ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 7
1.2. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического
развития 12
1.3. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры в логопедической работе 18
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ УДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Цель, задачи, методы и организации исследования 22
2.2. Результаты экспериментального исследования 26
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Основные направления в работе по формированию словаря
существительных у дошкольников с задержкой психического развития 33
3.2. Содержание экспериментального обучения 34
3.3. Результаты контрольного эксперимента 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Речь выполняет множество функций в жизни ребенка. Она играет особую роль не только в интеллектуальном развитии детей, развитии мышления, но и в общей психологической деятельности. Основной и исходной задачей является коммуникативная функция - средство общения. Включение речи в познавательную деятельность детей реконструирует их основные психологические процессы. Психологические операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, развиваются и совершенствуются вместе с овладением речью. Развитие речи детей играет большую роль в формировании и развитии их психологического развития. Различия в развитии дошкольников разнообразны. Они охватывают все аспекты психофизического развития ребенка, его слуховую и фонетическую системы, зрительное восприятие, двигательные системы, эмоциональную и волевую сферы интеллекта. В настоящее время потребность в развитии речи у старших дошкольников значительно возросла. К концу детского сада ребенок должен достичь определенного уровня речевой активности, грамматической структуры словарного запаса и речи, а также быть готовым перейти от устной речи к связным словам.
Задержка психического развития - это психологическое и педагогическое определение наиболее распространенных патологий в психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста. Психологи, неврологи, педагоги, лингвисты и другие изучают нарушения речи у детей с задержкой психического развития. Но каждый из них рассматривает нарушения речи с определенной точки зрения, исходя из своих научных целей, задач и средств. Нарушения речи у этой категории детей обычно носят системный характер, обусловленный влиянием многих факторов, влияющих на многие аспекты речевой системы: характер этиологии, клиническая картина задержки психического развития, психологические особенности, развитие неврологической симптоматики.
Некоторые исследования авторов по развитию речи у детей с задержкой психического развития показали различные симптомы и механизмы нарушений речи у этой категории детей. Многие авторы подчеркивают системное недоразвитие речи у большинства детей с задержкой психического развития, отмечая не только недоразвитие речи в плане лексики, грамматики, фонетики и фонем, но и отсутствие формирования внутренней речи, что влияет на развитие речи.
Основными характеристиками словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность. Как известно, формирование словарного запаса ребенка тесно связано с его психологическим развитием, сопровождающимся развитием представлений об окружающей действительности. Такой автор, как С.Г. .Шевченко провел исследование знаний и представлений об окружающем мире дошкольников ЗПР, и выявил их бедность и значительную оригинальность.
Основным видом деятельности дошкольника является сюжетно¬ролевая игра. У детей с задержкой психического развития она имеет свои особенности. Дети этой категории испытывают серьезные трудности в создании воображаемых ситуаций и принятии ролей. Игра в основном носит невербальный характер.
Игры являются основным видом деятельности дошкольников. Это формирование личности ребенка, его речи, мышления, моторики, памяти, самостоятельности и способности контролировать собственное поведение. В игре ребенок накапливает опыт межличностных отношений, усваивает нормы общения между людьми, что определяет характер социального поведения. Благодаря игре активизируется и расширяется словарный запас детей. Учитывая вышесказанное, мы решили провести исследование.
Цель исследования: проанализировать особенности словаря существительных у дошкольников с ЗПР и разработать серию сюжетных игр по развитию словаря существительных у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования - словарь существительных у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования - сюжетная игра как средство формирования словаря существительных у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы исследования нарушений словаря существительных у дошкольников с ЗПР;
2) подобрать методический материал для исследования словаря существительных у дошкольников с задержкой психического развития, провести констатирующий эксперимент и выявить особенности словаря существительных у дошкольников с ЗПР;
3) разработать серию сюжетных игр по формированию словаря существительных у дошкольников с задержкой психического развития и провести формирующий эксперимент;
4) определить динамику уровня развития словаря существительных детей дошкольного возраста в ходе контрольного эксперимента.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза:
1. Словарь существительных у дошкольников с задержкой психического развития имеет свои особенности.
2. Сюжетная игра поможет скорректировать словарь существительных, так как является ведущим видом деятельности дошкольников.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности детей);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы М.М. Безруких, Н.Ю. Боряковой, Г.А. Волковой, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, И.А. Смирновой, Г.И. Жаренковой, Р.И. Лалаевой, В.А. Лапшина, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского и др.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад с. Пыркино, Бессоновского района, Пензенской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об особенностях развития словаря существительных у дошкольников, а также возможностях использования сюжетных игр для решения задач речевого развития детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОУ.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, включающего 50 наименований и приложений.
Нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на сегодняшний день являются актуальной, теоретически и практически значимой проблемой. Речь детей с ЗПР - одна из сложноорганизованных психических функций. Отмечается замедленный темп ее развития, своеобразные проявления и большая распространенность нарушений. Исследования таких авторов как Р.И. Лалаева [19], Е.В. Мальцева [28], Е.С. Слепович [42], свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается недостаточное развитие словаря, которое имеет следующие особенности:
• ограниченность словарного запаса,
• значительное расхождение между активным и пассивным словарем,
• преобладание обиходной лексики, часто имеющей неточные или ошибочные понятия.
