Введение 9
Глава I. Теоретические основы формирования культуры питания младших школьников 17
1.1 Культура питания как составляющая здорового образа жизни (исторический
аспект) 17
1.2 Особенности формирования культуры питания в младшем школьном возрасте 32
1.3 Развитие культуры питания младшего школьника посредством реализации
занятий кружка кулинарного искусства «Гости на пороге» 36
Выводы по главе 1 48
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры питания младших школьников посредством занятий кружка кулинарного искусства «Гости на пороге» 52
2.1 Актуальный уровень сформированности культуры питания младших
школьников 52
2.2 Методические рекомендации по реализации занятий кружка кулинарного
искусства «Гости на пороге» для младших школьников 68
2.3 Выявление эффективности занятий кружка кулинарного искусства «Гости на пороге» как средства повышения культуры питания младших школьни-
ков 81
Выводы по главе II 93
Заключение 95
Библиография 97
Приложения 103
В настоящее время вся внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь одной из основных форм в учебном и воспитательном процессе, а также организацией досуга учащихся в свободное от учебы время, перешла на новый образовательный стандарт. Каждая программа внеурочной деятельности и дополнительного образования, независимо от направленности, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и направлена на создание условий для реализации качественного образования и адаптации ребенка к окружающемуся миру. Ребенку необходимо постоянно развиваться и учиться и если школьная программа даёт только базовые знания, то дополнительное образование приходит в таком случае на помощь.
В данном, конкретном случае, хотелось бы более подробно рассмотреть в дополнительном образовании занятия кружка кулинарного искусства «Гости на пороге», которые направленны на повышение уровня культуры младшего школьника.
Почему именно культура питания? Каждому человеку необходимо вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем и, конечно, правильно питаться. И современное общество разделилось на два лагеря. Одни считают, что здоровый образ жизни это генетика и ничего не делают для того, чтобы сохранить и приумножить свое здоровье, другие, не смотря на то, что со здоровьем сейчас у многих не очень хорошо и хронические заболевания только молодеют, всячески стараются выполнять все рекомендации по оздоровлению и вести здоровый образ жизни. Иногда в одной семье родители разделяются на два фронта. К сожалению, в таких случаях, всегда страдают дети. И виной всему не организованность и не образованность родителей. Чтобы таких неприятностей избежать каждый должен задуматься о своем здоровье. Ведь нарушение только в питании может привести к ряду таких заболеваний как: понижение иммунитета, железодефицитная анемия, сахарный диабет, заболевания связанные с внутренними органами, с суставами и мышцами всего тела и т.д. для предотвращения таких заболеваний и с целью профилактики, человек должен правильно питаться. Особенно правильным, сбалансированным и рациональным должно быть питание у ребенка, для нормального полноценного развития. Как показывает статистика, в последнее время состояние здоровья детей ухудшилось в разы. Стресс, отсутствие питания у ребенка в школе, нарушение режима - все это приводит к различным воспалительным заболеваниям. Главная причина всех заболеваний связанных с нарушением и воспалением желудочно-кишечного тракта, это не правильное питание ребенка, это отсутствие режима питания, это стрессы. Каждый ребенок должен получать полноценное питание три раза в день, и обязательно - горячий обед .
«Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения - возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту», - советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский .
Поэтому, чтобы избежать подобных случаев и походов к специалистам нужно понимать, что нашим детям полезно, а что во вред. Обязательно надо помнить, что не все продукты, которые предпочитают наши дети, принесут пользу их здоровью. В будущем, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно выбирать для себя полезные продукты, необходимо, как можно раньше получить знания о здоровом питание. И, следовательно, о культуре питания.
Приведем статистику:
«В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми», - говорит профессор НИИ питания РАМН, член научно-экспертного совета НИЛ БАД Васильев Андрей Валериевич .
«За время школьного обучения состояние здоровья детей ухудшается в 45 раз. В 2 раза возрастает количество хронических заболеваний среди школьников. 60-70% подростков к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% - неправильную осанку, 30% - хронические заболевания».
