Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ

Работа №157566

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Особенности организации учебно-воспитательного процесса по
биологии 6
1.2 Метод case-study как современная технология обучения 11
1.3 Этапы реализации кейс-технологии и применения кейсов 15
1.4 Проблемы и ресурсы в работе с кейсами 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС- ЗАДАНИЙ 24
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОНЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО БИОЛОГИИ 33
3.1 Диагностика уровня значимости и эффективности школьного предмета биологии и категории при реализации традиционного подхода к обучению 33
3.2 Особенности включения элементов кейс-технологии в -
воспитательный процесс по биологии 44
3.3 Изучение результативности комплексного внедрения кейсов и
кейс-заданий в методическую систему обучения биологии 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Поток транслируемой информации увеличивается в объёме непрерывно, что напрямую связано и определяется быстрым эволюционированием её носителей, расширением баз данных и свободным доступом к материалам. В этом многообразии знаний, точек зрения и представлений, которые непрерывно «размножаются» и распространяются через СМИ, интернет - сеть и другие ресурсы, необходимо ориентироваться, разбираться. Для решения этой задачи у каждого человека должны быть сформированы и развиты элементы критического мышления и навыки анализа сведений, подчас противоречащих друг другу. Человеку, оказавшемуся на широком информационном поле, жизненно необходимо постоянно делать выбор, отвечая себе, где истина. Всё это во многом определяет современные требования к подготовке обучающихся, продиктованные особыми условиями развивающегося ныне общества, переживающего информационный бум, и ставит школьное образование в такие условия, когда рамки традиционного подхода к учебно - воспитательному процессу необходимо расширять.
Придерживаясь общедидактических требований и требований частных дидактик, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к поиску и использованию современных элементов, для наполнения методической системы обучения, чтобы обеспечить формирование комплекта универсальных учебных действий у обучающихся.
Очевидно, достойное место в этой системе может занять кейс- технология вообще, кейсы и кейс-задания в частности, применение которых ориентировано на формирование умений и навыков обработки и применения информации в конкретной ситуации, для выработки тактики и стратегии разрешения многогранной проблемы, имеющей практическое значение.
Цель работы: охарактеризовать возможности воздействия кейс- заданий, включенных в учебно-воспитательный процесс по биологии на уровень доминантности предмета и особенности мыслительной деятельности обучающихся.
Объект исследования: применение кейс-технологии в учебно-воспитательном процессе по биологии.
Предмет исследования: влияние работы с кейсами на повышение уровня интеллектуального развития и интереса к биологии у обучающихся.
Задачи исследования:
• Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу с целью выяснения сущности кейс-технологии и возможностей её применения в учебно-воспитательном процессе, ознакомиться с дидактическими принципами применения кейс-заданий на уроках биологии.
• Освоить методику конструирования кейсов и работы с ними.
• Разработать и апробировать комплекты кейсов в учебно-воспитательном процессе.
• Изучить отношение к биологии как к учебному предмету в условиях традиционного и инновационного подходов к обучению.
• Подобрать надёжные и валидные методики диагностики, и оценить степень влияния кейс-технологии на интеллектуальное развитие обучающихся.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что регулярная работа с кейсами на уроках биологии может сделать учебный предмет привлекательнее, повысить уровень знаний обучающихся, создать благоприятную среду для интеллектуального развития.
Для решения поставленных задач, проверки гипотезы мы воспользовались набором методов:
- теоретический анализ проблемы на основе изучения литературы по педагогике, психологии, частным дидактикам;
- интервьюирование и тестирование респондентов с использованием батареи психологических и педагогических тестов
- проведение обработки собранных материалов и фиксирование результатов в виде таблиц, диаграмм, рисунков;
- эксперимент.
Апробация работы осуществлялась в учебно-воспитательном процессе по биологии в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Пензенском социально-педагогическом колледже», на ежегодных научно¬
практических конференциях.
Промежуточные результаты представлены на педагогических советах в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Пензенском социально-педагогическом колледже», на НПК преподавателей и студентов ПГУ (апрель, 2019г.), на V и VI Всероссийской студенческой НПК «Мой профессиональный СТАРТАП» (Нижний Новгород, Мининский университет, май, 2018, март, 2019.).
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями-предметниками общеобразовательных учреждений и средних специальных образовательных учреждений для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Наборы кейсов могут быть применены при подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
Разработки могут быть включены в курс методики преподавания биологии, использованы для подготовки студентов к педагогической практике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный человек оказался частью сложной биогеосоциосферы, в которой необходимо не просто существовать, а функционировать как личность, полноценный член общества. Для включения в эту многокомпонентную систему он должен пройти процесс социализации, предполагающий освоение таких элементов культуры, как знания, опыт деятельности, в том числе творческой, опыт отношений. При этом человек должен уметь перерабатывать огромные массивы информации, отделять существенное от неважного.
