, как и постоянно и динамично расширяющиеся отношения с мировыми лидерами создают новые условия, в которых представляется необходимым корректировать процесс получения как высшего, так и среднего образований, с учетом мировых тенденций в области образования. Помимо этого, огромные темпы развития современных технологий делают необходимым внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, изменениями, происходящими на сегодняшний момент в системе образования и вызванными, в значительной мере, развитием современных технологий, а также требованиями мирового общества к процессу и результатам образования. Сегодня владение ИКТ и применение их в процессе обучения является естественной чертой специалиста практически в любой области. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения стало актуальной на нынешний момент проблемой, насущность и важность которой определяется острой необходимостью подготовки и выпуска специалистов, обладающих целым рядом компетенций и способных соответствовать потребностям современного мирового общества.
Однако, как мы знаем, процесс обучения в вузах является лишь добровольным продолжением общего среднего образования, полученного в школе. Таким образом, имеет смысл говорить о формировании и развитии культурно коммуникативной компетенции, а также обучение языкам, в частности английскому языку в самом начале пути получения учеником образования, т.е. в школе.
На настоящий момент уровень технологического развития общества незримо повысился, а внедрение различного рода устройств и современных технологий происходит на совершенно разных уровнях жизни общества. Так, в процессе обучения на помощь учителям приходят современные технологии, с целью повышения эффективности обучения, усвоения дисциплин и приобретения компетенций.
Актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, изменениями, происходящими на сегодняшний момент в системе образования и вызванными, в значительной мере, развитием современных технологий, а также требованиями мирового сообщества к процессу и результатам образования. Внедрение новейших информационно- коммуникационных технологий в процесс обучения стало актуальной проблемой, значимость которой определяется острой необходимостью подготовки специалистов, обладающих метапредметными компетенциями, в том числе способностью к самообразованию и самосовершенствованию.
Анализ современного состояния образовательного процесса в основной школе позволяет сделать вывод о наличии противоречий между:
• глобальными изменениями в области цифровой коммуникации и недостаточной изученностью проблемы достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы на основе применения информационнокоммуникационных технологий;
• НЕОБХОДИМОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИКЕ В СВЯЗИ С ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТСУТСТВИЕМ ДОСТАТОЧНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ.
С учетом указанных противоречий и анализа современного образовательного процесса в основной школе был сделан выбор темы исследования: «Достижение метапредметных результатов в процессе формирования лексических навыков на основе применения информационнокоммуникационных технологий”».
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - информационно-коммуникационные технологии как средство достижения метапредметных результатов при формировании лексических навыков.
...
Как нами уже было рассмотрено, основной проблемой, рассматриваемой в нашем исследовании является быстрый темп развития современных технологий, сопутствующая ему необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения и неспособность учителей всегда соответствовать требованиям современного общества к процессу образования. Актуальность данной проблемы делает ее изучение крайне важным для нахождения путей выхода из сложившейся ситуации.
В ходе нашего исследования было установлено, что современные технологии при грамотном их включении в учебный процесс и правильном применении крайне положительно влияют на формирование культурно коммуникационной компетенции обучающихся, а все рассмотренные работе информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ. На основании проделанного нами исследования, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент современные технологии являются решением многих проблем, связанных с организацией, проведением, структурой и смысловым наполнением уроков в основной школе. Нами также было установлено, что нынешнее общество, как и современные дети, требует особого взгляда на процесс образования, направленного, в первую очередь, на прогрессивное включения и применения передовых технологий в ходе обучения. Такой свежий подход открывает перед учащимся возможности познавать новые факты, искать изучать информационные ресурсы, повышая уровень заинтересованности обучающихся, а также формируя все необходимые компетенции, качества, умения и навыки.
Одним из наиболее значимых вопросов, изученных в нашей работе, является определение понятия современных технологий в рамках урока иностранного языка, их важности и роли в современном образовании. Нами было установлено, что на сегодняшний момент роль современных ИКТ в формировании необходимых учащимся качеств, заявленных в стандарте об образовании является ключевой, а важность внедрения новейших технологий, постоянно развиваться и идти в ногу со временем крайне высока в условиях системы образования.
В нашем исследовании были изучены возможности развития метапредметных результатов, используя современные информационнокоммуникационные технологии в процессе обучения, что дало четкое представление о наиболее эффективных способах применения данных технологий на уроке английского языка, которые в свою очередь помогают решать задачу достижения метапредметных результатов.
Вторая глава данного исследования несет особую значимость и содержит в себе результаты работы с теоретической составляющей заявленной проблемы, отраженные на практике. Так, в Главе 2 нашего исследования разработаны конкретные методические рекомендации к работе с современными интернет- ресурсами. Данные разработки основаны на тщательном изучении теоретических данных, практической деятельности предыдущих лет, а также на применении эмпирических методов, а именно анкетирования, с целью выявления наиболее значимых аспектов изучаемой нами проблемы. Методические рекомендации, разработанные нами в Главе 2 являются особо актуальными и уже могут быть применены учителями на уроках английского языка.
В ходе данной работы нами было выявлено, что на настоящий момент применение современных технологий на уроках иностранного языка с целью достижения метапредметных результатов является крайне эффективным, ведет к улучшению организации, процессу и смысловой составляющей урока, а также особо положительным образом сказывается на уровне заинтересованности обучающихся, и, как следствие, на усвоении ими новых знаний и формировании культурно-коммуникативной компетенции. Это позволяет сделать вывод о том, что заявленные задачи решены в полном объеме, а цель данного исследования - изучить эффективность применения современных технологий на уроках иностранного языка при формировании лексических навыков в перспективе достижения метапредметных результатов реализована.
1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 8 кл. Spotlight 8. Н. М: Просвещение, 2016. - 153 c.
2. Вострокнутов И. Е. Создание интерактивного кабинета // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи». - М., 2009. - с. 90-91.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
4. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследоват. Центр проблем качества подгот. Специалистов, 2004. - 40 с.
7. Информационные технологии в обучении языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/masterclass_articles.php (дата обращения:
23.11.2018).
8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N31, ст. 4398.
10. Коростелев В. С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В. С. Коростелев. - Воронеж: ВГУ, 1990. - 157 с .
11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N12,1994 9- 11
12. Метапредметные результаты обучения по ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/fgos/6528_metapredmetnye_rezultaty_obucheniya
(дата обращения: 06.05.2019).
13. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 28.02.2011.
14. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности. Диссертация на соискание ученой степени д-ра педагогических наук. Москва, 1992.- 528 с.
15. Туйбаева Л.И. Использование интерактивных средств в обучении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. Науч.- практ. Конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011, 23 с.
... всего 30 источников