Почему это происходит и как избежать хронических «школьных» заболеваний? Андрей Валериевич рассказал о 5 основных причинах:
...
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы выявили сущность понятий «знания», «расширение знаний», «кулинария» и «культура питания», «техника безопасности» и «гигиена», рассмотрели возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при разработке и проведении занятий.
Мы выделили критерии культуры питания: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Также мы выделили уровни культуры питания: низкий, средний, высокий.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы подобрали методики: «Культура питания в жизни человека», «Для меня...», «Дети на кухне».
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в 4 «А» и 4 «Б» класса на базе МБУДО ЦДО «Радуга» г. Тайшета, позволили сделать вывод о преобладании у большинства учащихся низкого и среднего уровня культуры питания, наименее сформирован критерий «когнитивный».
С целью повышения культуры питания младших школьников нами были разработаны и апробированы занятия кружка кулинарного искусства «Гости на пороге», с учетом возрастных особенностей учащихся. Далее разработаны и реализованы организационно-педагогические условия повышения уровня культуры питания, а именно занятий, включающих в себя:
- изучение разнообразия продуктов питания, оценки их качества и состава, полезных свойств; значения для здоровья вкусной и полезной пищи; правил личной гигиены и техники безопасности при работе на кухне; способов приготовления блюд;
- формирование позитивного эмоционального отношения школьников к вкусной и полезной еде; интереса к кулинарии, различным рецептам, кулинарному искусству в целом; критического отношения к готовым блюдам (в кулинарии или супермаркете), к «вредным» продуктам и напиткам;
- соблюдение правил гигиены, сервировки стола, этикета во время приема пищи; умение готовить вкусные и полезные блюда (владение техникой безопасности, технологией и последовательностью обработки продуктов в процессе приготовления и придания блюдам эстетического вида).
По окончанию формирующего эксперимента нами был проведен второй контрольный срез по методикам, аналогичным констатирующему этапу исследования. В обоих классах преобладает средний уровень культуры питания, но в экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем культуры питания увеличилось на 33 %, а количество детей с низким уровнем снизилось на 33 %. Наибольшие изменения произошли по такому критерию, как «когнитивный».
Результаты экспериментальной работы подтвердили высказанную в начале исследования гипотезу о том, что уровень культуры питания младших школьников можно повысить, если занятия кружка кулинарного искусства «Гости на пороге» направить на:
• расширение знаний о разнообразии продуктов питания и их ствах, значении;
• формирование позитивного эмоционального отношения школьников к кулинарному искусству;
• соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности, сервировки стола, этикета; умении готовить вкусные и полезные блюда.
1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова / Алгоритм здоровья, - Москва, 2004. - 504 с.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья, 2000. - №2. - С.21 - 28.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 80с.
4. Багрянцев О. В. Важность и понятие валеологии / О.В. Багрянцев // Межвузовский сборник научно - технических статей. Часть 2. - Саратов: Научная книга, 2008. - С. 8 - 10.
5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания // Педагогика. / Е. В. Бондаревская, - 2001. - № 1. - С. 17 - 24.
6. Варламова С. И. Здоровье наших учеников / С.И.Варламова // Начальная школа. - 2003. - №2. - С. 66.
7. Венедиктов Д. Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. 1979. - №7. - С. 102.
8. Виленский М. Я. Социально - психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я.Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1994. - 9. - С. 12.
9. Волкова О.С. «Изучение актуального состояния культуры питания у младших школьников» / О.С.Волкова//Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции. Красноярск, 23-24 апреля 2020 г.-С.21
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 - ти томах. Т. 5 / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с. 58.
11. Грач И. С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержания работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5. - С. 88.
12. Дзапарова Г. И. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. - №9. - 2000. - С. 93.
13. Деркунская В. А. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. - 144 с.
14. Дергачев Ю. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. - С. 153.
15. Зайцев Г. К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. / Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесникова. - СПб., 1994. - 148 с.
... всего 61 источников