Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты патриотического воспитания обучающихся в современных условиях 7
1.1. Патриотическое воспитание обучающихся в современных
условиях 8
1.2. Организационно-методическое обеспечение патриотического
воспитания обучающихся во внеурочной деятельности 13
1.3. Практика организации внеурочной деятельности обучающихся как
ресурс патриотического воспитания 22
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Организация и проведение педагогического эксперимента по
патриотическому воспитанию обучающихся во внеурочное время 25
2.1. Методы исследования патриотического воспитания
обучающихся 26
2.2. Организация исследования 32
Выводы по 2 главе 33
Глава III. Обоснование и разработка организационно-методического обеспечения патриотического воспитания обучающихся
общеобразовательной школы во внеурочное время и его проверка 33
3.1. Обоснование и разработка организационно-методического обеспечения патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной
школы 34
3.2. Проверка результативности использования организационно¬методического обеспечения разработанных средств и методов организационно-методическое обеспечение патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы 38
Вывод по 3 главе 41
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение №1 47
Приложение №2 48
Приложение №3 49
Одной из актуальных задач современного общества является задача патриотического воспитания школьников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является важнейшей проблемой государства и, в первую очередь проблемой образовательных учреждений нашей страны, так как школьные годы - самая благоприятная пора для воспитания у школьников чувство любви к своей Родине.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [4]; предъявляет требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите:[1] На данный момент в нашей стране идет тенденция к возрождению патриотического воспитанию детей и подростков. Национальная доктрина образования признает приоритетным воспитание человека-патриота, любящего свою Родину и уважающего культуру и традиции своей страны.[2]
Современная школа призвана формировать у школьников чувство патриотизма через изучение истории своей страны, через приобщение к национальным нравственным ценностям, а также осуществлять всестороннюю подготовку к выполнению своего долга перед Родиной.
Как показывают исследования, зачастую в большинстве государственных образовательных организациях не сложилась еще стройная система патриотического воспитания школьников в целом или дополнительной форме. 13]
По данным ВЦИОМа современный патриотизм, по мнению опрошенных людей, проявляется не только в сфере политической, но и в коммуникативной, в сфере повседневных межличностных взаимоотношений между людьми, в сфере их практической деятельности. Патриотизм
кроется в укреплении семьи и воспитании детей (52%), уважении традиций (49%), работе с полной отдачей по своей специальности (35%). Менее значимыми являются публичные и политические формы патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (18%), празднование исторических событий и юбилеев (17%), участие в работе патриотических организаций (14%), критика недостатков в собственной стране (13%).Совсем непопулярны в современном мире разговоры и беседы на патриотические темы - проявлением патриотизма их считают лишь 6% опрошенных. В то же время 55% опрошенных назвали недопустимым уклонение от уплаты налогов, государственные символы Российской Федерации должен знать каждый россиянин - так заявляют 51%, 39% считают недопустимым уклонение от службы в армии, примерно столько же (40%) - с теми или иными оговорками оправдывает «уклонистов». Высокое нравственное значение защиты Родины с оружием в руках, зачастую ставится под сомнение тяжелой и часто недостойная практикой военной службы. Большинство опрошенных согласны, что в образовательных учреждениях необходимо возродить военно-патриотическое воспитание молодежи.
Противоречие между социальным заказом государства и недостаточным организационно-методическим обеспечением патриотического воспитания обучающихся на практике обусловило выбор темы «Патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательной школы во внеурочной деятельности»
Объект исследования: патриотическое воспитание обучающихся через внеурочную деятельность.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение
внеурочной деятельности для патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: результативность патриотического воспитания школьников на базе общеобразовательной организации будет способствовать разработка и внедрение организационно-методического обеспечения, в котором учтены:
- организация клубной деятельности;
- организация полевых сборов.
-средства информационно-коммуникационного сопровождения школьников Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-методическое обеспечение патриотического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить состав организационно-методического обеспечения патриотического воспитания школьников.
3. Разработать организационно-методическое обеспечения деятельности школьников.
4. Проверить результативность патриотического воспитания в процессе внедрения организационно-методического обеспечения.
Теоретико-методологической основой явились:
теоретические положения о взаимодействии личности и общества, социальной обусловленности воспитания личности и обратного воздействия личности на общество (Выготский JI.C. Эльконин Д.Б. и др.);
- теория целостности педагогического процесса (Бабанский Ю.К.);
- ведущие положения гуманистической психологии о решающей роли деятельности в формировании личностных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.);
теория мотивации деятельности (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н.).
В процессе теоретического исследования проанализированы аспекты формирования понятия «патриотизм», а также новые тенденции, обуславливающие изменения в сфере патриотического воспитания, на основании которого сделан вывод о том, что решение проблемы патриотического воспитания объективно зависит от политических и социально-экономических условий конкретной исторической эпохи. За основу принято определение «патриотизма» и подход к патриотическому воспитанию Н. В. Ипполитовой. Патриотизм, с одной стороны является естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Патриотизм назван частью духовной культуры человека, при этом основным его звеном является нравственная культура. Выделены основные направления патриотического воспитания молодежи Красноярского края в соответствии с целевой программой и обоснован потенциал формы в их реализации на базе общеобразовательной школы, определён состав организационно-методического обеспечения. В течение года реализовывалась программа деятельности учеников. В начале года проводилась первичная диагностика уровня патриотического воспитания с использованием методик Л. М. Фридмана и Т. М. Масловой, которая показала преобладание среднего уровня. Результаты повторной диагностики по тем же самым методикам показывают повышение количества воспитанников клуба, демонстрирующих высокий и средний уровень, что свидетельствует о результативности использования разработанного организационно методического обеспечения.