Все это существенно затрудняет общение ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, что влечет за собой сложности при обучении и воспитании в дошкольной образовательной организации. Чтобы обогатить словарный запас детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами было определено содержание и реализация специальной коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и оценена ее эффективность, что и являлось целью нашего исследования.
Дети с задержкой психического развития отличаются по характеристикам психологических процессов от своих нормально развивающихся сверстников, поэтому в ходе логопедической работе необходимо учитывать возрастные и личностные психофизиологические особенности каждого ребенка.
Анализ научно-методической литературы позволил определить особенности словаря существительных у дошкольников с ЗПР: название предметных картинок по предложенным лексическим темам, название предметов по определенному описанию, обобщение частей предметов.
Проведение констатирующего эксперимента с целью обследования сформированности словаря существительных у детей с ЗПР на основе методик Г.А. Волковой и И.А. Смирновой, дало возможность выявить основные направления коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющих задержку психического развития.
Констатирующий эксперимент показал, что дети с ЗПР имеют низкий уровень развития предметного словаря, трудности в назывании предметов по описанию, смешении понятий.
Изучив данные, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что для развития словаря существительных у дошкольников, имеющих задержку психического, необходимо целенаправленное логопедическое воздействие.
В ходе формирующего эксперимента была разработана серия сюжетных игр, предназначенная для формирования словарного запаса имен существительных у дошкольников с задержкой психического развития. После сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента мы обнаружили, что у каждого ребенка наблюдалось улучшение, будь то незначительное, или повышение уровня сформированности словарей существительных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность метода сюжетной игры в коррекции словаря существительных у детей с ЗПР, доказана. Серия сюжетных игр является продуктивным способом коррекции словаря существительных.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011. - 213 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: «НЦ ЭНАС», 2001. - 136 с.
3. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 83-87.
4. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/1/0487/1 0487-1.shtml
5. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2010. - 130 с.
6. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. - Ростов-на-Дону, 2007. - 154 с.
7. Власова, Т.В. О детях с отклонениями в развитии /
Т.А. Власова, М.С. Певзнер / - М .: Просвещение, 1973- 231 с.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 71-76.
9. Гаврилушкина, О.П. Развитие навыков общения поведения дошкольников в условиях детского сада / О.П. Гаврилушкина // Ребенок вдет. саду. - 2010. - № 2. - С. 12-16.
10. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс]. -http: //sdo .mgaps.ru/books/K6/M7/file/2. pdf
11. Гончаренко, А.Н. Современные подходы к развитию речи детей / А.Н. Гончаренко // Дошкольное воспитание - 2014. -№7. - С. 78- 84.
12. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ИНФРА-М», 2008. - 207 с.
13. Гурин, Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет / Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. - СПб.: «Речь», 2011. - 256 с.
14. Зверева, О.Н. Сюжетно-ролевая игра / О.Н. Зверева // Игра и дети. - 2010. - № 6. - С. 23-30.
15. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников /
А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2009. - 92 с.
16. Инденбаум, Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого¬педагогических условиях / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 16-17.
17. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: «Скрипторий 2003», 2012. - 150 с.
18. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: «ГНОМ и Д», 2005. - 80 с.
19. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 303 с.
20. Лебединская, К.С. Задержка психического развития и ее причины / К.С. Лебединская // Причины возникновения и пути профилактикианомалий развития у детей. - 1985. - 77 с.
21. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2/0243/2 0243-1.shtml
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев. - 26 с.
Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - том II. /
П.Ф. Лесгафт [Электронный ресурс]. - https://static.my-
shop.ru/product/pdf/254/2533578.pdf
24. Лисина, М.И. Методика диагностики форм общения / М.И. Лисина. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 30 с.
25. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2/0049/2-0049-1 .shtml
26. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 9-14.
27. Маврина, И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе / И.В. Маврина. - М.: «МГ1П1У», 2004. - 230 с.
28. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 64-66.
29. Мессер, В.М. Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В.М. Мессер // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 711-734.
30. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 18-23.
31. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. - 143 с.
32. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М, 2004. - 126 с.
33. Охорзина, Т.В. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей / Т.В. Охорзина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 96-104.
34. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР /О.С. Павлова. - М.: «Педагогика», 2007. - 304 с.
35. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2006. - 190 с.
36. Петрова, О.В. Этические беседы с детьми 4-7 лет. / О.В. Петрова, Т.Д. Стульник. - М.: «Мозаика-Синтез», 2008. - 36 с.
37. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А.
Петровская. -М.: «МГУ», 2009. - 216 с.
38. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. / С. Я. Рубинштейн - 3-е изд. -М.: Просвещение - 1986. - 192 с.
39. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 89 с.
40. Симонова, И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова // Дефектология. - 1974. - № 3. - С. 18-25.
41. Слепович, Е.С. Особенности монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович // Дефектология. - 1981. - №1. - С. 110-117.
42. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: кн. для учителя / Е.С. Слепович [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0437/4 0437-1.shtml
43. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012. - 130 с.
44. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: «ВЛАДОС», 2005. - 158 с.
45. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: «Педагогика», 1990. - 184 с.
46. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
47. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева [Электронный ресурс] -http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0349/3 0349-l.shtml
48. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: «Школа развития», 2005. - 256 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:«ВЛАДОС», 1999. - 360 с.
50. Эльконин, Д.Б. Особенности психологического развития детей шестилетнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер [Электронный ресурс]. - http: //psychlib .ru/mgppu/opr/opr-001 -. htm# 1