Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования патриотического воспитания подростков в системе внешкольных учреждений России. ... 12
1.1. Патриотическое воспитание подростков во внешкольных
учреждениях в научно-педагогической литературе 12
1.2. Возрастные особенности подростков-членов различных
формирований патриотического воспитания во внешкольных учреждениях 26
1.3. Организационно-педагогические условия патриотического
воспитания подростков во внешкольных учреждениях 30
Глава 2. Особенности реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города Красноярска 36
2.1. Региональные особенности и тенденции деятельности молодежного
военно-спортивного центра «Патриот» 36
2.2. Сравнительный анализ проявления патриотизма у учащихся
общеобразовательных школ и воспитанников молодежного военно-спортивного центра «Патриот» 44
2.3. Основные формы реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города
Красноярска 54
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 72
Актуальность работы. Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в социально-экономической сфере Российской Федерации, всесторонне обостряют социокультурные проблемы современного российского общества. В том числе и в области образования. В условиях сложной экономической и социальной ситуации в обществе, нарастающего расслоения, миграционных процессов, обострения межнациональных противоречий, возникновения разного рода националистических молодежных объединений перед системой образования актуализируется необходимость формирования у подрастающих поколений традиционного патриотического сознания. Данная цель и задача зафиксированы в Законе Российской Федерации «Об образовании» , Государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» , «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и нормативно-правовых актах ориентирующих педагогическое сообщество на реализацию процесса патриотического воспитания молодежи с учетом предложений научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий во всех образовательных учреждениях страны. В качестве принципа реализации обозначенных целей и задач приняты: воспитание гражданственности и трудолюбия; уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, семье и Родине.
Образовательное пространство внешкольных учреждений выступает наиболее благоприятной средой для формирования чувства патриотизма, так как оно, ориентировано на создание условий для полноценного развития ребенка, вырабатывание у него общекультурных компетенций, удовлетворение личностных интересов и потребностей, обеспечивающих возможность самоопределения и самореализации, способствующих созданию «ситуации успеха» и социально значимой деятельности, проявлению активности в формировании патриотического сознания.
Данные обстоятельства обуславливают обращение научно-педагогического сообщества к исследованию фундаментальных и прикладных проблем патриотического воспитания
Степень изученности темы. Вопросы патриотического воспитания изучены широко в большом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. Теоретические положения организации патриотического воспитания во внешкольных учреждениях разработаны в трудах Н.В Мазыкина , В.А. Заставенко , Л.Н. Буйловой , Е.В. Черкасовой и др. Важными для нашего исследования являются работы таких авторов как Т.А. Касимова , которая изучает деятельность краеведческих кружков и клубов военно-прикладного искусства; совместная работа ученых- педагогов Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева о деятельности военно¬патриотического воспитания в новой социальной обстановке, а также методике подготовке и аккредитации педагогов патриотических клубов.
Однако исследований по разработке содержания и организации патриотической работы во внешкольных учреждениях в современных условиях недостаточны.
Исследования проблемы психофизиологических особенностей в
патриотическом воспитании детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского , В.С Мухиной , Д.И. Фельдштейна , Т.Н. Мальковской и др.
Обзор и анализ историко-педагогический литературы позволили утверждать, что изучение проблем организации патриотической работы вызвало исследовательский интерес, но количество трудов незначительно и они охватывают не все значимые аспекты. Среди них нет работ, специально и комплексно обобщающих целостные характеристики процесса организации системы патриотической работы во внешкольных учреждениях Восточной Сибири на современном этапе.
...
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что на сегодняшний день, проблема патриотического воспитания молодого поколения в учреждении дополнительного образования является актуальной и значимой, так как в Российском обществе происходят изменения, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в системе образования. Отсюда возникает необходимость в воспитании свободной и ответственной личности с развитыми моральными устоями.
Патриотизм - это чувство любви к своему Отечеству, его историческому наследию, народам и традициям. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вопросы патриотического воспитания занимают значимое место в научно-педагогических исследованиях. В последние годы все более заметен интерес ученных к проблеме патриотического воспитания во внешкольных учреждениях. Во многом это объясняется политикой государства, делавшей акцент на досуговые организации при утрате тех институтов, которые активно функционировали в советские времена.
Внешкольные учреждения имеют наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма подростков, так как они ориентируются в первую очередь на личностные интересы самого воспитанника. Большим преимуществом таких учреждений является тот фактор, что у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность начать новый этап в своей жизни.
Отсутствие боязни, оказаться в числе отстающих, создает психологически комфортные условия, раскрепощает подростков.
В процессе исследования мы приходим к выводу, что именно в этом возрасте важен процесс патриотического воспитания, поскольку все стороны развития ребенка подвергаются качественной перестройке, у подростка возникают и формируются новые психологические новообразования, выраженные в появлении различных реакций (эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения), которые создают благоприятную почву для формирования патриотизма. Более того, в этом возрасте складывается наиболее благоприятные ситуации для формирования когнитивной составляющей патриотизма. Важность патриотического воспитания в этом возрасте заключается еще в том факторе, что у подростка под воздействием сверстников, СМИ и окружающей среды, не всегда формируется правильное патриотическое мировоззрение. Поэтому особо возрастает роль образовательных учреждений, в том числе внешкольных учреждений дополнительного образования.
Кроме того, мы выяснили, что подростки (дети от с 9 до 16 лет) имеют свои психофизиологические особенности, зная которые, следует применять соответствующие формы, методы и средства при воспитании, в частности патриотическом.
Мы выявили, что для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать следующие организационно-педагогические формы: экскурсия, краеведческая работа, просмотр героического кино, военно-патриотическая игра, встреча с известными людьми; военно-спортивный лагерь, военно-патриотический клуб; изучение истории родного края, народных обычаев; социально-волонтёрская работа; занятия по специальным воинским дисциплинам; патриотический фестиваль и конкурсы по патриотической тематике. Вместе с тем, в системе педагогического процесса используются методы побуждения, убеждения и приучения.
...
1. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М.: Московский лицей, 2012. - №1. - С. 1-43
2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 11.01.2016, № 61 (2 ч.), ст. 6731.
3. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.: Мнемозина, 2000. - 199 с.
4. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. / Г. А. Авеносова. - М.: Аспект пресс, 2006 - 236с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К.Бабанский. - М.: Владос, 2009. - 348 с.
6. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2006. 192 с.
7. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности// Молодой ученый.2014. №10. С.349-352.
8. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412.
9. Вандышева Е. На героике великой отечественной / Е. Вандышева // Патриот отечества. - 2010. - №9. - С. 6.
10. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А.С.Гаязов, Л.Р.Болотина. - Челябинск: Факел, 2005. - 238 с.
11. Емельянова Л.В. Система методов воспитания. Характеристика
отдельных методов воспитания статья. Абакан: КАРАНДАШ, 2013. 145с.
12. Ефремова Г.И. Формирование преодолевающего поведения и
социально-психологической зрелости молодежи в условиях кризиса/ Г.И. Ефремова. - М.: Проспект, 2009. - 304 с.
13. Зайцев В. А. Государственно-патриотическое воспитание
военнослужащих в военном вузе. Методическое пособие. Волгоград, 2009. - 86 с.
14. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности / Г.Е.Залесский. - М.: Мысль, 2006. - 278 с.
15. Замостьянов А. Патриотическое воспитание - подступы и попытки / А. Замостьянов // Народное образование. - 2008. - №8. - С.3-6.
...
51 источник