Реферат
Введение 7
Глава 1 Теоретические основания для включения задач открытого типа в содержание обучения математике в классах инженерной направленности 9
1.1. Цели обучения математике в специализированных классах
инженерной направленности 9
1.2. Задачи открытого типа как обязательный элемент
содержания обучения математике в классах инженерной направленности 15
Глава 2 Методическое обеспечение уроков математики в инжене]
классах 26
2.1. Комплекс математических задач открытого типа для
обучающихся 7 класса инженерной направленности 26
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и
результаты 54
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение. Методическая разработка межрегионального сетевого хакатона по теме «Я у мамы инженер» 72
Инженерно-технологическое образование школьников крайне востребованная инновация для решения стратегических задач развития Российской Федерации.
Среди основных направлений повышения качества и престижа инженерного образования обозначены следующие: корректировка образовательных стандартов и внедрение новых технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики, в частности, создание модели специализированных классов и внедрение их в практику обучения школьников; разработка и реализация мероприятий Национальной Технологической Инициативы, Всемирной инициативы CDIO, WorldSkills и др. Модель специализированных инженерных классов на сегодня, реализуется в ряде школ Красноярского края. Обучение в таких классах нацелено на создание условий для развития интереса и готовности к овладению профессией инженера, формирования у обучающихся системы ключевых компетенций, которая получила название «Система 4К-компетенций»: критическое мышление, креативность,
коммуникация и кооперация. Такое обучение предполагает углубленную подготовку по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам.
Поиск и разработка специальных методик обучения математике в инженерных классах является одной из актуальных проблем школьного математического образования. Особое внимание следует уделить содержанию обучения математике. Помимо стандартных и обучающих задач, которые условно можно назвать задачами закрытого типа, в содержание обучения математике целесообразно включать поисковые и проблемные задачи - задачи открытого типа.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике использовать комплекс математических задач открытого типа, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности у обучающихся специализированных инженерных классов.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 7 класса инженерной направленности.
Предмет исследования: методика использования математических задач открытого типа в 7 классе инженерной направленности.
Цель исследования: обоснование целесообразности включения задач открытого типа в систему математической подготовки обучающихся специализированных классов инженерной направленности.
Задачи исследования:
1. Уточнить цели обучения математике в специализированных инженерных классах.
2. Охарактеризовать специфику содержания обучения математике в классах инженерной направленности.
3. Разработать комплекс математических задач открытого типа для обучающихся 7 класса инженерной направленности.
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы, учебных программ, нормативных документов, учебников и учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; экспериментальное обучение; количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось обоснование целесообразности включения задач открытого типа в систему математической подготовки обучающихся специализированных классов инженерной направленности.
В работе задачи открытого типа рассматриваются с одной стороны как средство формирования функциональной грамотности будущих инженеров, а с другой - как неотъемлемая составляющая содержания обучения математике в специализированных классах инженерной направленности.
Анализ нормативных документов, регламентирующих систему профильного обучения школьников, позволил уточнить основную цель профильного инженерного обучения: подготовка и воспитание инженерной элиты - выпускников профильных классов инженерной направленности, владеющих основами 4К - компетенций - важнейших составляющих инженерного образования (креативность; критическое мышление; командное решение проектных задач; коммуникация). Указанные виды компетенций определяют функциональную грамотность обучающегося - способность распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и решать их. Каждая предметная область должна вносить свой вклад в достижение этого результата в зависимости от специфики ее потенциала и обеспечении предметной основы выполнения определенных действий.
В системе предпрофильного и профильного инженерного обучения школьников особое место отводится предмету «математика».
В работе уточняются следующие приоритетные цели обучения математике в профильных инженерных классах:
- Формирование системы фундаментальных математических знаний (в рамках школьного курса математики), в достаточном объеме, необходимом для успешного продолжения обучения по программам высшего образования инженерной направленности.
• Становление и развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
• Формирование функциональной (в том числе, математической) грамотности - умений применять математические знания в ходе решения разнообразных практико-ориентированных задач.
• Формирование ценностного отношения к математическим знаниям и развитие интереса к будущей профессии инженера.
Цели обучения обуславливают все компоненты методической системы обучения: содержание, методы, организационные формы и средства
обучения.
Особое внимание в работе уделяется процессу проектирования содержания обучения математике в классах инженерной направленности. Помимо стандартных и обучающих задач, которые условно называют задачами закрытого типа, в содержание обучения математике целесообразно включать поисковые и проблемные задачи - задачи открытого типа.
Придерживаясь точки зрения П.М. Горева и И.С. Зыкова математические задачи открытого типа можно определить как «задачи, которые имеют размытое условие (с лишними данными или с недостатком данных), из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат» .
В работе определен ряд дидактических условий, которые необходимо соблюдать при использовании задач открытого типа в процессе математической подготовки обучающихся:
• соответствие содержания задач открытого типа дидактическим целям и задачам урока;
• систематическое и запланированное включение задач открытого типа в содержание урока математики (как при введении нового материала, так и на стадии отработки полученных знаний и умений);
...
1. Березина В. Г. Воспитание Чудом. — Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 6.
— М.: Вита-Пресс, 2001 год.
2. Галлиуллина Е.Н. Диссертация на тему: Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых» задач. ВятГТУ,2006.-158с.
3. Гин А. А. Знакомьтесь: открытые задачи. -URL:
http ://www.trizway.com/art/opentask/36.html.
4. Гин А. А. Картотека педагогических изобретений и задач. — Сайт ЛОТ «Универсальный решатель»: URL: http://trizway.com (2003).
5. Гин А. А. Нас ждут серьёзные изменения в системе обучения. — Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 1. — Гомель: ИПП «Сож», 1996 год.
6. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — М.: Вита-Пресс. 1-изд., 1999, 4-изд., 2003 год.
7. Гин А. А. Теория открытых задач: проблематизация. -URL: http ://www.trizway. com/art/opentask/89.html (2021).
8. Гин А. А. Школа-фабрика умрёт. Что дальше?: Образование на смене цивилизаций. — Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Выпуск 6. — М.: Вита-Пресс, 2001. —С. 6-18.
9. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст] / Н.М. Гнатко, — М.: ИП РАН, 1994 - 117 с.
10. Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: дис канд. пед. наук. - Киров:
11. Горев П. М., Зыков И. С. Использование задач открытого типа на различных этапах урока математики // Концепт. -2014. -N 6 (июнь). - ART14137-URL: http://e-koncept.ru/2014/14137.htm (09.10.2021).
12. Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи в структуре современного креативного урока математики // Концепт. - 2015. Год.
13. Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок». - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011 год.
14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL:
http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения 09.10.2020).
15. Кейв М. А., Власова Н.В. Инновационные процессы в профильном образовании: учебное пособие / М. А. Кейв, Н. В. Власова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 168 с.
... всего 53 источников