Введение 3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания обучающихся 7
1.1. Теоретический анализ состояния патриотического воспитания
школьников по данным психолого-педагогических исследований 7
1.2. Сущность, содержание и формы проявления патриотизма 14
1.3. Патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях .. 20
Выводы по первой главе 26
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы попатриотическому воспитанию шестиклассников средствами физической
культуры 27
2.1. Изучение уровней сформированности патриотизма у обучающихся
шестых классов 27
2.2. Апробация программы патриотического воспитания обучающихся
шестых классов средствами физической культуры 33
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию шестиклассников средствами физической культуры 43
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Практические рекомендации 53
Список использованных источников 54
Приложение 62
Актуальность. В настоящее время патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российской Федерации.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, очень сильно затронули сферу патриотического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи. Искажение послеоктябрьских событий нашего государства, фальсификация истории Великой Отечественной войны, публикации, подрывающие авторитет Советской Армии и принижающие ее освободительную миссию, привели к изменению отношения учащейся молодежи к службе в армии в целом и к патриотизму в частности.
Тем не менее, анализ современной социокультурной ситуации показывает важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности школьника. Патриотическое воспитание в данный период развития общества несёт в себе нравственный аспект. Поэтому важной задачей является формирование патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.
Предъявляемые современным обществом требования к воспитанию подрастающего поколения обосновывают необходимость совершенствования воспитательной деятельности по формированию патриотической воспитанности подростков, в том числе и в процессе физкультурно¬спортивной деятельности, реализуемой в образовательных организациях. Воспитание патриотических качеств подростков является необходимым условием, однако существуют противоречия между:
- возросшей необходимостью повышения уровня патриотической воспитанности младших подростков, активным стремлением к признанию их роли и значения в обществе и недостаточным вниманием со стороны образовательных и общественных организаций к этой проблеме;
- возрастающей потребностью в теоретическом осмыслении и практической реализации патриотического воспитания средствами физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических условий повышения патриотической воспитанности подростков.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно проводить работу по патриотическому воспитанию у шестиклассников средствами физической культуры?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Патриотическое
воспитание обучающихся шестых классов средствами физической культуры».
Объект исследования: воспитательный процесс в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания
шестиклассников средствами физической культуры.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы патриотического воспитания шестиклассников средствами физической культуры.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание обучающихся шестых классов средствами физической культуры будет эффективным если:
1. выявлены особенности патриотического воспитания
шестиклассников на уроках физической культуры;
2. определены уровни и критерии сформированности патриотизма шестиклассников на уроках физической культуры;
3. разработана и реализована в опытно-экспериментальной работе программа патриотического воспитания шестиклассников средствами физической культуры.
...
Проблема воспитания патриотизма в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования, которое сейчас направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования патриотизма у подрастающего поколения. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование патриотизма у учащихся шестых классов на уроках физической культуре в школе мало изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования патриотизма у учащихся шестых классов средствами физической культуры, разработали и реализовали программу, включающую в себя:
- проведение системы уроков по олимпийскому образованию шестиклассников;
- организация и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования патриотизма шестиклассников;
- организация и проведения смотра-конкурса песни и строя.
Для ее реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию патриотизма у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у учащихся шестых классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования патриотизма у обучающихся шестых классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, нужные нам для исследования. Базой формирования патриотизма у школьников является школьная среда. Нами из программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» взято определение патриотизма: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
на базе МБОУ «Толстихинская СОШ» (с. Толстихино, Уярский район, Красноярский край).
При диагностике уровней сформированности патриотизма у обучающихся шестых классов средствами физической культуры нами были выделены их критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий); определены три уровня его проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования патриотизма у обучающихся шестых классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления патриотизма у учащихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество учащихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе на 13%, в контрольной группе 1%, со средним уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 17%, в контрольной группе на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 30%, а в контрольной группе только на 7%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования патриотизма у обучающихся шестых классов средствами физической
культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у обучающихся шестых классов средствами физической
культуры подтвердила нашу гипотезу.
1. Алваров Л.Р. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в условиях образовательного процесса // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 547-555.
2. Алиева С.А., Омаров О.Н. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 198-201.
3. Антонова Т.А. Спортивно-патриотическое воспитание
обучающихся // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: сборник материалов Международной электронной научно-практической конференции (1-31 октября 2018 г., г. Донецк). Донецк, 2018. С. 32-37.
4. Антонова Т.Б. Физическое развитие обучающихся,
ориентированное на службу в армии, как одно из направлений гражданско - патриотического воспитания // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (28 февраля 2015 г., г. Тамбов). Тамбов,
2015. С. 15-17.
5. Ахмерова Н.М. Патриотическое воспитание у обучающихся 10-11 классов в образовательных организациях: в книге Педагогика и психология в современной системе образования. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2016. С. 61-83.
6. Барсукова И.В. Патриотическое воспитание как приоритетное направление духовно-нравственного развития обучающихся в рамках введения ФГОС // Информация и образование: границы коммуникаций. 2013. № 5 (13). С. 266-267.
7. Бондаренко Н.А., Колесина Е.Г. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика.
2016. № 57. С. 52-62.
8. Быков А.К. Основные направления патриотического воспитания
обучающихся в системе российского образования: классификация и содержание // Россия: прошлое, настоящее, будущее: материалы
Всероссийского патриотического форума (27 октября 2017 г., г. Шадринск). Шадринск, 2017. С. 92-97.
9. Вахитов А.Н. Военно-патриотическое воспитание обучающихся
посредством дидактических игр // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: сборник статей Международной научно¬
практической конференции (26 декабря 2018 г., г. Тюмень). Тюмень, 2018. С. 68-70.
10. Вырщиков А.Н. Методологические основания исследования феномена патриотизма с позиций системно-деятельностного подхода в аспекте индивидуализации патриотического воспитания обучающихся: глава в книге // Образование региона: история, современность, стратегии развития. Волгоград, 2018. С. 9-54.
11. Гизоев С.Э., Киргуева Ф.Х. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 274-276.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL:http://static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0ws .pdf (дата обращения 06.02.2019)
13. Гузнов Д.С., Строгова Н.Е. Проблема подготовки молодежи к военной службе в историческом развитии // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (26 апреля 2017 г., г. Красноярск). Красноярск, 2017. С. 269-274.
14. Гурьев М.Е. Особенности деятельности обучающих по патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 17. С. 78-88.
15. Деркачев А.О., Проворов А.В. Педагогические основы
патриотического воспитания обучающейся молодежи в образовательных организациях // Гуманитарный вестник военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2016. № 4-2 (4). С. 51-56.
...
57 источников