Введение 3
Глава1. Основные свойства одноклеточных и многоклеточных организмов 61
1.1 Размножение 6
1.2 Реакция на внешние раздражители (раздражимость) 9
1.3 Питание 10
1.4 Дыхание 13
1.5 Выделение 14
1.6 Движение и покровы тела 15
Глава 2. Методические и дидактические материалы по морфо-функциональным закономерностям одноклеточных и многоклеточных организмов 192.1 Размножение
19
2.2. Реакция на внешние раздражители (раздражимость) 21
2.3. Питание 24
2.4. Дыхание 25
2.5. Выделение 28
2.6 Покровы тела 32
2.7 Движение 33
2.8. Задание для самопроверки 35
2.9. Экскурсия в парк флоры и фауны «Роев Ручей» 402.10 Тематические кроссворды
по курсу биологии 46Выводы 49Список литературы 50Приложение 53
Организм — это самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, которая реагирует, как единое целое, на различные изменения внешней среды.
Характерным для любого организма является определенная организация его структур. В простейших живых организмах (вирусах) имеется только организация составляющих его молекул белка и нуклеиновых кислот. Более высокоорганизованные одноклеточные организмы, такие, как парамеция, характеризуются более сложной структурой: внутри клетки дифференцируются ядро, митохондрии, поверхностные и внутрипротоплазматические мембраны, вакуоли. Здесь уже имеется надмолекулярный, клеточный уровень организации, при котором происходит некоторое разделение, дифференциация функций разных внутриклеточных образований. Например, двигательная функция осуществляется внутриклеточными сократительными фибриллами, жгутиками и ресничками, а функции пищеварения и выделения в некоторых клетках осуществляются вакуолями и т. д.
В многоклеточных организмах в процессе их эволюционного развития происходит дифференциация клеток - появляются различия в размерах, форме, строении и функциях. Из одинаково дифференцированных клеток образуются ткани, свойством которых являются структурное объединение, морфологическая и функциональная общность и взаимодействие клеток. Различные ткани специализированы по своим функциям, т. е. приспособлены к выполнению разных процессов жизнедеятельности. Так, мышечная ткань специализирована на выполнении двигательной функции, и характерным ее свойством является сократимость, железистая ткань специализирована на образовании и выделении ее клетками некоторых химических соединений 3
(гормонов, ферментов и др.). Будучи приспособлены к выполнению определенного вида деятельности, высокодифференцированные клетки тканей вместе с тем осуществляют общие для всех клеток функции: обмен веществ, питание, дыхание, выделение. Наличие взаимодействия между клетками, образующими ткань, сложность структуры и специализация функций тканей обусловливают их морфологическое и функциональное своеобразие, что является основой для выделения тканевого уровня организации живого организма.
На определенном этапе видового и индивидуального развития организмов образуются органы, построенные из различных тканей.
Органы — это анатомические образования, характеризующиеся своеобразным структурным и функциональным объединением разных тканей. Они представляют собой рабочие аппараты организма, специализированные на выполнении сложных видов деятельности, необходимых для существования целостного организма. Так, сердце выполняет функцию насоса, перекачивающего кровь из вен в артерии, почки — функцию выделения из организма конечных продуктов обмена веществ и функцию поддержания постоянства концентрации электролитов в крови, костный мозг — функцию кроветворения и т. д. Наличие структурно и функционально различных органов в организме позволяет говорить об органном уровне его организации.
Совокупности органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности, образуют анатомические или функциональные объединения — системы органов. К их числу принадлежат нервная и эндокринная системы, регулирующие деятельность всех органов тела, и системы органов локомоции (перемещения в пространстве), дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения. Среди всех этих систем особое значение в целостном организме имеет нервная система, объединяющая и регулирующая состояние и деятельность всех остальных систем организма и определяющая его поведение во внешней среде. Наличие систем органов, каждая из которых специализирована на выполнении каких- либо видов деятельности организма как целого, определяет системный уровень организации.
...
1. Живые организмы любого ранга (одноклеточные и многоклеточные) обладают общими закономерностями в морфо-функциональной организации, такими как реакция на внешние раздражители, размножение, питание, дыхание, выделение, покровная система и движение.
2. Дидактический материал представлен: презентациями, дидактическими карточками, сравнительными таблицами, тематическими кроссвордами, вопросами и тестами для самопроверки, которые дают полное представление об организации организмов любого ранга.
3. Рассматривая организмы любого ранга необходимо применять сравнительный подход, выполняя предложенные задания, что дает обучающимся более глубокое понимание биологических свойств организма. Так же развивает у детей широкий кругозор.
4. Работа апробирована в 7 классе МБОУ СОШ №2 г. Бородино Красноярского края. Детям было предложено решить тематические кроссворды и заполнить сравнительную таблицу «Отличительные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов». При проверке этих заданий мы пришли к выводу, что обучающихся расширился кругозор, они лучше усваивают информацию, повышают свои знания.
1. "Рассказы о животных". М.: Азбука, 2009, 2010. — 640 с. (Серия: «Всё о...»)
2. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. БИОЛОГИЯ. Е.Н. Анашкина - Ярославль: «Академия развития», 1997 г.- с.128.
3. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», с. 2002. - 416.
4. Богданова Д. К., Биология. Справочник школьника. Донецк, 2001 г.
5. Боген Г. Современная биология. - М.: Мир, 1970 г.
6. Боген Г. Современная биология. - М.: Мир. 1970 г.
7. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. СПб.: ИД "МиМ", 1998.
8. Большая энциклопедия природы в 16 томах. - М.: ООО «Мир книги», 2002 г.
9. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.1178-02.-М.: МЗ РФ, 2003 г.
10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 3: пер. с англ./под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990 г.
11. Грин Н., Стаут У., ТейлорД. Биология: В 3 т. - М.: Мир, 1990 г. Т.1 - 3
12. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. - М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1997 г.
13. Документальный фильм «ВВС: Эволюция жизни. Освоение суши», 2005 г
14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Высш. шк., 1985. - 384 с.
15. Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2006 г.
... всего 41 источников