Ведущими институтами, организующими освоение элементов общей культуры, создающими условия для формирования личности являются семья и школа, транслирующие знания, демонстрирующие способы деятельности, варианты реагирования, правила выбора стратегии поведения. Это обстоятельство, естественно находит свое отражение и в построении учебных дисциплин. Однако среди проблем, которые остаются актуальными на сегодняшний день, на одну из первых позиций выступает проблема отсутствия системности знаний у учащихся, умения переносить полученные знания из одного предмета в другие, из-за школьной парты в жизнь.
В связи с этим является актуальным вопрос, связанный с отбором методического инструментария, способного разрешить создавшуюся проблему.
Как показывает практика, наиболее эффективными в этом плане являются методики и технологии, обеспечивающие формирование навыков критического мышления. Одной из таких может стать пока недостаточно разработанная методика работы с кейсами - методика активного проблемно-ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций.
В части работы, предполагающей изучение возможностей применения такого подхода, последовательно решая поставленные задачи, мы выяснили:
1. Организация учебно-воспитательного процесса по биологии строится на основе разработанной дидактами методической системы обучения, состоящей из пяти взаимосвязанных, иерархически соподчиненных блоков.
2. Во главу угла ставится принцип «Всё нужно не для заполнения ячеек памяти, а для того, чтобы этим пользоваться!», то есть сближения теории и практики реальной жизни.
3. В настоящее время метод конкретных ситуаций (метод case-study) относящийся к неигровым имитационным интерактивным методам обучения признается эффективным для формирования УУД, до сих пор не получил должного распространения в школьной практике.
4. При анализе информации кейсов о чем-либо, имеющем место в череде реальных событий особый акцент делается на комбинировании индивидуальной работы обучающихся с проблемной ситуацией и группового обсуждения предложений, подготовленных каждым участником процесса.
5. Не многие решаются на работу с кейсами, так как она затратна по времени и требует весьма серьёзной подготовки как обучающих, которым отводится роль фасилитатора, так и обучающихся.
6. Это подтвердило необходимость разработки кейсов и описания приемов их применения.
7. Использование кейс-технологии, построенной на принципе получения неотсроченной обратной связи в учебно-воспитательном процессе по предмету:
• привело к активизации самостоятельной деятельности обучающихся;
• создало условия для развития абстрактно-логического, наглядно-образного, практического и творческого мышления: респондентов демонстрирующих достаточный уровень пластичности мышления стало на 27% больше; повысился коэффициент логической памяти если на констатирующем этапе показатель 0,9 и выше демонстрировали около 60% от всех участников эксперимента, то на завершающем этапе столь высокие результаты оказались достигнуты 81%;
• обеспечило формирование положительной мотивации на изучение предмета;
• способствовало повышению уровня знаний по предмету: уровень знаний у участников формирующего эксперимента увеличился на 16,1%;
• положительно сказалось на имидже предмета и преподавателя, на что указывает повышение ранга биологических дисциплин по шкале «любимые - нелюбимые» с 14,4% до 20%.
В ходе эксперимента наша гипотеза о том, что регулярная работа с кейсами на уроках биологии может сделать учебный предмет привлекательнее, повысить уровень знаний обучающихся, создать благоприятную среду для интеллектуального развития подтвердилась.
Практикоориентированность кейс-технологии позволяет повысить уровень познавательной активности обучающихся, делает изучение предмета привлекательным, способствует активному присвоению знаний и создает условия для формирования навыков работы в современном информационном потоке. Работа с кейсами учит искать нетривиальные подходы, так как путей выхода из обозначенной ситуации может быть много, нет единственно правильного решения, а в каждом предложенном варианте решения есть свои проблемы и ресурсы.
Полученные положительные результаты исследования позволяют утверждать, что разработанные и апробированные нами материалы эффективны в плане формирования эмоционально-ценностного отношения к предмету и могут быть включены в учебно-воспитательный процесс по биологии.



1. Аксёнова И.В. О содержании технологической карты урока // Химия в школе, 2014. № 9. С. 13-21.
2. Байбородова Л.В. Общая характеристика технологий педагогической деятельности // Управление современной школой. Завуч,
2013. №4. С. 60-78.
3. Беликов В.А., Романов П.Ю., Валеев А.С. Дидактика практико-ориентированного образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 325 с.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013. 488 с.
5. Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике // Педагогическая диагностика, 2013. №3. С. 43-54.
6. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 288 с.
7. Добротина И.Н. Развитие умений информационной
переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе, 2013. №10. С. 15-18.
8. Дятлова К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля // Школьные технологии,
2014. № 4. С. 150-163.
9. Егорова Л.М. Формирования универсальных учебных действий через работу детского объединения // Методист, 2014. № 9. С. 40-47.
10. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Курс литературного чтения // Начальная школа, 2012. № 2. С. 49-57.
11. Завгородняя Е.Г. «Главные условия использования кейс технологий». М.: «Школа», 2013. С.1.
12. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы. М.: Дело АНХ, 2015. 640 с.
13. Зубарев Ю.М. Математические методы коллективного
принятия решений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2015. 256 с.
14. Катулев А.Н. Математические методы в системах поддержки принятия решений. М.: Высшая школа, 2005. 311 с.
15. Колбин В.В. Математические методы коллективного принятия решений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2015. 256 с.
16. Коробов Г.В. Методы оптимизации и принятия решений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2001. 384 с.
17. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. М.: Дашков и Ко, 2014. 304 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 719 с.
19. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Форум, 2013. 384 с.
20. Кудрявцева Т.Ю. История. 10-11 классы. Технология педагогических мастерских. М.: Учитель, 2013. 116 с.
21. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления. М.: Юнити-Дана, 2015. 359 с.
22. Мещерякова Л.М. Формирование универсальных учебных действий. Система дидактических заданий // Химия в школе, 2013.№ 1. С. 9-12.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 240 с.
24. Набатова Д.С. Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Люберцы: Юрайт, 2016. 292 с.
25. Науменко Ю.В. УУД: алгоритм создания программы
формирования для 5-9 классов // Народное образование, 2013. № 2.
С. 198-205.
26. Некрасова С.В. Формирование универсальных учебных действий с помощью согласующих учебных заданий (на примере обучения биологии и экологии) // Школьные технологии, 2014. № 3. С. 106-127.
27. Новоселов А.Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2013. 383 с.
28. Оклей П.И. Экономико-математические методы и модели поддержки принятия решений при эксплуатации тепловых электростанций. М.: Ленанд, 2016. 160 с.
29. Семенов С.С. Методы принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем. М.: Ленанд, 2016. 520 с.
30. Стинбарджер Б. Психология трейдинга: Инструменты и методы принятия решений. М.: Альпина Паблишер, 2013. 368 с.
31. Стинбарджер Б. Психология трейдинга: Инструменты и методы принятия решений. М.: Альпина Пабл., 2013. С. 115-134.
32. Пинчукова М. В. Подготовка учителей-предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе // Информатика и образование, 2013. № 3. С. 67-74.
33. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 777 с.
34. Темина С.Ю., Андриади И.П. Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов. М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный университет, 2014. 194 с.
35. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
36. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013. 408 с.
37. Брюханова Е.Н. Об особенностях применения кейс-технологии
на уроках литературы. [Электронный ресурс].
URL: http://kampk.ucoz.ru.(Дата обращения: 25.12.2017).
38. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru.(Дата обращения: 24.12.2017).
39. Долгоруков А. Метод кейсов (case study). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab id=3&a=info&id=2600.(Дата обращения: 17.12.2019).
40. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru.(Дата обращения: 24.12.2017).
41. Казюлина О.В. Использование кейс-метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru.(Дата обращения: 25.12.2017).
42. Лурия А.Р. Методика «Пиктограмма» (опосредованное запоминание)PSY-Clinic. Клиническая психология. [Электронный ресурс]. URL: http://psy-clinic.info.(Дата обращения: 19.12.2019).
43. Мегалекции: Технология работы с кейсами. [Электронный
ресурс]. URL:https://megalektsii.ru/s31512t8.html. (Дата обращения:
18.12.2019).
44. Методика создания кейсов. Современные образовательные
технологии. [Электронный ресурс]. URL:
https://studme.org/137314/pedagogika/metodika sozdaniya keysa.(Дата обращения: 17.12.2019).
45. Сидорова Н.В. Разработка и использование кейса по теме «Решение задач на проценты» для учащихся 6 класса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). [Электронный ресурс].
URL: http://sibac.info/archive/guman/6(21).pdf.(Дата обращения:
22.12.2017).
46. Темина С.Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в
воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики. Известия Российской академии образования, 2017. №1. С. 59-64. [Электронный ресурс].
URL:http://www. mpsu.ru/sites/default/files/files/pub/iz rao n1 17 site.pdf.(Дата обращения: 25.12.2017).
47. Темина С.Ю. Дифференциация методов и стилей воспитания по механизму педагогического влияния на растущего человека. Известия Российской академии образования, 2017. №2. С. 84-89. [Электронный ресурс I.URL: http://www.mpsu.ru/sites/default/files/files/pub/iz_rao_ _n2_17site.pdf.(Дата обращения: 22.12.2017).
48. Темина С.Ю. Общая теория воспитания. Уч. пос. М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2018. 210 с. [Электронный ресурс].
URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=935982&spec=1. (Дата
обращения: 25.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