Введение
Особенности профессиональной деятельности сотрудников Факторы и особенности проявления профессиональной деформации
личности сотрудников МВД 20
Особенности способов предупреждения профессиональной
деформации 26
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной
деформации личности сотрудников МВД 30
Организация и планирование эмпирического исследования 30
Анализ результатов констатирующего этапа эмпирического
исследования 35
Содержание деятельности по предупреждению профессиональной
деформации личности сотрудников МВД 46
Анализ результатов контрольного этапа эмпирического
исследования 47
Рекомендации по предупреждению профессиональной деформации
сотрудников МВД 56
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А (обязательное) Иллюстрационная часть 70
Приложение Б (справочное) 83
Приложение В (справочное) 89
Приложение Г (справочное) 110
Актуальность исследования. На современном этапе трансформирования социальной структуры российского общества происходящие в нем преобразовательные процессы характеризуются неоднозначными результатами.
Как улучшением условий жизни людей, так и усугублением тех эффектов, которые усложняют их жизнь, общение, деятельность.
В условиях бурных политических процессов девальвируют идеологические и нравственные ориентиры, сохраняется экономическая нестабильность, конкуренция на рынке труда, социально-психологические стрессы становятся характерным явлением в жизни и на работе, проявляется на высоком уровне феноменология преступлений, совершаемых организованными преступными группами, в том числе с участием несовершеннолетних.
В условиях эмоционально напряженной реальности неимоверно возрастают требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам сотрудников полиции, деятельность которая непосредственно реализуется в системе отношений «человек-человек».
Реформа системы Министерства внутренних дел России обнажила не только узковедомственные трудности в ее функционировании и управлении, но и проблемы в развитии общества, которые обусловлены, прежде всего, человеческим фактором.
Рассматривая процесс профессионального развития в профессии, важно отметить, что актуальность изучения профессиональной деформации сотрудника МВД обусловлена высокой общественной значимостью его личности и профессиональной деятельности в процессе обеспечения прав и свобод граждан.
Функционально служебная деятельность сотрудника полиции предъявляет к его личности постоянно растущие требования, в том числе к ее нравственной устойчивости и надежности. Помимо этого, его деятельность выполняется в экстремальных условиях, характеризующихся
ненормированным объемом решаемых задач, эмоционально напряженным характером содержания, организации, критериев оценки , условий деятельности и общения, а также особенностями социальной ситуации, в которой эта деятельность реализуется.
Следует отметить, далеко не каждый сотрудник может адаптироваться к постоянно растущим требованиям, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в сложных конфликтных ситуациях , что обусловливает вероятность возникновения и развития неблагоприятных психических, в том числе эмоциональных, состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но зачастую незаметных для самой личности, является профессиональная деформация.
Под профессиональной деформацией принято считать:
Степень разработанности проблемы исследования. В современной науке учеными основательно изучены профессиональные деформации у представителей различных профессий: медицинских работников
(Г.С. Абрамова, И.В. Тихонова и др.); у работников силовых структур (С.П. Безносов, С.Е. Борисова, Р.П. Шаминов, и др.); учителей и социальных педагогов (Л.Б. Мардахаев, Ю.М. Кузьмина, Л.А. Бессонова) управленцев (Ю.З. Шогенов и др.); психологов (Д.А. Кутузова, 2006).
На протяжении длительного времени проблема профессиональной деформации в деятельности сотрудников МВД не привлекала внимания ни теоретиков, ни практиков образования.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость определяют актуальность обращения к теме «Профессиональная деформация сотрудника МВД: пути и способы ее предупреждения», а также обуславливает ряд противоречий:
• между необходимостью анализа различных проявлений профессиональной деформации и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих установить особенности проявлений профессиональной деформации у сотрудников МВД;
• между необходимостью эффективного выполнения профессиональной деятельности и наличием профессиональной деформации сотрудников МВД, негативно сказывающейся на качестве деятельности;
• между необходимостью оказания сотрудникам МВД психологической помощи и недостаточной разработанностью эффективных технологий по профилактике профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
Цель исследования - определить особенности профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы ее предупреждения.
Объект - профессиональная деформация.
Предмет - особенности профессиональной деформации сотрудников МВД, а также пути и способы их предупреждения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и специфику категории профессиональной деформации.
2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности сотрудников МВД.
...
В. рамках анализа, научных источников было определено, что. под профессиональной деформацией во современной психологической науке
понимают искажение процесса профессионализации, психологическую
дезориентацию личности, формирующуюся внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящую к формированию специфическн-профессионального тина личности. Можно сказать., что. после выхода человека из профессиональной ситуации не. происходит его., естественного «выправления», поэтому дажеж в личной жизни человек, продолжает нести на|себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.
Профессиональная деформация представляет собой сложный и неоднозначный феномен, имеющий как позитивную, так и негативную модальность, сложную, динамику проявлений во трудовой деятельности человека, затрагивающую мотивационную, когнитивную и личностную сферу человека, деформация может проявляться на| разных уровнях и носить как эпизодический, так и устойчивый характер.
Для исследования профессиональной, деформации личности сотрудников МВД. былой спланировано и осуществлено эмпирическое исследование.
