Патриотическое воспитание подростков в молодежном военно-спортивном центре "Патриот" города Красноярска
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования патриотического воспитания подростков в системе внешкольных учреждений России. ... 12
1.1. Патриотическое воспитание подростков во внешкольных
учреждениях в научно-педагогической литературе 12
1.2. Возрастные особенности подростков-членов различных
формирований патриотического воспитания во внешкольных учреждениях 26
1.3. Организационно-педагогические условия патриотического
воспитания подростков во внешкольных учреждениях 30
Глава 2. Особенности реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города Красноярска 36
2.1. Региональные особенности и тенденции деятельности молодежного
военно-спортивного центра «Патриот» 36
2.2. Сравнительный анализ проявления патриотизма у учащихся
общеобразовательных школ и воспитанников молодежного военно-спортивного центра «Патриот» 44
2.3. Основные формы реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города
Красноярска 54
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 72
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования патриотического воспитания подростков в системе внешкольных учреждений России. ... 12
1.1. Патриотическое воспитание подростков во внешкольных
учреждениях в научно-педагогической литературе 12
1.2. Возрастные особенности подростков-членов различных
формирований патриотического воспитания во внешкольных учреждениях 26
1.3. Организационно-педагогические условия патриотического
воспитания подростков во внешкольных учреждениях 30
Глава 2. Особенности реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города Красноярска 36
2.1. Региональные особенности и тенденции деятельности молодежного
военно-спортивного центра «Патриот» 36
2.2. Сравнительный анализ проявления патриотизма у учащихся
общеобразовательных школ и воспитанников молодежного военно-спортивного центра «Патриот» 44
2.3. Основные формы реализации патриотического воспитания подростков в молодежном военно-спортивном центре «Патриот» города
Красноярска 54
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 72
Актуальность работы. Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в социально-экономической сфере Российской Федерации, всесторонне обостряют социокультурные проблемы современного российского общества. В том числе и в области образования. В условиях сложной экономической и социальной ситуации в обществе, нарастающего расслоения, миграционных процессов, обострения межнациональных противоречий, возникновения разного рода националистических молодежных объединений перед системой образования актуализируется необходимость формирования у подрастающих поколений традиционного патриотического сознания. Данная цель и задача зафиксированы в Законе Российской Федерации «Об образовании» , Государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» , «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и нормативно-правовых актах ориентирующих педагогическое сообщество на реализацию процесса патриотического воспитания молодежи с учетом предложений научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий во всех образовательных учреждениях страны. В качестве принципа реализации обозначенных целей и задач приняты: воспитание гражданственности и трудолюбия; уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, семье и Родине.
Образовательное пространство внешкольных учреждений выступает наиболее благоприятной средой для формирования чувства патриотизма, так как оно, ориентировано на создание условий для полноценного развития ребенка, вырабатывание у него общекультурных компетенций, удовлетворение личностных интересов и потребностей, обеспечивающих возможность самоопределения и самореализации, способствующих созданию «ситуации успеха» и социально значимой деятельности, проявлению активности в формировании патриотического сознания.
Данные обстоятельства обуславливают обращение научно-педагогического сообщества к исследованию фундаментальных и прикладных проблем патриотического воспитания
Степень изученности темы. Вопросы патриотического воспитания изучены широко в большом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. Теоретические положения организации патриотического воспитания во внешкольных учреждениях разработаны в трудах Н.В Мазыкина , В.А. Заставенко , Л.Н. Буйловой , Е.В. Черкасовой и др. Важными для нашего исследования являются работы таких авторов как Т.А. Касимова , которая изучает деятельность краеведческих кружков и клубов военно-прикладного искусства; совместная работа ученых- педагогов Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева о деятельности военно¬патриотического воспитания в новой социальной обстановке, а также методике подготовке и аккредитации педагогов патриотических клубов.
Однако исследований по разработке содержания и организации патриотической работы во внешкольных учреждениях в современных условиях недостаточны.
Исследования проблемы психофизиологических особенностей в
патриотическом воспитании детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского , В.С Мухиной , Д.И. Фельдштейна , Т.Н. Мальковской и др.
Обзор и анализ историко-педагогический литературы позволили утверждать, что изучение проблем организации патриотической работы вызвало исследовательский интерес, но количество трудов незначительно и они охватывают не все значимые аспекты. Среди них нет работ, специально и комплексно обобщающих целостные характеристики процесса организации системы патриотической работы во внешкольных учреждениях Восточной Сибири на современном этапе.
...
Образовательное пространство внешкольных учреждений выступает наиболее благоприятной средой для формирования чувства патриотизма, так как оно, ориентировано на создание условий для полноценного развития ребенка, вырабатывание у него общекультурных компетенций, удовлетворение личностных интересов и потребностей, обеспечивающих возможность самоопределения и самореализации, способствующих созданию «ситуации успеха» и социально значимой деятельности, проявлению активности в формировании патриотического сознания.
Данные обстоятельства обуславливают обращение научно-педагогического сообщества к исследованию фундаментальных и прикладных проблем патриотического воспитания
Степень изученности темы. Вопросы патриотического воспитания изучены широко в большом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. Теоретические положения организации патриотического воспитания во внешкольных учреждениях разработаны в трудах Н.В Мазыкина , В.А. Заставенко , Л.Н. Буйловой , Е.В. Черкасовой и др. Важными для нашего исследования являются работы таких авторов как Т.А. Касимова , которая изучает деятельность краеведческих кружков и клубов военно-прикладного искусства; совместная работа ученых- педагогов Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева о деятельности военно¬патриотического воспитания в новой социальной обстановке, а также методике подготовке и аккредитации педагогов патриотических клубов.
