Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика морфемного разбора в начальных классах

Работа №157576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
§ 1. Лингвистические основы изучения морфемики в начальных
классах
§ 2. Психолого-педагогические основы
изучения морфемного разбора в начальных классах
ГЛАВА II. МЕТОДИКА МОРФЕМНОГО РАЗБОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
§ 1. Анализ учебников по русскому языку с точки зрения
формирования представлений о морфемном разборе
§ 2. Методы и приемы изучения состава слова
в начальных классах
§ 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
представлений о морфемном разборе в начальных классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Изучение русского языка в школе представляет собой определенный этап лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Научно-познавательный аспект содержания курса «Русский язык» сосредоточен на знакомстве учащихся с системой русского языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения школьников.
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатлеваются в новых словах и новых значениях.
Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело, пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. Направленность на развитие речи - один из принципов построения программ по русскому языку для начальной школы. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование уроков русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.
Анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы передаются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова.
Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил. Морфемный анализ слов важен и в другом отношении. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик должен перебрать множество слов в поисках родственных, задуматься над их смыслом. Тем самым обогащается словарный запас, развивается речь и расширяется кругозор ученика.
Морфемный анализ слова наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования. Пропедевтические наблюдения учащихся над тем, как от одного слова образовалось другое, создают возможность для сознательного членения на морфемы слов, имеющих ту же модель образования.
Все это определяет актуальность выбранной темы.
Объект данного исследования - процесс изучения морфемного разбора в начальной школе.
Предмет исследования - методика изучения морфемного разбора в начальных классах.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по изучению морфемного разбора в 3 классе.
Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, научно-методическую литературу по данному вопросу.
2. Выявить приемы развития навыков нахождения морфемы.
3. Проанализировать и сравнить учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения изучения морфемного разбора.
4. Разработать систему упражнений для учащихся III класса, направленную на совершенствование умений и навыков в области морфемного анализа.
5. Доказать экспериментально эффективность разработанной системы упражнений.
Для решения задач нами были использованы следующие методы: изучение научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анализ языковых фактов, а также анализ продуктов деятельности.
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической части, мы рассмотрели основные понятия о морфеме и принципы морфемного анализа.
В практической части описана методика работы над морфемным разбором, разработана система специальных упражнений, описан эксперимент, на-правленный на выявление эффективности предложенной методики.
Работа имеет практическую ценность: материал, собранный в выпускной квалификационной работе, может быть использован учителями начальных классов на уроках русского языка и студентами при подготовке к практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По мнению методистов и учителей, изучение морфемного разбора имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.
Для успешного рассмотрения вопросов, связанных с морфемным анализом слова, учителю необходимо иметь прочную теоретическую базу в области морфемики.
В современной начальной школе курс русского языка включает для освоения раздел морфемики: состав слова, выделение значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания, различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, проверка слов с безударными гласными, парными и не-произносимыми согласными разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренного слова).
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены методы работы над морфемным анализом слова в начальных классах.
Проанализировав методические разработки М. С. Соловейчик, Т. Г. Рамзаевой, М. Р. Львова мы пришли к выводу, что морфемика и морфемный разбор слова - одно из важных составляющих в программе обучения младших школьников.
Проанализировав методы обучения в начальной школе, проведя исследование в рамках преддипломной практики на базе МОУ «СОШ № 218» г. Заречного, мы выявили, что при обучении морфемному анализу слова необходимо сочетание всех методов - как традиционных, так и нетрадиционных. Лишь используя эти методы в комплексе, можно достичь более высоких результатов в интеллектуальном, личностном развитии младшего школьника.
Высоко оценивая значение работы в области морфемики в начальной школе для формирования приемов мыслительной деятельности, мы в нашей работе провели эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий; формирующий; контрольный. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по закреплению и контролю за знаниями и умениями в разделе морфемики в начальных классах было установлено:
- на констатирующем этапе навыки морфемного анализа были сформированы слабо, школьники делали ошибки при выделении морфем;
- актуализация и закрепление знаний в области морфемики происходили достаточно успешно в процессе изучения в морфологии, что и было зафиксировано в формирующем этапе эксперимента;
- финальный срез контрольного этапа, проведенный в конце эксперимента, показал повышение уровня сформированности знаний и умений в области морфемики.
