ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕРРИТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ..6
1.1. Физико-географическая характеристика района исследований...6
1.2. Методы исследования и материалы 9
II. ФАКТОРЫ ПОЗВОЛИВШИЕ ПОПУЛЯЦИИ ПТИЦ ВОДНО
БОЛОТНОГО КОМПЛЕКСА ОСТАВАТЬСЯ НА ЗИМНИЙ ПЕРИОД В Г.КРАСНОЯРСКЕ И ЕГО СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 17
2.1 Условия позволившие птицы водно-болотного комплекса
зимовать в окрестностях г. Красноярска 17
2.2 Выраженная зависимость групп уток от антропогенных
факторов 19
III. ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГУ ЕНИСЕЯ ДЛЯ НАГЛЯДНОГО
ИЗУЧЕНИЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ В Г.КРАСНОЯРСКЕ 22
3.1 Экскурсия как форма обучения биологии 22
3.2 Технологическая карта экскурсии по изучению зимней жизни
птиц на примере утки-кряквы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Долгое время считалось, что Сибирь может избежать деградации природных экосистем. Но сегодня становится ясно, что это далеко не так, Сибирь с ее природными ресурсами столкнулась со всеми теми проблемами, которые были свойственны европейской части России и западных государств. Примерами этого являются, уменьшение численности некоторых обычных до последнего времени животных, в частности водоплавающих птиц, вызванное в первую очередь изменением их мест обитаний. Спасение их, прежде всего в обеспечении стабильных условий, как в природе, так и по соседству с человеком. Водоплавающие птицы ценнейший возобновляемый природный ресурс национальное достояние России. Околоводные птицы являются индикатором состояния водно-болотных угодий и снижение их численности свидетельствует о чрезмерном загрязнении или резкой смене сукцессий.
Экологического образования является областью школьной педагогики. Успех экологического образования в школах зависит от использования различных форм и методов работы и их разумного сочетания. Экологическое образование - как в обязательных программах обучения, так и в дополнительных внеклассных занятиях в кружках, летних экологических лагерях и экологических экспедициях, в системе многоуровневого воспитания в семье и в обществе - в целом до недавнего времени несло в себе черты занятий необязательного характера. На данный момент оно должно выходить на ведущие места в системе общего образования. Ведь сохранение безопасной окружающей среды является насущной проблемой современного человечества, что требует неотложного и быстрого реагирования на природоохранные проблемы - в нашем случае в виде организации и осуществления дополнительного образования в средней общеобразовательной школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить факторы, которые способствуют птице водно-болотного комплекса зимовать в городской среде. А чтобы наладить должным образом охрану животных, необходимо знать о них все, сколько их на территории того или иного региона, каковы экологические потребности популяций и специфика их территориального размещения, в отдельных конкретных регионах и локальных местах, является важной областью в деле охраны и рационального использования птиц водно-болотной группы.
Водоплавающие птицы ценнейший возобновляемый природный ресурс национальное достояние России. Основу данной экологической группы составляют птицы отряда пластинчатоклювых, значительное число видов которых представляют собой объект хозяйственного использования (главным образом любительская и спортивная охота).
Другая не менее важная часть вопроса заключается в том, что водоплавающие и околоводные птицы являются индикатором состояния водно-болотных угодий и снижение их численности свидетельствует о чрезмерном загрязнении или резкой смене сукцессий, поэтому наблюдаемое в последнее десятилетие снижение численности водоплавающих птиц, вызывает серьезные беспокойства. Антропогенная нагрузка на места обитания птиц значительная, что уже привело к утрате целой группы видов. Одни из них сократили численность, другие исчезли. Однако следует учитывать, что антропогенные изменения не всегда негативны, а для части видов, обладающих широкой экологической валентностью, могут оказывать положительные воздействия. Выяснения динамики численности фоновых групп видов водоплавающих птиц позволяет выяснить ряд причин ведущих к уменьшению ценных видов и выработать пути для охраны и рационального использования.
...
Для проведения исследования использовался метод наблюдения и визуальной оценки. В течении двух полевых сезонов выделено 10 площадок по береговой линии р. Енисей в городской черте г. Красноярска, встречено (n = 524) особей обыкновенной кряква (anas platyrhynchos). Соотношение
между самками и самцами составило 54% к 46%.
Выявлены следующие условия, позволяющие обыкновенной крякве зимовать в г. Красноярске - в связи со строительством ГЭС Енисей в районе города перестал замерзать, развитая рекреационная структура набережных позволила выделиться сконцентрированным зимующим стаям.
Не только Енисей сформировал микроклимат, но температура воздуха, за прошедшие 100 лет в зимние месяцы стремится к повышению. Таким образом, градиент температур между холодным и тёплым периодом уменьшается, что позволяет популяции кряквы оставаться зимовать в черте города.
Материал выпускной квалификационной работы позволил разработать технологическую карту на тему «Экскурсия по изучению зимней жизни птиц на примере кряквы обыкновенной anas platyrhynchos». Экскурсия в природу является эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности. С помощью визуальных объектов эффективно достигается воспитательные цели и реализуются образовательные задачи.
1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1974. 30 с.
2. Арепьев Н.Ф. Организация общеобразовательных экскурсий в средней школе,1901. 17 с
3. Бурыкин А. А. Енисей. Исторические, этнографические и лингвистические загадки гидронима// Вестник. 2011.№ 3 (6).с. 43.
4. Брызгалов В.И. Из опыта создания и освоения Красноярской и СаяноШушенской гидроэлектростанций. производственное издание. Красноярск: Сибирский ИД «Суриков», 1999. 560 с. ISBN 5786700197.
5. География ресурсов водоплавающих птиц в СССР. М. 1965. с. 120.
6. Голикова Т. В, Иванова Н.В, Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие /Красноярск. Гос. Пед. ун-т им В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.152-159с.
7. Долженко Г.П Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное («Туризм и сервис») Москва: ИКЦ «март», Ростов н/Д: Издательский центр «март», 2006.304с.
8. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д: Издательство Рост, ун-та, 1988. 34 с.
9. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1985. 12 с.
10. Емельянов, В.И. Ресурсы гусеобразных Красноярского края: состояние, рациональное использование и охрана / В.И. Емельянов, А.П. Савченко, И.А. Савченко; гл. ред. А.В. Шкляев. Красноярск: РИО СФУ, 2008. 94 с.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник, 6-е изд. стереот. М.: Советский спорт, 2006. 216с.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение //http://www.modernlib.ru/books/ emelyanov boris_vasilevich/ ekskursovedenieu chebnik /read. (дата обращения на сайт: 15.02.2020г).
13. Иванов А. Е. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М., 1976.
14. Кириллов, М. В. География Красноярского края и история развития его природы / М. В. Кириллов. Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1970. 210 с.
15. Кривенко, В. Г. Птицы водной среды и ритмы климата Северной Евразии / В. Г. Кривенко, В. Г. Виноградов. Москва: Ин-т географии РАН, Науч. Центр. Охрана биоразнообразия РАЕН. 2008. 588 с.
... всего 38 источников