Однако исследований по разработке содержания и организации патриотической работы во внешкольных учреждениях в современных условиях недостаточны.
Исследования проблемы психофизиологических особенностей в
патриотическом воспитании детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского , В.С Мухиной , Д.И. Фельдштейна , Т.Н. Мальковской и др.
Обзор и анализ историко-педагогический литературы позволили утверждать, что изучение проблем организации патриотической работы вызвало исследовательский интерес, но количество трудов незначительно и они охватывают не все значимые аспекты. Среди них нет работ, специально и комплексно обобщающих целостные характеристики процесса организации системы патриотической работы во внешкольных учреждениях Восточной Сибири на современном этапе.
...
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что на сегодняшний день, проблема патриотического воспитания молодого поколения в учреждении дополнительного образования является актуальной и значимой, так как в Российском обществе происходят изменения, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в системе образования. Отсюда возникает необходимость в воспитании свободной и ответственной личности с развитыми моральными устоями.
Патриотизм - это чувство любви к своему Отечеству, его историческому наследию, народам и традициям. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вопросы патриотического воспитания занимают значимое место в научно-педагогических исследованиях. В последние годы все более заметен интерес ученных к проблеме патриотического воспитания во внешкольных учреждениях. Во многом это объясняется политикой государства, делавшей акцент на досуговые организации при утрате тех институтов, которые активно функционировали в советские времена.
Внешкольные учреждения имеют наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма подростков, так как они ориентируются в первую очередь на личностные интересы самого воспитанника. Большим преимуществом таких учреждений является тот фактор, что у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность начать новый этап в своей жизни.
Отсутствие боязни, оказаться в числе отстающих, создает психологически комфортные условия, раскрепощает подростков.
В процессе исследования мы приходим к выводу, что именно в этом возрасте важен процесс патриотического воспитания, поскольку все стороны развития ребенка подвергаются качественной перестройке, у подростка возникают и формируются новые психологические новообразования, выраженные в появлении различных реакций (эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения), которые создают благоприятную почву для формирования патриотизма. Более того, в этом возрасте складывается наиболее благоприятные ситуации для формирования когнитивной составляющей патриотизма. Важность патриотического воспитания в этом возрасте заключается еще в том факторе, что у подростка под воздействием сверстников, СМИ и окружающей среды, не всегда формируется правильное патриотическое мировоззрение. Поэтому особо возрастает роль образовательных учреждений, в том числе внешкольных учреждений дополнительного образования.
Кроме того, мы выяснили, что подростки (дети от с 9 до 16 лет) имеют свои психофизиологические особенности, зная которые, следует применять соответствующие формы, методы и средства при воспитании, в частности патриотическом.
Мы выявили, что для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать следующие организационно-педагогические формы: экскурсия, краеведческая работа, просмотр героического кино, военно-патриотическая игра, встреча с известными людьми; военно-спортивный лагерь, военно-патриотический клуб; изучение истории родного края, народных обычаев; социально-волонтёрская работа; занятия по специальным воинским дисциплинам; патриотический фестиваль и конкурсы по патриотической тематике. Вместе с тем, в системе педагогического процесса используются методы побуждения, убеждения и приучения.
...
Патриотизм - это чувство любви к своему Отечеству, его историческому наследию, народам и традициям. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вопросы патриотического воспитания занимают значимое место в научно-педагогических исследованиях. В последние годы все более заметен интерес ученных к проблеме патриотического воспитания во внешкольных учреждениях. Во многом это объясняется политикой государства, делавшей акцент на досуговые организации при утрате тех институтов, которые активно функционировали в советские времена.
Внешкольные учреждения имеют наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма подростков, так как они ориентируются в первую очередь на личностные интересы самого воспитанника. Большим преимуществом таких учреждений является тот фактор, что у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность начать новый этап в своей жизни.
Отсутствие боязни, оказаться в числе отстающих, создает психологически комфортные условия, раскрепощает подростков.
В процессе исследования мы приходим к выводу, что именно в этом возрасте важен процесс патриотического воспитания, поскольку все стороны развития ребенка подвергаются качественной перестройке, у подростка возникают и формируются новые психологические новообразования, выраженные в появлении различных реакций (эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения), которые создают благоприятную почву для формирования патриотизма. Более того, в этом возрасте складывается наиболее благоприятные ситуации для формирования когнитивной составляющей патриотизма. Важность патриотического воспитания в этом возрасте заключается еще в том факторе, что у подростка под воздействием сверстников, СМИ и окружающей среды, не всегда формируется правильное патриотическое мировоззрение. Поэтому особо возрастает роль образовательных учреждений, в том числе внешкольных учреждений дополнительного образования.
Кроме того, мы выяснили, что подростки (дети от с 9 до 16 лет) имеют свои психофизиологические особенности, зная которые, следует применять соответствующие формы, методы и средства при воспитании, в частности патриотическом.
Мы выявили, что для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать следующие организационно-педагогические формы: экскурсия, краеведческая работа, просмотр героического кино, военно-патриотическая игра, встреча с известными людьми; военно-спортивный лагерь, военно-патриотический клуб; изучение истории родного края, народных обычаев; социально-волонтёрская работа; занятия по специальным воинским дисциплинам; патриотический фестиваль и конкурсы по патриотической тематике. Вместе с тем, в системе педагогического процесса используются методы побуждения, убеждения и приучения.
...
Подобные работы
- Патриотическое воспитание обучающихся Нижнеингашской СШ №2 посредством внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия подготовки молодежи к военной службе (на
примере деятельности центра «Патриот»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Роль учителя в формировании мотивации к учению как психолого-педагогическая проблема
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018