Анализ количества и характера ошибок привёл нас к выводу, что об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
- умение учащегося выделить морфему из слова,
-умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного со-става,
- умение словесно объяснить роль морфемы в слове,
- умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые методические рекомендации, которые можно учитывать для более успешного усвоения темы при изучении темы морфемного анализа слова. Слова по своему морфемного составу бывают разной степени сложности и при изучении темы учащиеся начальной школы не сразу знакомятся со всеми частями речи, а лишь постепенно вводятся с принципом постепенного усложнения структуры слова.
Таким образом, поскольку основой усвоения всех учебных предметов является русский язык, большую роль в начальной школе приобретает работа над соотношением формы и значения слова, а, следовательно, морфемный анализ. Кроме того, морфемная работа обогащает и уточняет словарь учащихся, повышает уровень орфографической грамотности и формирует целый ряд мысли-тельных операций.
Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и морфемике, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной язык.
Задачи, намеченные в работе, выполнены, проведенный эксперимент подтвердил эффективность систематической работы над морфемным анализом слова в начальных классах.



1. Агеенко Ф. Л. О понятии системы словообразования, «Филологические науки». - М., 2006. - 85 с.
2. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978.
3. Аликаева Г. В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в терминах теории систем. - М., 2005. - 156 с.
4. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - М., 2008. - 134 с.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2005. - 608 с.
6. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. - М., 2009. - 110 с.
7. Вендина Т. И. Введение в языкознание. - М., 2008. - 89 с.
8. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в сборнике: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию. - М., 2011. - 54 с.
9. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. История советского языкознания. - М., 1996. - 239 с.
10. Вохмянина Л. А. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. 3-е издание. - М., 2011. - 77 с.
11. Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык. - М., 2009. - 206 с.
12. Занков Л. В. Рабочая программа по русскому языку 3 класс. - М., 2009. - 155 с.
13. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1983. - 122 с.
14. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. — М., 2009. - 22 с.
15. Земский А. М., Крючков С. Е. Русский язык (часть I). - М., 2002. - 45 с.
16. Костромина Н. В., Николаева К. А. и др. Русский язык. - М., 2000. - 43 с.
17. Кубрякова E. C. Что такое словообразование. - М., 2002. - 153 с.
18. Кузьмина Н. А. Современный русский язык. - М., 2005. - 232 с.
19. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: 2003. - 62 с.
20. Лекант П. А., Клобукова Е. В., Маркелова Т. В. Современный русский язык. - М., 2001. - 62 с.
21. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языка в начальных классах. - М., 2000. - 84 с.
22. Маслов Ю. С. О морфеме. Актуальные проблемы русского словообразования. - М., 2004. - 163 с.
23. Мирошникова З. А. Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка. - М., 2009. - 129 с.
24. Немченко В. Н. Основные понятия морфемики в терминах. Краткий словарь-справочник. - М., 1995. - 321 с.
25. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: 2004. - 168 с.
26. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2001. - 65 с.
27. Орлова Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников // Начальная школа. № 3, 2004.
28. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2004.
29. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для третьего класса четырехлетней начальной школы. - М.: Дрофа, 2014.
30. Рамзаева Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. Авторская концепция и ее реализация в учебниках «Русский язык» для I-IV классов // Начальная школа. № 11, 2003.
31. Рамзаева Т. Г. Условия формирования навыков осознанного морфемного анализа. - М., 2001. - 142 с.
32. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. - М., 2000. - 45 с.
33. Современный русский язык / Белошапкова В. А., Земская Е. А., И. Г. Милославский, М. В. Панов. - М., 1981. - 512 с.
34. Современный русский язык // Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1995. - 480 с.
35. Современный русский язык. Под редакцией Леканта П.А., М., 2001. - 438 с.
36. Соловейчик М. С. Работа с морфемами на уроках русского языка // Начальная школа. № 7, 1986; № 9, 1986.
37. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. - М., 2005. - 185 с.
38. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. - М., - 2007. - 231 с.
39. Шанский Н. М., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Часть
1. - М.: Просвещение, 1981. - 461 с.
40. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. - М., 2006. - 163 с.
41. http: //www.zankov.ru/search/article=99/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