Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития читательской грамотности в основной школе 10
1.1. Сущность понятия «читательская грамотность» 10
1.2. Характеристика читательской грамотности в контексте международных
тестирований PIRLS и PISA 14
1.2.1. Структура читательской грамотности 20
1.3. Потенциал урока иностранного языка для формирования и развития
читательской грамотности 23
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формирования читательской грамотности обучающихся 7-го класса на уроках английского языка в основной школе 29
2.1. Анализ учебно-методических комплексов для учащихся 7-ых классов с
точки зрения развития читательской грамотности 29
2.2. Формирующий эксперимент по развитию читательской грамотности .... 32
2.2.1. Диагностический этап эксперимента 33
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 39
2.2.3. Контрольный этап эксперимента 47
Вводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложение А 62
Приложение Б 66
Приложение В 67
Приложение Г 68
Приложение Д
Значимость владения иностранным языком становится все более очевидной в свете современных образовательных стандартов, которые должны соответствовать потребностям и отвечать вызовам актуальной геополитической, социально-экономической и культурной ситуации как на национальном, так и на мировом уровне.
В свете постоянно меняющихся тенденций в образовании и изменений в социальной жизни компетенции, которые необходимо развивать, также подлежат видоизменению. Одной из репрезентативных компетенций на современном этапе является способность к осознанному чтению, т.е. читательская грамотность.
Читательская грамотность сегодня служит основой коммуникации как способности человека активно и эффективно анализировать, интерпретировать и общаться при выявлении и решении проблем в практической деятельности в различных контекстах и видах целевой деятельности, а также как подготовка к самообразованию, личностному развитию и поддержанию форм социальной активности и расширению репертуара ее видов.
В 2000-х годах российские учебные заведения впервые принимают участие в международных программах по оценке результатов обучения студентов PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), в связи с этим в методике преподавания обращается внимание на термин "читательская грамотность" [Адамович, 2019]. Вследствие, показатели и материалы международных исследований становятся основой для создания инструментария для формирования и оценки читательская грамотности, как компонента функциональной грамотности. В результате анализа результатов международных исследований педагогический состав приходит к выводу, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации на основной ступени образования.
В следствии этого в сфере образования в Российской Федерации заметно возросло внимание к читательской грамотности, что находит свое отражение в нормативных правовых документах.
Федеральные государственные стандарты на всех ступенях общего образования выделяют умения работать с информацией как важную группу универсальных учебных познавательных действий, которые возникают в процессе изучения различных предметов [Приказ Минобрнауки РФ,2010]. Уже в начальной школе ученики приобретают первоначальные навыки работы с информацией, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира. Однако важность предмета "иностранный язык" часто недооценивается, что лишает учеников возможности развивать навыки чтения. На наш взгляд, предмет "иностранный язык" обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями реализации различных форм и методов работы и при правильном построении может не только значительно повысить уровень читательской грамотности учащихся, но и сделать этот процесс более увлекательным и интересным.
Исследование темы развития читательской грамотности на уроках английского языка имеет важное значение для формирования у учащихся навыков работы с информацией и понимания текстов на иностранном языке. Эти обстоятельства подчеркивают необходимость изучения данной проблематики в контексте современного образования и констатируют актуальность данной исследовательской работы.
Были определены объект и предмет исследования. Объект - процесс обучения английскому языку в основной школе. Предметом исследования выступает процесс развития читательской грамотности у обучающихся основной школы.
...
Одной из ведущих способностей, необходимых человеку в современном обществе для эффективной коммуникации и жизни в обществе, является функциональная грамотность. Данная способность предоставляет возможность успешно использовать знания и навыки, полученные в процессе обучения, для решения повседневных задач в различных жизненных ситуациях. В современном мире система образования активно работает над формированием функциональной грамотности среди обучающихся, уделяя особое внимание развитию читательской грамотности.
Так, материалы международных исследований PISA и PIRLS служат основой для разработки инструментов формирования оценки функциональной грамотности. Согласна концепции международных исследований функциональная грамотность включает в себя компонент читательской грамотности, который и стал предметом нашего исследования. Рассмотрев особенности, мы пришли к следующему выводу: предметная область «Иностранные языки» располагает широким диапазоном методик и технологий, позволяющих развивать главный и базовый компонент функциональной грамотности читательскую грамотность.
Основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогической, а также методической литературы была описана сущность, история понятия «читательская грамотность», рассмотрены возрастные особенности обучающихся 7 классов и определены основные факторы, уровни и умения читательской грамотности у школьников-подростков. Был проведен анализ двух учебно-методических комплексов с точки зрения предлагаемых форм, методов и технология обучения чтению.
При проверке гипотезы нами была разработана и проведена опытно - экспериментальная работа, цель которой заключалась в разработке комплекса дополнительных заданий, направленных на развитие читательской грамотности в процессе обучения английскому языку в образовательном учреждении в основной школе.
На контрольном этапе эксперимента оценивалась эффективность использования инструктивных материалов для формирования у обучающихся навыков понимания прочитанного. Был сделан вывод о том, что учебные материалы оказывают положительное влияние на уровень сформированности когнитивного компонента умений понимания прочитанного на иностранном языке. Повышение уровня сформированности когнитивного компонента свидетельствует о значительном прогрессе в понимании иноязычных текстов со стороны обучающихся. Эксперимент подтвердил, что использование специально разработанных учебных заданий способствует эффективному формированию навыков чтения и понимания текстов на иностранном языке.
Таким образом, принимая во внимание все вышеупомянутое, мы приходим к заключению, что целенаправленная работа на уроках иностранного языка не только улучшит качество чтения, но и способствует повышению качества понимания прочитанного. Получив результаты и оценив фактический уровень читательской грамотности учащихся на диагностическом и контрольном уровнях, мы смогли оценить положительную динамику. Наша гипотеза о том, что разработка и апробация дополнительных упражнений поможет повысить уровень читательской грамотности учащихся на уроках иностранного языка, полностью подтвердилась.
Для достижения положительных результатов необходимо дополнить учебный процесс заданиями, направленными на повышение уровня читательской грамотности, в том числе на основе текстов, рекомендованных в учебниках.
Работа по повышению уровня читательской грамотности представляет собой комплексный процесс, который требует не только изучения конкретных методик и стратегий, но и разработки инновационных подходов к обучению. Этот процесс не ограничивается рамками данного конкретного исследования, а включает в себя перспективу дальнейшей работы в области альтернативных методик повышения грамотности учащихся. Предполагается, что эта работа будет осуществляться с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и с использованием современных образовательных технологий. Такой подход позволит эффективно справляться с вызовами, стоящими перед современным образованием, и обеспечит более качественное формирование навыков чтения учащихся на всех уровнях образования. Важно также учитывать, что эффективность работы по повышению грамотности зависит от взаимодействия различных сторон образовательного процесса, включая педагогов, родителей и общественные организации.
1. Аверина М.Н. Современный урок иностранного языка: учебнометодическое пособие; М-во образования и науки РФ, Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. 31 с.
2. Адамович К. А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д. Основные результаты российских учащихся в Международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA/сост. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с.
3. Азизова Л. Ё. Развитие читательской грамотности на уроках английского языка // Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития, 2022. С. 169-173.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 342 с.
5. Балмухамбетова М. М. Функциональная грамотность как цель и результат современного обучения английскому языку, 2022. С. 5-9.
6. Ваулина Ю. Е. Английский язык. Книга для учащихся. 7 класс.
Серия «Spotlight» («Английский в фокусе») [Текст]: пособие для
общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2016. 106 с.
7. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2018. С. 16-17.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 2008. С. 26-28.
9. Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка, 2008. № 2. С. 26-29.
10. Гончарова Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дисс.канд. психологических наук: Москва, 2009. 56 с.
11. Горбач А. В. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка //Казанский государственный институт культуры Кафедра межкультурной коммуникации и лингвистики, 2020. 425 с.
12. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155-180.
13. Замотина Н. В. Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка //человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. 2020. С. 9-11.
14. Ковалева М. В. Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка //Технологии Образования. 2020. №2. С. 127-131.
15. Кольчикова Н. Л. Визуализация художественного текста как средство формирования читательской грамотности учащихся //Вестник Хакасского государственного университета им. НФ Катанова, 2020. №. 4. - С. 107-114.
... ВСЕГО 34 ИСТОЧНИКОВ