Эмпирическое, исследование осуществляется во два этапа. На1первом этапе осуществляется сравнительное исследование особенностей профессиональной деформации у сотрудников МВД и лиц, не осуществляющих деятельность во МВД. Участниками исследования на| данном этапе являются 20 сотрудников. МВД и 20 участников группы сравнения. На1 втором этапе исследования осуществляется формирующее воздействие во двух группах сотрудников МВД. - во экспериментальной и контрольной. Во данном случае, группа сотрудников МВД на| первом этапе делится на| две группы - на| экспериментальную и контрольную (под 10 участников в каждой). Во экспериментальной группе, выполняется тренинговая деятельность под предупреждению профессиональной деформации. Во исследовании на|двух этапах приняло участие 40 испытуемых, из которых 20 - являются сотрудниками МВД. в возрасте от 29 дог 45 лет, 20 - не являются сотрудниками МВД и составляют группу сравнения. Группы исследования были, уравновешены под полу, возрасту, а1 также стажу трудовой деятельности.
Во ходе сравнительного исследования особенностей проявления профессиональных деформации у сотрудников МВД был выявлен достоверно более высокий уровень выраженности таких показателей профессиональной деформации, как переживание психотравмирующих обстоятельств,
неадекватность избирательного эмоционального реагирования, редукция профессиональных обязанностей, а| также личностная отстраненность от трудовой деятельности под сравнению с. участниками исследования, не осуществляющих трудовую деятельности в системе МВД. Также показаноп, что. для сотрудников МВД также характерным является также более высокий уровень эмоционального истощения.
На! втором этапе исследования была! выявлена положительная динамика применительно, показателей профессиональной деформации сотрудников. МВД, которые являлись участниками экспериментальной группы. Былой показано, чтоб социально-психологический тренинг является эффективнымн средством предупреждения профессиональной деформации, способствуя снижению уровня редукции профессиональных обязанностей, а|также уменьшая уровень депресонализации и эмоционального истощения.
Цель, исследования может считаться достигнутой, тогда как задачи исследования могут, считаться выполненными. Основные гипотезы, полностью подтверждаются.
1. Анцыферова Л.И. Развитие личности! специалиста как! субъекта профессиональной жизни [Текст.]/ Л.И. Анцыферова / Психологические основы, профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. и|общ. ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во|пЕР СЭ, 2007. С. 499-503.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности| [Текст]/ С.П.
Безносов. СПб.: Изд-во|«Речь», 2004. 272 с.
3. Берлейн Е. В. особенности! организационной культуры в| учреждениях и органах УИС [Текст]/ Е. В. Берлейн // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 1. - С. 80-86.
4. Бодалев| A.A. Психология общения [Текст]/ А.А. Богдалев / Энцик-
лопедический|словарь. М.: Изд-во.|«Когито-Центр», 2011. 600 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на
других[Текст]/ В.В. Бойко.. - М.: Наука, 2010. -412 с.
6. Водопьянова Н.Е. Синдром|психического выгорания в|коммуникативных профессиях [Текст]/ Н.Е. Водопьянова / Психология здоровья / Под|ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во|СПб ГУ, 2010. - 218 с.
7. Гайдар К. М. Субъектный подход|к психологии малых групп|: история и современное состояние [Текст]/ К. М. Гайдар. - Воронеж!: Изд-во|Воронеж. гос. ун-та, 2006. - 160 с.
8. Грановская P.M. Творчество и| преодоление стереотипов [Текст]/ P.M. Грановская. СПб., 1994. 179 с.
9. Жалагина| Т.А. Психологическая профилактика профессиональной, деформации личности преподавателя вуза: Дисс. .д--ра|психол. наук| [Текст]/ Т.А. Жалагина. Тверь, 2004. 290 с.
10. Ежова, О. Н. Профилактика и|коррекция профессиональной деформации сотрудников|уголовно-исполнительной системы: учеб.-метод. пособие [Текст]/ О. Н. Ежова, В. В. Маслов, О. В. Ощепкова. - Самара : Изд-во| Самарского юридического института ФСИН|России, 2005. - 138 с.
11. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика| профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Дисс. .д--ра|психол. наук| [Текст]/ Т.А. Жалагина. Тверь, 2004. 290 с.
12. Зеер|Э. Ф. Психология профессий [Текст]/ Э. Ф. Зеер. - М. ; Екатеринбург
: Акад. проект!: Деловая книга, 2003. - 336 с.
13. Зеер|Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст]/ Э.Ф. Зеер / 2- е|изд.. M.: Изд-во|«Аса4еш1А», 2007. 240 с.
14. Иванова Е.Н. Психология профессиональной|деятельности [Текст] / Е.Н. Иванова / Серия: «Современное|образование». М.: Изд-во|«ПЕР|СЭ», 2011. 336 с.
15. Климов Е.А. Путь в!профессионализм (Психологический взгляд) [Текст]/ Е.А. Климов. М.: Изд-во|МПСИ, «Флинта», 2003. 320 с.
16. Козлова A.B. Психологические! особенности профессиональных деформаций преподавателя высшей! школы: Дисс. .канд. психол. наук! / A.B. Козлова. М., 2006. 120 с.
... всего 40 источников