Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско- родительских отношений

Работа №157584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость4150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование связи социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско-родительских отношений 5
1.1 Обзор исследований развития личности в психологии 5
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Роль семьи в воспитании детей 21
1.3.1 Современные тенденции института семьи 21
1.3.2 Детско - родительские отношения 22
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Исследование связи социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско-родительских отношений 33
2.2 Обоснование выбора методов 33
2.3 Описание методик 34
2.4 Обсуждение результатов 36
Выводы по Главе 2 42
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 50


Актуальность.
Всё чаще в обществе поднимается вопрос о личностной незрелости молодежи. Отмечается её потребительское отношение к жизни, инфантильность. Безответственность молодых людей проявляется во многих сферах социальной жизни: профессиональной, семейной, с чем связаны легкие отношения, проявляющиеся в форме «гражданских» браков и частых разводов.
Интересно проследить ход личностного становления современных молодых людей в отличие от их сверстников прошлого поколения, начиная с дошкольного возраста: социальны факторы, оказывающие на них определяющее влияние. Так ещё А.Н. Леонтьев говорил «дошкольное детство - это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» [20] Какова иерархия мотивов у современных дошкольников. Какие социальные мотивы становятся смыслообразующими. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования и научный интерес.
Причем первоначально становление личности происходит в семье, то для нас важно исследовать семейный контекст воспитания: как изменились семейные взаимоотношения и какое влияние они оказывают на становление социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста. Целью нашей работы является: выявление связи социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско-родительских отношений.
Объект: социальные мотивы детей старшего дошкольного возраста Предмет: связь социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско-родительских отношений.
Гипотеза: социальные мотивы детей старшего дошкольного возраста становятся смыслообразующими при авторитетной и сотруднической позиции родителей
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить связь социальных мотивов детей старшего дошкольного возраста с типом детско-родительских отношений.
3. Проанализировать полученные данные
4. Разработать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений для развития социальных мотивов как смыслообразующих Методы исследования: теоретическое осмысление и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; эмпирическое исследование, анализ полученных результатов, использование при этом: авторскую методику А. Н. Леонтьева «Горькая конфета»; авторскую методику «Поделись конфетой»; тест-опросник «Родительское отношение к детям» (А.Я.Варга, В.В. Столин); экспертный опрос воспитателя; авторский опросник «Кусок пирога»; коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, где представлены актуальность проблемы, предмет, объект, цель, гипотеза, задачи; теоретическая часть; экспериментальная часть, где представлены описания выборки, методов, процедуры проводимого исследования, анализа и обсуждение полученных результатов; выводов; заключения; библиографического списка; приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психологической литературы по проблеме исследования показал, что дошкольный возраст является наиболее важным в становлении личности ребенка. Самым важным изменением является формирование системы соподчинения мотивов. Одно из главных новообразований этого возраста является произвольность поведения, которое заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций и в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Феномен «горькой конфеты» описанный А.Н. Леонтьевым в 1983 г не обнаружился ни у одного ребенка старшего дошкольного возраста. У современных детей старшего дошкольного возраста не проявились переживания после получения незаслуженной награды. При этом у большинства детей старшего дошкольного возраста были заметны сомнения в виде паузы и замешательства, что говорит о борьбе мотивов и становлении волевого поведения. Механическое выполнение запрета взрослого не будет свидетельством о развитии произвольного поведения. Социальные мотивы через ответственное поведение перед взрослыми, через обязательства, через запреты снижены. В ходе исследования выяснилось, что для большинства детей старшего дошкольного возраста смыслообразующими мотивами становятся такие мотивы как получение признания со стороны взрослых, чувство собственной значимости и полезности для других.
Решающим звеном в формирование и развитии личности ребенка является семья. В современном обществе прослеживается тенденция к детоцентрическому типу семьи и преобладающему в нем симбиотическим отношениям. В детоцентрическом типе семьи, особой, значимой фигурой является ребенок. Из экспертного мнения воспитателя можно сделать вывод о том, что сейчас большинство семей, где именно дети воспитывают родителей, а не наоборот. Сейчас родителю проще выполнить все за ребенка, чтобы оградить его от возможных трудностей, подавляя тем самым его самостоятельность. Исходя из этого, можно отметить, что современный старший дошкольник имеет мало социального опыта: брать на себя ответственность и отвечать за свои слова и поступки, делиться и уступать другим.
В ходе исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста готовы делиться, прислушиваться к мнению других при положительном подкреплении (похвала; поощрение; одобрение) со стороны взрослого. Для ребенка необходимо, чтобы в семье была атмосфера любви, уважения, родители бережного относились к его индивидуальным особенностям, были искренни заинтересованы в его делах и интересах, были уверенны в его достижениях. Родители, находясь в позиции авторитетной и сотруднической были требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Для оптимизации детско-родительских отношений мы разработали памятки. (Приложение 4)



1. Абдурахманов Р.А., Возрастная психология/ Современный
Гуманитарный Университет - М., 1999 - 280 с.
2. Абдурахмянов Р.А. История психологии: идеи, концепции,
направления / Р. А. Абдурахманов: учебное пособие. Второе издание стереотипное — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 326 с.
3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973. - 280 с.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2006. - 158с.
5. Бендлер, Р., Гриндер, Дж., Сатир, В. Семейная терапия / В. Сатир. - СПб., 1993. - 114 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 258 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 420 с.
8. Богословский, В.В. Мотивы и их место в развитии личности / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 2007. - 302с.
9. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989 - 208 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. - 387 с.
11. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990 - 134 с
12. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол. журн. 1995. - №2. - Т. 16. - С. 27 - 41.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.
- 320 с.
14. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М., 1987 - 256 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя -- Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
...
46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